Переполох в команде "Форд" - шанс для русского пилота?
Лучший пилот "Форда" уходит из команды, марка "Форд" уходит из WRC, но машины "Форд" будут выигрывать гонки - чем все это грозит Евгению Новикову?
Уход "Форда" из мирового ралли по значимости можно сравнить с неявкой Валерия Леонтьева на концерт "Песня года". Но если певца на сцене никогда не заменить продюсером или менеджером, то в ралли все по-другому. И хотя главная ударная сила команды - Яри Матти Латвала - тут же объявил о своем переходе в "Фольксваген", возглавляющий заводскую команду "голубого овала" британец Малькольм Уилсон явно не собирается заламывать руки от отчаяния: "У нас отличная машина, просто в следующем году от нас потребуется больше энергии и самоотдачи". Те, кто знает толк в ралли, не пытаются оспорить эти слова: "Конечно, фаворитом следующего сезона являются "Ситроены". Но "Форды" наверняка останутся едва ли не главными соперниками для них - каким бы огромным ни был бюджет у дебютирующей в чемпионате команды "Фольксвагена", - говорит Алексей Сергеев, главный редактор сайта ALMrally (сайт принадлежит Михаилу Лепехову, финансирующему выступления Евгения Новикова в WRC).
Для понимания ситуации надо знать, что в течение последних 15 лет представляет собой заводская команда марки "Форд". Нюанс в том, что в ней на удивление мало "Форда". Юридически команда является подразделением инжиниринговой компании M-Sport, которая принадлежит Малькольму Уилсону. Именно в этой компании работают все инженеры и механики - вплоть до технического директора Кристиана Лорио. Боевые машины собираются на базе M-Sport из узлов и агрегатов, выпускающихся независимыми специализированными фирмами (вплоть до мотора - его готовят французы из Pipo Moteurs). Одним словом, ничто не мешает Уилсону продолжать выступления и дальше под своей собственной маркой. Тем более что предназначенная для следующего сезона машина уже готова, "Форд" обещает оказывать техническую поддержку - так что по-настоящему большие проблемы начнутся только в случае радикального изменения технического регламента: разработку совершенно нового автомобиля может потянуть только автопроизводитель.
Раз команда остается в чемпионате мира, но при этом теряет одного из пилотов - каковы шансы россиянина Евгения Новикова попасть в основной состав и получать за свои выступления зарплату? Ведь сейчас москвич является т.н. "клиентом" M-Sport, то есть сам платит команде за аренду машины и ее обслуживание…
"Начать надо с того, что для полноценных выступлений в чемпионате мира нужен щедрый спонсор. Теоретически M-Sport, конечно, может ограничиться обслуживанием клиентских машин, - рассказывает Алексей Сергеев. - Но заработанных денег не будет хватать на совершенствование автомобилей, проведение тестов, жизнеобеспечение команды и прочие вещи, которые необходимы для борьбы за победу. Результаты будут все хуже и хуже, а Уилсон не для того столько работал, чтобы превратиться в статиста. Если его команда окажется в тени заводских коллективов - это, во-первых, сильно ударит по самолюбию, а во-вторых, скажется на авторитете. Он должен держать и наверняка держит в уме возможность начать все сначала с другой маркой. Но чтобы выглядеть достойным партнером, надо бороться за победы".
Кандидаты в спонсоры имеются - стоит вспомнить, как инвестиционный фонд, принадлежащий правительству Катара, собирался стать то ли генеральным партнером, то ли даже владельцем заводской команды "Ситроен". Но раз французы предпочли катарским деньгам эмиратские, то чем не вариант другой заводской коллектив? Тем более что в нынешней ситуации Уилсон наверняка весьма сговорчив в плане комплектования личного состава. Ведь катарцы вместе с рекламой покупают место пилота для своего соотечественника Нассера Аль-Аттия - и есть подозрение, что камнем претковения в переговорах с "Ситроеном" стало желание катарца стать полноценным заводским гонщиком (в этом сезоне он являлся пусть привилегированным, но все же "клиентом"). Во всяком случае, такая трактовка напрашивалась, когда в разгар переговоров Аль-Аттия сказал журналистам, что хотел бы получить от французов "что-то ценное для Катара"...
Такие перспективы могут радовать Малькольма Уилсона или многочисленных родственников катарского пилота, но выглядят не самыми радостными для болельщиков Евгения Новикова. Ведь если желание Аль-Аттия сбудется, то в команде останется только одно свободное место - и претенденты на него есть. "Конечно, Петтер Солберг провел не лучший сезон, - рассуждает Алексей Сергеев. - Но он, как ни крути, - чемпион мира, и под него спонсоры (которых много не бывает, даже если договор с катарским инвестиционным фондом у вас в кармане) гораздо охотнее раскошелятся, чем под молодого, пусть и очень талантливого пилота. К тому же при всех своих заслугах Солберг стоит не так и дорого: после нескольких лет в роли "клиента" он доволен уже тем, что сам не должен никому платить".
Кроме опытного норвежца в поле зрения Уилсона есть и молодой - Мадс Остберг. По ходу этого сезона он уже сделал руководителю M-Sport намек высшей степени прозрачности - заявил журналистам, что бюджета на следующий год у него нет и стать заводским пилотом - единственный вариант продолжить выступления в чемпионате мира. Расшифровать это заявление можно так: какие-то спонсорские деньги у Остберга есть, но Уилсон на эти деньги может не рассчитывать, если вздумает предпочесть норвежцу другого гонщика - к примеру, того же Новикова. Конечно, босс M-Sport - стреляный не воробей даже, а минимум орел, и сказанные где-то кому-то слова не заставят его тут же дать юристам команду на подготовку контракта. Но, с другой стороны, Остберг не лезет в карман ни за словом, ни за результатом: в этом году на клиентском "Форде" он набрал примерно столько же очков, сколько Латвала и Солберг на заводских.
Евгений Новиков, напомним, в беседе с корреспондентом "СЭ Мотор" заявил четко и недвусмысленно: в следующем году он будет участвовать в чемпионате мира - независимо от того, позовут ли его в заводскую команду. Из этого следует, что необходимый бюджет у россиянина есть. А значит, Уилсону выгодно сохранить Новикова как "клиента", надо лишь назвать вменяемую, адекватную нынешним результатам москвича цену, чтобы не отдать этого клиента "Ситроену" или "Мини" (у команды "Фольксваген" клиентской программы не будет). И можно быть уверенным, что британец назовет именно ту цену, которая устроит спонсоров россиянина. Ведь возможность перейти под крыло французской компании, по словам Евгения, на протяжении двух последних сезонов существовала всегда, но вылилась в одну-единственную гонку (прошлогоднее "Ралли Испании"), после которой москвич вернулся за руль "Форда".
Одним словом, пока по всем раскладам Новиков остается то ли третьим, то ли даже четвертым в очереди из претендентов на два места в команде M-Sport. В его возрасте, впрочем, (сейчас Евгению 22 года, Остбергу - 25, Солбергу - 37, Аль-Аттия - 41) еще один год за рулем клиентской машины не является крушением всех надежд. Конечно, при наличии денег на аренду этой машины - но ситуация с финансированием программы выступлений москвича в настоящий момент выглядит весьма стабильной. А значит, российским фанатам ралли будет за кого болеть в следующем сезоне. И пусть клиентский автомобиль по-прежнему будет не так быстр как заводской - в этом сезоне Новиков доказал, что и на такой технике ему вполне по силам въехать на призовой подиум.
Кирилл КАЧНОВ