14 сентября 2010, 02:20

В Москве может появиться арена уровня НБА

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

На прошлой неделе в России открылось официальное представительство НБА. Интервью "СЭ" дали заместитель комиссара сильнейшей лиги мира Адам Сильвер и руководитель ее московского офиса Егор Борисов.

Итак, историческое событие свершилось! Что на деле скрывается за этими громкими словами, понять можно не сразу. Однако главный итог таков: самое успешное предприятие мирового баскетбола готово вкладывать в нашу страну деньги. Проводить массовые турниры, мастер-классы заокеанских звезд и даже строить спортивные площадки. Что это - благотворительность и меценатство? Ничего подобного. В НБА, как показывает практика последних десятилетий, очень хорошо умеют считать деньги, а значит, надеются со временем получить от проделанной в России работы отдачу. Поэтому не нужно ждать, что с открытием офиса в нашей стране резко подешевеют майки Леброна Джеймса, а бесплатные телеканалы вприпрыжку бросятся транслировать матчи. Хотя и это через несколько лет будет возможно.

А вот чего ждать стоит уже сейчас, так это приезда в Россию звезд НБА и даже целых команд. Менее чем через месяц в Москву на сутки прилетит "Нью-Джерси", причем график у "Нетс" будет поистине сумасшедший: 9 октября - домашний контрольный матч с "Филадельфией", сразу после этого - трансатлантический перелет, 10-го - смена часовых поясов и масштабные мероприятия в Москве, затем еще один длительный перелет и уже 13-го матч с "Хьюстоном" в рамках турне по Китаю. Разве раньше можно было представить, чтобы профессиональный клуб, ведущий подготовку к сезону, пошел на такие жертвы ради популяризации баскетбола в России? Теперь это стало возможным. Конечно, к нам уже неоднократно приезжал Скотти Пиппен, но происходило это благодаря личной инициативе и усилиям тогдашнего начальника ЦСКА Сергея Кущенко. Еще был визит "Клипперс" в 2006-м, однако это опять же разовая акция в рамках NBA Europe Live Tour. Теперь над приглашением суперзвезд и другими акциями будет трудиться целый офис. И в предсезонные турне по Европе клубы будут приезжать не менее охотно, чем во Францию или Великобританию.

Кстати, в Китае, куда "Нетс" отправятся прямиком из Москвы, матчи клубов НБА проводятся регулярно и пользуются бешеной популярностью. Представительство лиги открылось в 1992 году в Гонконге, когда тот еще был британской колонией. В 1997-м Гонконг перешел под юрисдикцию Китая, и офис НБА начал обслуживать самый большой рынок в мире - более полутора миллиардов потенциальных покупателей! Сегодня в Поднебесной - настоящий баскетбольный бум: здесь проводится огромное количество детских турниров, причем едва ли не каждый участник этих мероприятий имеет майку Коби Брайанта и знает биографию суперзвезды "Лейкерс" наизусть. А уж как китайцы болели за сборную США в финале пекинской Олимпиады, и объяснять не нужно.

Московский офис НБА стал шестым в Европе: головное представительство лиги в Старом Свете функционирует в Лондоне и имеет филиалы в Стамбуле, Мадриде, Милане и Париже. Стоит ли нам ждать, что в отечественном баскетболе наступит всеобщая американизация, из-за которой болельщики отвернутся от и без того малопопулярного чемпионата России? Отнюдь. Наоборот, если больше детей будут отдавать предпочтение баскетболу перед телевизором, компьютером и футбольным мячом (это формулировка Адама Сильвера), то наша ПБЛ будет прибавлять в популярности и при должном усилии может стать для молодых талантов трамплином в НБА. Как китайский чемпионат для Яо Мина и И Цзяньляня.

Адам СИЛЬВЕР:
"РАБОТАТЬ В РОССИИ БЫЛО ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ СПАТЬ"

В насыщенности графика второго после Дэвида Стерна человека в НБА корреспонденту "СЭ" довелось убедиться на собственной шкуре. Под интервью был отведен последний, четвертый день визита, но поскольку в этот же день вице-комиссару нужно было еще перелететь из Москвы в Стамбул и успеть посетить четвертьфинал чемпионата мира США - Россия, наша встреча в одном из фешенебельных отелей столицы была назначена на… 8.30 утра. Несмотря на высокий чин и чрезвычайную занятость, Адам Сильвер встретил меня по-простому, сразу предложив и собственноручно налив мне кофе.

- Какие цели преследовала НБА, открывая офис в Москве?

