12 февраля 2009, 12:30

Герой-одиночка Билл Расселл

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     12 февраля исполняется 75 лет самому титулованному игроку в истории НБА - легендарному центровому "Бостон Селтикс" Биллу Расселлу.

     Это сейчас, увидев в числе суперзвезд НБА игрока с белым цветом кожи, можно почти безошибочно предположить, что он родом из Европы, Южной Америки или, на худой конец, Канады. Совсем по-другому обстояло дело в далекие 50-е. Баскетболистов, которых нынче называют афроамериканцами и которые почти безраздельно царствуют в лиге, называли тогда совсем по-другому, и играли они в лучшем случае роли второго плана. Так было, пока в НБА не появился Билл Расселл.

     Фигуры такого, воистину фолкнеровского, масштаба в спорте встречаются нечасто. Расселл - это одновременно и супергерой, и немногословный мудрец, и неудачливый бизнесмен, и редкостный нелюдим. Кем он не был никогда, так это конформистом и рубахой-парнем. В 1966 году, когда великий Рэд Ауэрбах предложил ему стать играющим тренером звездного "Бостона", на первом же собрании команды Расселл заявил, что обрывает все личные отношения со своими партнерами-подопечными. А три года спустя, после завоевания 11-го чемпионского перстня в драматичной 7-матчевой серии с "Лейкерс", чуть ли не тайком собрал вещи и покинул город, принесший ему оглушительную славу.

     11 чемпионских титулов - абсолютный рекорд не только НБА, но и всех американских профессиональных лиг. Удивительнее всего, что эту феноменальную коллекцию Расселл собрал за каких-то 13 лет, то есть за всю его карьеру "Бостон" лишь дважды проигрывал серию плей-офф. Если же противостояние растягивалось на максимально возможное число встреч, шансов у соперников Билла не было никаких: в решающих матчах "Кельты" с Расселлом победили 11 раз из 11.

     Говоря о Расселле, можно еще долго приводить статистические рекорды, а при желании - и сыпать ими с той же ловкостью, с какой он сам раздавал соперникам размашистые блок-шоты. Кстати, точного их количества как раз уже и не узнать: в те времена этот защитный элемент еще не обсчитывался - производство "горшков" Билл поставил на поток одним из первых. Зато достоверно известно многое другое. Что в течение 10 сезонов Расселл делал не менее 20 подборов в среднем за матч. Что в 165 матчах плей-офф он собирал в среднем 24,9 отскока, а в двух финальных матчах ему удавалось по 40 (!) подборов. Что он пять раз признавался MVP регулярного сезона - столько же наград у Майкла Джордана, а на одну больше - только у Карима-Абдула Джабара…

     Но истинное величие Билла Расселла - отнюдь не в нагромождении чисел. Если вы любите баскетбол, вы можете и запамятовать, сколько раз Расселл играл в Матчах всех звезд. Нельзя забыть другого: с его появлением этот вид спорта стал совсем другим - как на площадке, так и за ее пределами.

     Мощные центровые играли в НБА и до Расселла, но все они были нацелены в первую очередь на атаку. Расселл же явил миру новый тип центрового - непроходимого столпа обороны, выведшего защиту на уровень подлинного искусства. Как и всякому новатору, ему пришлось пережить период насмешек: в колледже попытки Билла накрывать броски соперников в прыжке воспринимались как комическое нарушение общепризнанных баскетбольных норм. Но вскоре всем уже было не до смеха. Расселл, в юности не без успеха практиковавшийся в легкой атлетике, с невероятной для его роста скоростью перемещался по всему фронту обороны, выискивая возможность для агрессивного блок-шота. Хитроумный Рэд Ауэрбах ради приобретения темнокожего гиганта на драфте-1956 организовал рискованный обмен и теперь довольно потирал руки. Присутствие под кольцом великолепного Расселла позволяло его партнерам применять более активные методы защиты, не боясь быть обыгранными на дриблинге: в случае чего большой Билл всегда приходил на помощь со своей убийственной мухобойкой.

