Нандо Де Коло: "Останусь ли я в ЦСКА? Зависит от "Финала четырех"
– Здорово, что мы смогли завершить серию с "Нимбурком" в трех матчах, – отметил Де Коло. – Это позволит нам подойти к "Финалу четырех" во всеоружиии. На мой взгляд, рецепт успеха в таков: нужно хорошо тренироваться, быть готовым физически, настраивать себя на победу и оставаться единым целым на площадке. Сейчас у нас есть время, чтобы поработать над всеми этими компонентами.
– Получить в соперники "Локомотив", команду, которую вы хорошо знаете, и которая прекрасно знает ЦСКА – это плюс или минус?
– Сложно сказать, хорошо это или плохо, но мы знаем, как они играют, это опасный соперник. Уверен, в полуфинале краснодарцы будут играть очень агрессивно, так что нам необходимо быть готовыми действовать в таком же ключе.
– Кого бы вы выделили в качестве главной силы "Локо"?
– Одним из ключевых игроков является защитник Малкольм Дилейни. И Энтони Рэндольф проводит отличный сезон. А в пятом матче против "Барселоны" очень здорово себя проявил Крис Синглтон. Так что никогда точно не знаешь, от кого ждать угрозы, но мы в курсе, что там много талантливых исполнителей. Поэтому нам просто необходимо собраться и сделать эту игру более сложной для соперника.
– Кто по вашему мнению является фаворитом в другом полуфинальном матче Евролиги, в котором турецкий "Фенербахче" сыграет с испанской "Басконией"?
– Пожалуй, фаворит в этой игре – "Фенербахче". Но в формате "Финала четырех" возможнен любой результат… Тем более "Баскония" никогда не сдается и борется до конца. Кстати по стилю эта команда немного напоминает мне "Локомотив".
– Для ЦСКА это будет уже 13-й "Финал четырех" за 14 лет. Все уже так привыкли к этому…
– В этом есть небольшая проблема. Из-за постоянства результатов клуба у некоторых сложилось впечатление, что дойти до "Финала четырех" очень легко. Однако на самом деле попасть туда, а тем более там выиграть, совсем не просто. Вообще мне неважно, что говорят люди, главное, что мы с командой и тренером знаем, сколько жертв было принесено ради этого результата.
– По итогам уже почти двух сезонов, что вы провели в ЦСКА, можете сказать, чем отличается российский баскетбольный клуб от тех, за которые выступали ранее?
– Имя клуба широко известно не только в России, но и по всей Европе. Каждый год мы боремся за трофеи, что очень важно для любого игрока. У армейцев много преданных болельщиков, которые всегда с нами.
– Что могло бы заставить вас использовать опцию в своем контракте и остаться в ЦСКА на следующий сезон?
– Я счастлив в Европе и буду очень рад продолжить выступать за ЦСКА. Мое решение во многом будет зависеть от выступления в "Финале Четырех", от результатов сезона. Впрочем, сейчас моя голова занята совершенно другим.
– Много разговоров в последнее время идет вокруг допинга, мельдония. Может ли этот препарат улучшить игру спортсмена в баскетболе, как думаете?
– Даже не знаю, поскольку никогда не сталкивался с допингом в своей карьере.
НАШ ПСИХОЛОГ – ЭТО ИТУДИС
– На протяжении многих лет никто не может одолеть ЦСКА в плей-офф Евролиги, однако в "Финале четырех" армейцев преследуют неудачи. Что нужно исправить в своей игре, чтобы переломить ситуацию, уже ставшую нехорошей традицией?
– Я думаю, ЦСКА нужно извлечь урок из прошлых ошибок, а затем выкинуть прежние неудачи из головы. Нужно сфокусироваться на настоящем, это самое важное. Мы провели отличный сезон. Даже несмотря травмы, мы продолжали сражаться, поэтому и оказались в Берлине. Год назад в полуфинальном матче с "Олимпиакосом" мы тоже сражались, но нас хватило только на 35 минут, а этого недостаточно для победы (ЦСКА уступил 68:70 – Прим. "СЭ").
– Есть ли психологический фактор в том, что ЦСКА никак не выиграет титул?
– Психология в спорте имеет огромное значение. И особенно в баскетболе, где ключом к успеху является агрессивный настрой на площадке. Но нельзя забывать, что это командный вид спорта, и если один баскетболист не очень хорошо проявляет себя в конкретном матче, партнеры всегда могут помочь ему нащупать свою игру.
– В ЦСКА есть спортивный психолог?
– Наш психолог – это тренер (улыбается).
– Вы добились огромных индивидуальных успехов в ЦСКА. При этом вы всегда находитесь как будто в одинаковом состоянии, очень уравновешенном. Что помогает сохранять спокойствие и энергию, особенно после больших побед?
– Таков мой характер. Я знаю, что на каждый матч надо выходить, будто это финал. Только при огромной ежедневной работе на протяжении всего сезона можно добиться большого результата.
– Даже в разговорах с судьями вы практически не проявляете эмоций, хотя вам нередко есть что сказать арбитрам. По-вашему, такое общение более эффективно?