- Главная цель у нас одна - развивать баскетбол по всему миру. Для работы в этом направлении в Россию уже приезжали комиссар лиги Дэвид Стерн, а также помощник старшего вице-президента Софи Гольдшмидт, которая и сейчас прилетела в Москву. Но для НБА очень важно иметь представителей, которые постоянно находились бы в стране, понимали ее культуру, традиции и, конечно, спорт. И теперь, надеюсь, Россия станет ближе к игре под названием баскетбол. Во всяком случае, возможности для этого у нас есть: будем работать вместе с новым владельцем "Нью-Джерси" Михаилом Прохоровым и российскими властями. В ходе переговоров с советниками из правительства России мы обсудили, как НБА сможет вкладывать средства в развитие баскетбольной инфраструктуры вашей страны.

- Может, вы и с Владимиром Путиным успели увидеться?

- К сожалению, ни с самим премьер-министром, ни с другими чиновниками высшего уровня я пока не встречался. Думаю, со временем мы восполним этот пробел. Но и за четыре дня, проведенных здесь, я успел побеседовать со многими людьми. И пришел к выводу, что в России хорошие возможности для обучения детей баскетболу. Главное - дать им понять, что интересно проводить время можно не только за компьютером или у телевизора, но и на спортивной площадке.

- В Китае, где офис вашей лиги работает уже много лет, в последнее время наблюдается настоящий баскетбольный бум, причем интерес растет не только к НБА, но и к сборной, к национальному чемпионату. Можно ли ждать таких же результатов в России?

- Конечно, Китай - совершенно иная страна с особенной культурой. К тому же баскетбол там более популярен, чем в России - там ведь нет хоккея (улыбается). У вас футбол - безоговорочный спорт номер один, а в Китае баскетбол может с ним посоперничать. Так что к вашей стране нужен свой подход. Все-таки китайский офис открылся почти 20 лет назад (в 1992-м. - Прим. А.С.), а здесь нам предстоит начинать чуть ли не с нуля. Кстати, на популярности НБА в Поднебесной сильно сказался переход Яо Мина в "Хьюстон". Россиян в нашей лиге теперь двое - к Андрею Кириленко присоединился Тимофей Мозгов.

- Кстати, почему, на ваш взгляд, россиян в НБА так мало?

- Думаю, в России пока не такие богатые традиции. Дело ведь не в национальности. При подписании контракта между клубом НБА и игроком важно не его гражданство, а то, что он умеет на баскетбольной площадке. Мозгов ведь оказался не в "Нью-Джерси", а в "Нью-Йорке" (улыбается). Потому что, по мнению руководства "Никс", Тимофей будет полезен этой команде. В общем, нужно сделать так, чтобы больше людей в России - и в первую очередь молодежи - играло в баскетбол. У вас замечательная страна, очень большая. Если все больше детей будут играть с баскетбольным мячом, а не с футбольным, то, возможно кто-то из них со временем сможет играть в НБА - как мужской, так и женской.

- Почему решение открыть представительство в России принято именно сейчас?

- Рано или поздно мы бы все равно это сделали. Но сейчас конечно, толчком послужила покупка "Нью-Джерси" российским гражданином.

- Прохоров выразил желание участвовать в проекте?

- С первой же нашей встречи в Нью-Йорке, когда обсуждалась покупка "Нетс" мистером Прохоровым, он показал: для него очень важно не только самому стать частью НБА, но и чтобы НБА стала частью России. Да, участвовать в работе российского офиса он будет очень активно. Точнее, уже начал: буквально на днях была достигнута договоренность о приезде в Москву "Нью-Джерси" 10 октября. Мастер-классы для юных баскетболистов, семинар для тренеров, посещение детского дома - и всё это нужно успеть за сутки.

- Недавно в России открылся баскетбольный спутниковый телеканал, но пока он показывает не более одного матча НБА в день. Можно ли надеяться на увеличение числа трансляций?

- Мы обсуждали с руководителями НТВ возможность расширения вещания как на бесплатном канале, так и на спутниковых. Они, как и мы, надеются, что "Нью-Джерси Нетс" повысят интерес к НБА в вашей стране. А российским болельщикам, у которых нет возможности купить "тарелку", но есть скоростной доступ в интернет, будут доступны трансляции с сайта НБА - как прямые, так и в записи.

- Планируется ли открытие торговых точек НБА?

- Наш официальный партнер - компания Adidas, которая, как вы знаете, имеет в России очень широкую сеть магазинов. В них и раньше продавалась официальная продукция НБА. В ходе визита в Москву мы беседовали с российскими представителями фирмы по поводу расширения ассортимента этих товаров. И это расширение, как мы надеемся, будет происходить по мере роста интереса жителей вашей страны к НБА. А со временем можно будет задуматься и об открытии эксклюзивных магазинов нашей лиги, которые, кстати, успешно работают в том же Китае.