     Один из самых знаменитых защитных подвигов Расселла пришелся на 7-й матч финальной серии-1962 против "Лейкерс". К овертайму большинство лидеров "Селтикс" уселось на скамейку из-за перебора фолов, а Расселл едва ли не в одиночку погасил атакующий порыв калифорнийцев. Именно тогда он во второй раз в карьере сделал 40 подборов в финальном матче.

     Великому герою необходим великий соперник. Для гения обороны Расселла таким стал гений атаки Уилт Чемберлен. Чемберлену повезло в одном: он попал в НБА позднее Расселла и успел поиграть и после его ухода. А вот "живого" Расселла у него получилось обыграть в плей-офф лишь однажды - в 1967 году. Все остальные попытки свергнуть "Бостон" с трона оказались неудачными - что с "Филадельфией", что с "Лейкерс". Своего пика противостояние двух главных центровых Америки достигло в 1968-м. На фоне трагической гибели Мартина Лютера Кинга "76-е" и "Кельты" закрутили собственную драму в финале Восточной конференции. "Бостон" уступал со счетом 1-3 и должен был проиграть: выбраться из такого положения не удавалось еще никому в истории. Команде Расселла это удалось.

     Расселл обошел Чемберлена и за пределами площадки. Узнав, что Уилт подписал с "Филадельфией" рекордный контракт на 100 тысяч долларов в год, Билл отправился к Ауэрбаху и потребовал платить ему ровно на доллар больше. И своего, разумеется, добился.

     И все же, когда в 2003 году журнал Slam решил определить лучших игроков НБА всех времен, 11-кратный чемпион Расселл оказался позади 2-кратного чемпиона Чемберлена. Уступил он и Майклу Джордану с Оскаром Робертсоном. Наверное, тут сказалось то, что он никогда не был блестящим снайпером, которых так любит публика. А главное - он, как уже говорилось, был героем, что нелегко уже хотя бы потому, что герои далеко не всегда правы.

     Главным врагом Расселла всю жизнь был расизм. И, как это нередко бывает, проявления этого порока он видел даже там, где их не было. Родившись в далекой от принципов расовой терпимости Луизиане, Билл с детства был приучен к проблемам, связанным с его цветом кожи. Даже став первым в истории североамериканского спорта темнокожим наставником профессионального клуба, Расселл продолжал заявлять, что его оскорбляют по расовому признаку, а любые проявления дружелюбия или восторга со стороны малознакомых белых считал лицемерием. Это распространялось и на болельщиков "Бостона": Расселл был абсолютно равнодушен к овациям зрителей и никогда не давал автографов поклонникам. Заслужив репутацию отъявленного ворчуна, он окончательно рассорился с журналистами и болельщиками, когда сбежал из Бостона в 1969-м и мигом оставил команду без главного тренера и центрового. В 1972-м, когда его 6-й номер был торжественно изъят из обращения, Расселл на церемонии не присутствовал.

     Разругавшись с "Бостоном", Расселл так и не нашел себе толкового применения. Его бизнес-проекты, связанные с недвижимостью в Либерии, прогорели, тренерская работа с "Сиэтлом" и "Сакраменто" не принесла успеха, а работа телекомментатором - творческого удовлетворения. Отправив все это к черту, Расселл зажил уединенной жизнью в окрестностях Сиэтла. Не правда ли, с героями такое случается сплошь и рядом?

     Правда и то, что герои никогда не уходят насовсем. В 2006 году о Билле Расселле вновь заговорили на всех телеканалах: именно он взялся помирить рассорившихся Шакила О'Нила и Коби Брайанта. А два года спустя великий Билл восседал на трибуне Banknorth Garden и снисходительно наблюдал, как Пирс, Гарнетт и компания завоевывают свой первый чемпионский титул. Иногда герои становятся патриархами - так оно и должно быть.

     Николай КОРОТАЕВ

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости