Олаф Ланге: "Мы одолели полуфинальных демонов"
В воскресенье в Екатеринбурге триумфом УГМК завершился очередной розыгрыш женской Евролиги: в "Финале восьми" его хозяйки одержали пять побед с разницей от "+23" до "+31"! Секретами своего успеха и планами на будущее с читателями "СЭ" делятся главный тренер и директор уральского суперклуба.
Владимир МОЖАЙЦЕВ
из Екатеринбурга
– Каким образом вам удалось выстроить в "Финале восьми" настолько непроходимую защиту: до решающего матча УГМК ни разу не пропустил более 45 очков, да и "Фенербахче" позволил набрать всего 56? – вопрос немецкому наставнику екатеринбурженок, которому 30 марта исполнится 41 год.
– Защита – основа моей тренерской философии. И я горжусь тем, как УГМК оборонялся на протяжении всего турнира. Как блестяще Деанна Нолан отыграла в финале против Кэппи Пондекстер! Лидер "Фенербахче" набрала одно-единственное очко, хотя до этого редко уходила с паркета без "двадцатника". Впрочем, не только Нолан, все баскетболистки УГМК благодаря тщательной подготовке и самоотверженной работе на тренировках продемонстрировали в защите максимальную агрессию. И именно это, а не снайперские подвиги Кэндис Паркер и Дайаны Таурази в первую очередь привело нас на вершину. Я в этом убежден.
– Наверняка вы знали, что до вашего прихода клуб в течение пяти лет занимал в Евролиге третье место...
– Конечно. Было очень важно одолеть этих "полуфинальных демонов". Матч с "Буржем" начался для нас непросто (в середине стартовой четверти полуфинала француженки вели 9:0. – Прим. В.М.). Но я не сомневался в своих подопечных, и они не подвели. За исключением дебютного отрезка, мы полностью контролировали ход поединка. Та победа действительно была ключевой с точки зрения психологии. В финале девушки были уже более раскрепощенными и сразу же создали нужный задел.
– Превосходство УГМК над остальной баскетбольной Европой сейчас столь велико, что самое время задуматься о команде-династии, не находите?
- (Смеется.) Послушайте, дайте мне хотя бы чуть-чуть насладиться чемпионством! В любом случае, чтобы выиграть Евролигу, необходимо совпадение сразу нескольких факторов. И главное – избежать травм. Поэтому, кстати, никто не форсировал восстановление Анете Екабсоне и Маши Степановой после разрыва крестообразных связок. В результате они внесли свой существенный вклад в победу. Единственное – в финале мы недосчитались Эвелины Кобрин, но остальные смогли компенсировать и эту потерю.
Так что давайте подождем. Я не прорицатель и не умею заглядывать в будущее. Но, конечно, соглашусь с вами в том, что потенциал у УГМК колоссальный.
– Сложно будет, достигнув главной цели на сезон, настраивать команду в плей-офф чемпионата России?
– Уверен, проблем не возникнет. Перед началом сезона мы ставили задачу выиграть все турниры. В двух – Евролиге и Кубке России – УГМК уже победил. Остался национальный чемпионат.
– Пожалуй, вашим главным тренерским решением всего сезона стало возвращение в заявку на Евролигу вместо Сью Берд Паркер, в итоге удостоенной звания MVP "Финала восьми". Долго обдумывали эту рокировку?
- (Улыбается.) Один из ваших коллег высказал предположение, что все рокировки наших американок преследовали одну-единственную цель – запутать соперников, заморочить им голову. Так вот: я никогда бы не стал заниматься подобными вещами!
Я уважаю себя, уважаю оппонентов и, конечно же, уважаю своих игроков. Все было просто – перед началом сезона мы подписали трех выдающихся американских сборниц, и по правилам Евролиги одна из них в любом случае должна была остаться вне заявки. Берд присоединилась к нам уже в новом году, пройдя курс реабилитации после травмы. И вскоре выяснилось, что с Паркер в составе команда выглядит сильнее, чем со Сью…
Вот и все – никакой подоплеки тут нет! Хотя, конечно, решение далось тяжело. Берд – великая баскетболистка, которая много сделала для команды и в прошлом, и в этом сезоне. И еще принесет нам массу пользы – ведь в российской премьер-лиге мы имеем право использовать трех игроков сборной США одновременно. С другой стороны, жизнь доказала, что выбор оказался правильным. УГМК подарил своим потрясающим болельщикам праздник, которого они так долго ждали. В "Финале восьми" команда показала почти идеальный баскетбол.
Максим РЯБКОВ:
"ЧЕМПИОНСКИЙ СОСТАВ СОХРАНИТСЯ НА 90 ПРОЦЕНТОВ"
– Примите поздравления не только с чемпионством, но и с двумя кадровыми решениями, во многом предопределившими успех. А именно – с приглашением в клуб прошлым летом Олафа Ланге и Дайаны Таурази.
– Спасибо. Разумеется, в межсезонье нам пришлось непросто. Отзывы о Ланге были неоднозначными, а некоторые и вовсе попахивали хамством. Отдельные так называемые эксперты даже заявляли: "Что это за специалист такой? В УГМК решили вообще без тренера играть?" Но мы были последовательны и на протяжении всего сезона выражали немцу полное доверие.
Примерно такая же история с Таурази. Доводилось слышать, что американка уже не та, что ее лучшие годы позади, что в последние два сезона она ничего не выиграла ни в Евролиге, ни в НБА. Но я верил в Дайану, верил в ее чемпионский характер и харизму. Более того – понимал, как ее можно встроить в состав.
Если помните, контракт с Таурази мы заключили даже раньше, чем определились с главным тренером. Дайана – человек, который умеет здорово играть в финалах, а именно этого качества нам в последнее время не хватало. И Таурази стала клеем, который сделал нашу команду единым целым. На площадке именно она была главным проводником идей Ланге и его помощницы и супруги Сэнди Бронделло.
О последней, кстати, стоит сказать отдельно. Наши игроки еще помнят те времена, когда Сэнди была великой баскетболисткой. И она может, объясняя какие-то тонкие нюансы, общаться с подопечными на максимально понятном и близком им языке. Вообще у нас в клубе к игрокам относятся бережно и терпеливо. Так, Маша Степанова уже говорила в интервью "СЭ", что новый контракт мы предложили ей на следующий день после того, как она порвала крестообразные связки. Примерно такая же ситуация с Анете Екабсоне – в январе прошлого года она получила тяжелейшую травму, а уже в начале февраля с ней подписали новое соглашение.
– Еще одно важнейшее кадровое решение, приведшее к чемпионству, – обратная рокировка Паркер-Берд…
– Мы с тренерским штабом долго дискутировали на эту тему. Прикидывали, успеет ли восстановиться к "Финалу восьми" после травмы руки Эвелина Кобрин, которая, кстати, проделала просто героическую работу... Учитывали и то, что Таурази по передачам входила в пятерку лучших в Евролиге. Значит, отсутствие разыгрывающей Берд можно было частично компенсировать силами Дайаны. Ну и главный аргумент, склонивший чашу весов в сторону Паркер, – то, что Кэндис проводила просто фантастический сезон. В итоге она оправдала наш выбор на 100 процентов, совершенно заслуженно получив титул MVP "Финала восьми".
– Уже можете сказать, кто из игроков останется в УГМК на следующий год?
– Могу с уверенностью заявить: на 90 процентов нынешний состав сохранится. Может быть, произойдут точечные изменения, пригласим одного-двух новичков. Зачем искать добра от добра? Скажем, Нолан и Груда выступают за УГМК уже шесть сезонов. И я буду рад, если обе останутся на седьмой.