Почему мы должны гордиться победой ЦСКА в Евролиге
Радость от триумфа московских армейцев в Евролиге сильно омрачают разговоры о том, что российский баскетбол практически не имеет отношения к этому триумфу. Дескать почти всю работу сделали иностранные игроки и иностранный тренер. И что принадлежность такого коллектива к России – чисто формальная. Теоретически он мог бы собраться в любой другой стране, которая нашла бы деньги на исполнителей такого уровня.
Баскетбол в кризисе?
Отчасти жесткие комментарии оправданы – по сравнению с чемпионским составом трехлетней давности доморощенных игроков в основной обойме ЦСКА действительно стало меньше. Хотя титул 2008 года армейцы тоже завоевали с минимальным вкладом наших соотечественников. Люди, которые не следят за европейским баскетболом, действительно испытывают шок, когда не обнаруживают в составе московской команды россиян (впрочем, как и турок в составе турецкой). При том, что сборные России и Турции отнюдь не экзоты – команды с традициями и приличным составом.
Некоторые даже считают возникшую ситуацию свидетельством страшного кризиса в современном баскетболе. Дескать, в мире сейчас только два региона с перепроизводством игроков топ-уровня – США и Сербия. И успех в этой игре якобы зависит только от того, сколько уроженцев этих мест успела подписать или натурализовать та или иная команда. А все местные изначально слабее на несколько порядков.
Действительно ли все так плохо? Смотря с чем сравнивать. На самом деле в мире не так много интернациональных видов спорта, где нет доминирующих наций. Кавказские борцы, российские синхронистки и фигуристы, специалисты по пинг-понгу из Китая и кенийские бегуны не менее круты в своем деле, чем баскетболисты из США. Единственное отличие – в индивидуальных видах спорта национальное начало воспринимается не так остро, как в командных.
Глобальный мир
Должны ли патриотические мотивы быть определяющими на клубном уровне? Допустим, ЦСКА был бы не баскетбольной командой, а симфоническим оркестром. Волновало бы слушателей, в какой стране родились музыканты и выяснял ли кто-нибудь присутствуют ли на сцене, скажем, воспитанники российских музыкальных школ? Профессиональные лиги по уровню исполнителей давно сопоставимы с высоким искусством, которое априори космополитично. Однако для многих спорт по-прежнему – это только "боление за своих".
В игровых видах было множество попыток сколотить команды только из местных воспитанников, исключительно из представителей одного народа или одной расы. Но все эти принципы оказывались нежизнеспособными, когда, помимо политических, появлялись спортивные цели. Мир давно глобален. Выйдите на улицу – и вы гарантировано увидите представителей разных культур, даже если живете не в посольском квартале. Зачем же тогда в профессиональном спорте выдерживать искусственные условия?
Если бы ЦСКА выступал под российским флагом, но, базировался бы, например, в Италии, или клубом владел бы иностранный миллиардер (подобные пример были в нашем спорте), тогда, наверное, дискуссии по поводу того, является ли клуб российским, имели бы какой-то смысл. Но если московский клуб с российскими топ-менеджерами за частные деньги нанял тех исполнителей, которые соответствуют его амбициям, так ли важно, какой паспорт у этих профи?
А то, что среди этих профи мало россиян, – это уже вопрос не к клубу, а к людям, развивающим баскетбол в нашей стране. И эти вопросы надо задавать явно не в тот момент, когда российский баскетбольный проект официально стал самым успешным в Европе. Здесь надо не легионеров в составе считать, а насладиться редким моментом триумфа. Услышать в исполнении баскетбольного оркестра музыку, а не посторонние шумы.