– Как правило, у тебя есть не больше пяти секунд, чтобы донести свою мысль, поэтому пытаюсь говорить быстро и сухо. Хотя в целом стараюсь аппелировать к судьям как можно меньше, иначе можно потерять концентрацию. Однако нередко бывает, что какие-то вещи ускользают от их внимания, это нормально. Мои слова могут помочь им правильно оценить ситуацию, поэтому иногда позволяю себе обратиться к бригаде.
НЕ ЛЮБЛЮ ПУСТОЙ БОЛТОВНИ
– Со стороны иногда кажется, что вы закрытый человек, существующий как бы отдельно от команды. К примеру, в аэропорту вы никогда не перешучиваетесь с партнерами, не идете вместе с ними в кафе, лишь слушаете музыку или сидите за ноутбуком.
– По-моему, тут нет ничего особенного. Если мы делаем что-то вместе с командой, я всегда в этом участвую. Но в аэропорту все находятся в ожидании самолета, это не совсем обычная обстановка. Поэтому в такие минуты я предпочитаю повисеть на телефоне с друзьями или сделать какие-то дела. А с ребятами мы и так постоянно вместе – на тренировках, на выездах и так далее. Нельзя же посвящать команде все 24 часа в сукти, все-таки у меня есть семья, о которой надо заботиться.
– На ваш взгляд, дружеская атмосфера в команде – это важно? Или вам близок пример Майкла Джордана, который общался с партнерами только "по работе", и при этом был лучшим из лучших?
– Джордан и его "Чикаго" – это частный случай. Все команды разные. К примеру, по своему опыту знаю, что в "Сан-Антонио" коллектив очень дружный, все постоянно общаются друг с другом. И ведь это не мешает "Шпорам" регулярно выигрывать титулы. По-моему, вы что-то себе надумали. Допустим, если у вас есть вторая половинка, вы все равно не будете общаться все дни напролет. Даже когда вы вместе, время от времени вам хочется заняться своими делами. Но это не значит, что между вами что-то не так.
– Хорошо. А кто ваш лучший друг в команде?
– Лучший друг? Слушайте, нам же здесь не по 15 лет. Я общаюсь со всеми ребятами – когда мне есть что сказать. К примеру, на днях мы обсуждали с Кори, Кайлом и Аароном плей-офф НБА. В раздевалке сижу рядом с Никитой, и мы часто обмениваемся какими-то мыслями. Если мне есть чем поделиться, с радостью это сделаю. Но пустую болтовню не люблю.
– Поделитесь секретом, а что вы в последнее время так усердно печатаете на своем ноутбуке? Может, уже сели за мемуары?
– Что вы, пока у меня нет таких мыслей. Мне сложно сказать, что конкретно это было. Возможно, составлял пожелания по организации баскетбольного лагеря для ребят от 12 до 21 года, который проходит летом во Франции. Для меня это очень важное дело, мне хочется, чтобы он проходил в условиях, близких к идеальным. Кстати тренироваться в мой лагерь приезжают в том числе ребята из молодежных команд ЦСКА.
"ГОЛДЕН СТЭЙТ" СТАЛ ЧЕМПИОНОМ НЕ ИЗ-ЗА АТАКИ
– Раз уж мы коснулись темы НБА, поделитесь своим мнением о стиле игры "Голден Стэйта". По-вашему, калифорнийцы действительно изменили взгляд на баскетбол, доказав, что лозунг "защита выигрывает титулы" постепенно уходит в прошлое?
– По-моему, это проделки журналистов. Ведь "Голден Стэйт" обороняется на очень высоком уровне. Вообще, на мой взгляд, дело не конкретно в защите или атаке. В баскетболе главное – быть на площадке единым целом. Это то, что последние 15 лет делает "Сан-Антонио", и это то, что сейчас отменно удается "Воинам". Конечно, наличие в составе Стефена Карри, который может забить откуда угодно, облегчает жизнь его партнерам. Но чемпионами их сделало умение играть командно.
– Глядя на Карри, у вас не возникает желания перенять некоторые его приемы?
– Возникает, причем регулярно. Я из тех, кто видя удачное движение пытается включить его в свой арсенал. Внимательно изучаю видео, а затем пытаюсь повторить на тренировке.
– Лидер "Нижнего Новгорода" Виктор Радд признался, что хочет "украсть" некоторые ваши приемы. Вам льстят такие заявления?
– По-моему, в этом нет ничего особенного. Над своей игрой надо работать постоянно, и я прекрасно понимаю Радда. Чтобы не зависеть от судей и соперника, надо уметь как можно больше.
– Как относитесь к конфликту в европейском баскетболе, обернувшемуся санкциями для ряда ведущих сборных?
– Никак. Ведь игроки не имеют в данной ситуации никакого влияния.
– Возможно, вы бы говорили иначе, если бы дисквалификация коснулась и сборной Франции.
– Почему? Если бы санкции наложили на Францию, ничего бы не поменялось. Я был бы бессилен, как и сейчас. И вообще для нас в сложившейся ситуации тоже мало приятного. Если все действительно закончится отстранением сборных от Евробаскета, это будет не только хорошо, но и плохо. Да, у нас появится отличный шанс стать чемпионами Европы. Но кому до этого будет дело? Для баскетбола в целом это ужасно.