- Слышали ли вы о судейском скандале, разгоревшемся в России в мае этого года?

- Подробностей не знаю, но слышал.

- Что делается в НБА для предотвращения таких ситуаций?

- К сожалению от этого страдают многие федерации и лиги в разных видах спорта. Ни одна система не совершенна, но в НБА мы плотно следим за букмекерскими линиями, очень внимательно изучаем любое нетипичное поведение участников матча.

- Существует ли в США хоть какой-нибудь интерес к европейскому баскетболу?

- Да. В частности, постепенно растет интерес к Евролиге. По нашему каналу NBA TV можно посмотреть "Матч недели" в этом турнире. Вообще, по-настоящему страстные баскетбольные болельщики следят не только за НБА, а за талантливыми игроками по всему миру. Тем более что много американцев - бывших игроков NCAA и даже НБА - сейчас выступают в Евролиге. И наоборот, европейцы часто приезжают играть к нам. Например, Мозгова многие знали еще до подписания контракта с "Нью-Йорком": за ним следили не только "Никс", но и другие команды. Хорошо известен в Америке и Рикки Рубио, задрафтованный "Миннесотой" и недавно игравший на чемпионате мира.

- Планируете ли обратиться к Андрею Кириленко с предложением поучаствовать в проекте? Он отлично подходит на роль посла НБА в России.

- Да. Хотя, по большому счету, Андрей уже является этим послом. Он активно участвует в общественной жизни и, в частности, открыл здесь благотворительный фонд для неимущих детей. Так что нашей лиге есть чему у него поучиться в плане того, как привлечь внимание поклонников баскетбола в России. Надеюсь, что мы будем работать с Кириленко в тесном контакте.

- В последние годы НБА активно развивается в Европе и Азии. Как вы оцениваете результаты этой работы?

- Во-первых, я получил от нее большое удовольствие. Путешествуя по разным странам, я познакомился с разными культурами, побывал во многих городах, многому научился. Визит в Россию, ставший для меня первым, тоже получился очень интересным. Ну, а если судить с чисто профессиональной точки зрения, то мы достигли большого успеха. Куда бы мы ни приехали, всюду нас принимали с распростертыми объятиями, всюду очень хорошо относятся к баскетболу. Ведь это демократичный и негрубый вид спорта: играть могут и мальчики, и девочки. Благодаря баскетболу дети могут не только поддерживать физическую форму, но и многому учиться: играть в команде, помогать друг другу.

- Возможно ли, что когда-нибудь некоторые европейские и российские клубы выйдут по развитию на уровень НБА? И что для этого нужно?

- Уверен, что это возможно. В России уже есть необходимая инфраструктура, есть хорошее отношение к спорту со стороны правительства. Ваши спортсмены в различных видах достаточно успешно выступают на чемпионатах мира и Олимпиадах. Российский клубный баскетбол пока развит не так хорошо, но мистер Прохоров на примере ЦСКА показал, как нужно работать. НБА хочет продолжать соревноваться в силе с Европой, хочет оставаться лучшей лигой в мире, но в то же время все мы работаем ради одной цели.

Мой босс Дэвид Стерн уже говорил, что со временем в Европе может появиться дивизион НБА. Сложно называть какие-либо сроки, но, думаю, это реально. В Европе уже имеются арены со всей необходимой инфраструктурой - например, в Лондоне и Берлине. А теперь я узнал, что и в Москве планируется построить новый дворец уровня НБА. А значит, может появиться и клуб НБА.

- Вы являетесь выпускником университета "Дьюк", который славится богатыми баскетбольными традициями: команда "Блю Девилз" является четырехкратным чемпионом NCAA. А сами вы под руководством Майка Кржижевски случайно не играли? Комплекция-то у вас вполне баскетбольная.

- Так получилось, что я и Тренер К (так американцы уважительно называют Кржижевски. - Прим. А.С.) пришли в "Дьюк" одновременно - в 1980 году. Тогда я его еще не знал и за "Синих дьяволов" не играл. В принципе я всегда был поклонником баскетбола. Ребенком болел за "Никс", поскольку вырос в Нью-Йорке. Но настоящая страсть к баскетболу у меня появилась именно в университете, ведь традиции там действительно потрясающие. А теперь я с удовольствием сотрудничаю с Кржижевски как с главным тренером сборной США. И в "Дьюке", и в национальной команде он проделал огромную работу.

- Последний вопрос: за четыре дня, проведенных в Москве, нашли ли вы хоть немного времени на отдых?

- Нет. Как когда-то сказал Майкл Джордан: "Отдохну в следующей жизни" (улыбается). Повторю, времени в России у меня было очень мало, а встреч - очень много. В общем, работать было интереснее, чем спать.

Егор БОРИСОВ:
"В МОЕЙ КОМАНДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ"

Как уже сообщал "СЭ", возглавил московский офис НБА Егор Борисов, занявший пост вице-президента НБА по России и странам Восточной Европы. Человек он хотя и новый для баскетбола, но в нюансах игры разбирается, да к тому же обладает недюжинным опытом менеджера - ранее он успешно руководил российскими представительствами ряда крупных западных компаний.

- К работе я приступил за три недели до официального открытия офиса, - говорит Борисов. - Предложение стать частью НБА стало для меня слишком сильным искушением. У всех эта аббревиатура ассоциируется с высочайшим уровнем профессионализма, с непреодолимым желанием развивать баскетбол во всем мире и сделать его глобальным видом спорта.

- Насколько тесным был ваш контакт с баскетболом раньше?

- Тесным я бы его не назвал, но в баскетбол играю.

- Какие первоочередные задачи перед собой видите?

- Сейчас задача номер один - обеспечить визит "Нью-Джерси" в Москву 10 октября. И лига, и Михаил Прохоров хотят успеть сделать за эти 24 часа как можно больше - семинары, мастер-классы… Чтобы за время пребывания в России "Нетс" принесли максимальную пользу российскому баскетболу.

- Прежде чем бизнес НБА в нашей стране станет успешным, должно пройти какое-то время. Наметили ли вы для себя какой-то план?

- Делать такие прогнозы - дело неблагодарное. Но пока, общаясь с представителями российского баскетбольного сообщества, с нашими бизнес-партнерами, мы видим большой энтузиазм, и это очень радует.

- Какие основные направления планируется развивать?

- Для начала нужно разработать и внедрить четкий календарь мероприятий. Это будут различные клиники, показательные соревнования… В частности, планируем проведение трех турниров с участием команд Ассоциации студенческого баскетбола. Основные приоритеты - это, во-первых, проведение максимально возможного числа акций для детей и студентов, а во-вторых, расширение освещения в прессе баскетбола и в частности НБА.

- Будете ли вы привлекать к сотрудничеству известных деятелей российского баскетбола?

- Обязательно. Например, нашим основным партнером по вопросам детей и студенчества будет Национальный баскетбольный проект, во главе которого стоит Сергей Кущенко. Думаю, эта фамилия достаточно известна в российском баскетбольном мире. И, кстати, не только в баскетбольном: пользуясь случаем, хочу поздравить Сергея Валентиновича с избранием на пост первого вице-президента Международного союза биатлонистов и пожелать успехов.

- Что нужно сделать для того, чтобы в будущем трансляции матчей НБА вернулись в достаточном объеме на общедоступное телевидение?

- Это хороший вопрос, но его решение зависит не только от нас, а от всех заинтересованных сторон - и от медиа-партнеров, и от лиги, и, наконец, от интереса самих зрителей. Нужно определиться с форматом вещания. А вообще-то с телевидением и в том числе с "НТВ-Плюс" у нас хорошие рабочие отношения, которые мы планируем только углублять.

- В российском клубном баскетболе сейчас сложилась такая ситуация, что многих болельщиков он просто не интересует - они следят лишь за НБА. Не думаете, что расширение деятельности североамериканской лиги в России еще сильнее снизит интерес к местному чемпионату?

- Не думаю, что это проблема. НБА - это лучшее, что есть в мировом баскетболе. К ней в любом случае будет прикован интерес всех болельщиков планеты. Но вряд ли это должно мешать им следить за баскетбольными событиями, происходящими в родной стране, городе, дворе или спортзале. И одна из наших задач сейчас - связать все это воедино. Через массовые молодежные турниры можно повысить интерес к баскетболу вообще, а не к какой-то отдельной лиге. А в итоге выиграть должны все.

- С целью популяризации баскетбола в Россию уже четыре раза приезжал 6-кратный чемпион НБА Скотти Пиппен. Возможно ли приглашение других звезд?

- Весь набор мероприятий, которые мы запланировали для молодежи, подразумевает участие тренеров и игроков НБА, легенд прошлого. Например, в октябре вместе с "Нетс" в Россию прилетит главный тренер этой команды Эйвери Джонсон - в прошлом известный игрок, чемпион НБА в составе "Сан-Антонио". Кстати, месяц назад он уже посещал Москву и проводил мастер-класс для детей на базе ЦСКА. Обязательно будем привлекать к сотрудничеству Андрея Кириленко и Тимофея Мозгова, ведь очень важно, чтобы именно российские звезды НБА могли передать свой опыт молодым соотечественникам, поделиться секретами мастерства и подарить ребятам надежду на то, что и им под силу добиться успеха в профессиональном баскетболе.

Антон СОЛОМИН

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости