21 июня 2012, 00:02

Анонс главных гонок уик-энда: новозеландский этап WRC

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

РАЛЛИ

Чемпионский титул команде "Форд" уже не светит - но вполне возможная на заокеанской трассе победа позволит "голубому овалу" сделать вид, что он борется c "Ситроеном", а не сливает французам подчистую.

Если бы широко распространенной поговорки "куда ни кинь - всюду клин" не существовало в природе, ее следовало бы придумать: другими словами злоключения заводской команды "Форд" в нынешнем чемпионате мира и не опишешь. Судите сами. На асфальтовых гонках полноценно конкурировать с "Ситроеном" пилотам "голубого овала" не дает их гражданство: Яри-Матти Латвала и Петтер Солберг родились, выросли и начали карьеру в Скандинавии, где ралли проводятся исключительно на грунтовых дорогах. В боевом режиме ездить по асфальту финн и норвежец начали, только когда попали в число участников чемпионата мира - неудивительно, что воспитанный на твердом покрытии Себастьян Лоеб имеет над обоими гонщиками "Форда" ощутимое преимущество.

Казалось бы, при таких раскладах Латвала и Солберг должны играючи опережать француза на грунтовых гонках. Должны - но сделать этого им не дает норовистый характер их автомобилей. Уже ни для кого не секрет, что выжать максимум из Ford Fiesta RS можно только "размашистой" ездой в постоянных скольжениях. Зрелищные заносы приводят болельщиков в восторг, а механиков и менеджеров - в ужас, когда у одной из машин в очередной раз вырывает с мясом детали подвески: при размашистой езде больше шансов неудачно срезать поворот или напороться на камень, валяющийся в стороне от общепринятой траектории. Кроме того, последние полтора сезона показали, что Ford Fiesta RS - еще и не особо прочный автомобиль. Лоеб тоже порой не успевает увернуться от шального обломка скалы - и едет себе после этого дальше, в то время как Латвала и Солберг в похожей ситуации быстро переходят к раздаче послеаварийных интервью.  

Для счастья "Форду" нужна такая трасса, чтоб с одной стороны - не лишала смысла езду в скольжениях, а с другой - была достаточно ровной и не угрожала частичной или полной дезинтеграцией сравнительно хрупкой машины на второй день гонки. Подобные трассы в календаре чемпионата имеются: это скандинавские грунтовки "Ралли Швеции" (напомним, его в этом году Латвала выиграл) и "Ралли Финляндии", летящие сквозь леса и поля проселки "Ралли Великобритании" - и проложенные среди фермерских полей дороги, на которых проходит  стартующее сегодня  "Ралли Новой Зеландии". Они ровные и быстрые - идеальный расклад для гонщиков, подуставших от постоянных раздумий на тему, доедет то колесо, если б случилось, до финиша утренней секции или не доедет. "Не надо думать об износе резины или о сохранности машины - просто мчи так быстро как только сможешь," - доступно формулирует Себастьян Лоеб свой подход к выступлению на самом далеком от Европы этапе чемпионата мира. И эта особенность явно приходится по душе даже французу, считающемуся самым вдумчивым и рассудительным среди своих соперников.

Впрочем, одной правой ногой в Новой Зеландии жив тоже не будешь. Особенность местных дорог - профилированные повороты.  Их можно проходить ощутимо быстрее, чем аналогичные "плоские" участки на других трассах - нередки случаи, когда "при прочих равных" в европейском или латиноамериканском повороте пилоты едут на третьей передаче, а в новозеландском - уже на четвертой. Но есть при этом и свои тонкости. К примеру, если переборщишь со скоростью и съедешь в слой рыхлого гравия, скапливающегося на внешней стороне дороги - передние колеса тут же заскользят как на льду. А когда профилированный левый поворот на короткой прямой переходит в профилированный правый, то образуется своеобразный диагональный перелом. Подпрыгнув на таком переломе, машина норовит сама собой довернуться при приземлении и поехать вовсе не туда, куда хотел ее направить водитель.

"Ралли Новой  Зеландии" не является исключением в том смысле, что Лоеб опережает всех своих соперников по основным статистическим показателям. Но если вспоминать конкретные гонки и происходившие на них события, на ум приходят скорее поражения, которые терпели в окрестностях города Окленд и многократный чемпион мира, и его титулованная команда. Один из немногих за последние годы полноценных праздников настал на улице "Форда" в 2010 году (в прошлом году соревнования не проводились, так как в календарь чемпионата они попадают по четным годам, чередуясь с "Ралли Австралии"). Судьба гонки решалась на самом последнем спецучастке, удивительно живописном - дорога проложена по очень высоким холмам, подступающим к самому берегу Тасманова моря - 30-километровом Ваанга Коуст. Где ошибки допустили сразу три гонщика, выступавших на "Ситроенах" - включая и Лоеба, пересчитавшего передком молодые деревца на обочине, и лидировавшего Ожье, развернувшегося поперек дороги за три поворота до финиша. "Я увидел валявшийся в повороте ситроеновский бампер и подумал: а жизнь-то налаживается!" - рассказывал потом Яри-Матти Латвала, ставший победителем гонки в последние ее мгновения.

Можно ли с учетом всего сказанного назвать команду "Форд" фаворитом гонки? Ответ будет уклончивым: на трассе, где нет валяющихся по обочинам больших обломков или торчащих непосредственно из дороги камней, у Латвалы и Солберг есть весьма хорошие шансы забить гол престижа - по крайней мере, гораздо выше, чем на уже состоявшихся "жестких" грунтовых этапах вроде аргентинского или португальского. Но здесь самое время вспомнить и о другой народной мудрости - посвященной определенному домашнему животному и неизбежности его встречи с определенной неприятной субстанцией. Четыре года назад дороги новозеландские дороги были ничуть не менее ровными и быстрыми - что не помешало и Латвале, и лидировавшему Хирвонену (выступавшему тогда за "Форд") разбить свои машины на предпоследнем спецучастке, подарив победу Лоебу. Ареной столь судьбоносных событий стал все тот же Ваанга Коуст, причем обе аварии имели одинаковый сценарий - пилоты, выходя из поворота на полном газу, не успевали скорректировать занос и заправляли машину мордой в откос на противоположной стороне дороги. Яри-Матти Латвале, как уже можно догадаться, особенно повезло: его автомобиль въехал не просто в земляной бруствер - а туда, где прятались несколько немаленького размера камней.

Охота делать на пилотов "Форда" крупные ставки может совсем пропасть, если обратить внимание на статистику: признанные гравийные асы Хирвонен и Латвала по количеству очков, набранных в среднем за гонку, проигрывают испанцу Дани Сордо, который вообще-то считается специалистом по асфальту. Кстати, Сордо - его команда Prodrive заявляет только на отдельные этапы чемпионата - приедет в Новую Зеландию на основательно обновленном раллийном "Мини" и в предстартовых интервью обещает бороться чуть ли не за победу.

Насколько оправданы подобные заявления - вопрос открытый, но есть один момент, который наверняка придется всем по душе. Кто бы в итоге ни стал победителем "Ралли Новой Зеландии", судя по опыту предыдущих лет, выяснится это на последней паре допов. Нынешнему чемпионату как раз остро не хватает полноценных гоночных воскресений: Ив Маттон (руководитель команды "Ситроен") порой норовит придать таблице общего зачета окончательный вид еще в субботу утром. А его невольными пособниками в этом деле оказываются принципиальные соперники: ведь командные приказы имеют смысл, только когда пилоты "Форда" уже получили свою порцию неприятностей и больше не претендуют на высокие места. Остается лишь надеяться, что на новозеландской трассе Яри-Матти Латвала и Петтер Солберг перестанут играть в поддавки и  три… окей, хотя бы два с половиной дня продержатся в гонке без оторванных рычагов подвески или выломанных рулевых тяг. А там пусть хоть Лоеб снова побеждает. Перелома в борьбе за титул болельщикам уже не дождатся - так стоит ли раскатывать губы накануне серии асфальтовых ралли?

P.S. Наряду с другими пилотами в "Ралли Новой Зеландии" стартует и россиянин Евгений Новиков. Евгений примет участие в этом этапе чемпионата уже во второй раз - но надо учесть, что в 2008 году москвич пилотировал менее совершенный и быстрый автомобиль категории P-WRC. Та гонка закончилась для Новикова сходом с трассы утром в воскресенье, поэтому некоторые ключевые спецучастки (вроде самого быстрого Те Акау) россиянин увидит отнюдь не впервые. Вряд ли стоит ждать от Евгения попадания на подиум: обязательным условием для этого пока являются массовые проблемы у пилотов заводских команд, а на не считающейся убойной новозеландской трассе вероятность такой "эпидемии" весьма мала. С другой стороны, желая сэкономить на переездах, этот этап пропустит Мадс Остберг - норвежский пилот, являющийся одним из непосредственных конкурентов Евгения и регулярно оттесняющий россиянина в финишном протоколе на одну позицию ниже. И если вдруг у Новикова будет шанс "подобрать" упущенное кем-то из лидеров призовое место, отсутствие Остберга среди участников будет более чем кстати.  

Кирилл КАЧНОВ

 

"Ралли Новой Зеландии". Информация о трассе

- дистанция гонки: 393 км
- в том числе в пятницу - 189 км, в субботу - 143 км, в воскресенье - 61 км
- количество спецучастков: 22
- в том числе в пятницу - 8, в субботу - 7, в воскресенье - 7
- количество спецучастков длиной до 10 км - 5, длиной от 10 до 20 км - 8, длиной от 20 до 35 км - 9
- спецучастков длиной более 35 км на трассе нет

"Ралли Новой Зеландии". Статистика выступлений лидеров чемпионата мира

Пилот Команда Старты Сходы  Победы Лучший рез-т Очки (в ср. за гонку)
Себастьян ЛОЕБ Total Citroen WRT 6 0 2 1 107 (17,8)
Дани СОРДО Prodrive WRC Team 4 0 0 2 46 (11,5)
Микко ХИРВОНЕН Total Citroen WRT 6 0 0 2 67 (11,2)
Петтер СОЛБЕРГ Ford WRT 9 2 1 1 91 (10,1)
Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford WRT 5 2 1 1 39 (7,8)
Евгений НОВИКОВ M-Sport Ford WRT 1 1 0 - 0 (0)

Очки за все годы подсчитаны по использующейся сейчас системе. В графе "старты" указано общее количество выступлений, но при подсчете среднего количества очков, набранных за одну гонку, используется количество стартов на автомобилях категории WRC (Новиков стартовал в "Ралии Новой Зеландии" на автомобиле другого класса).

Чемпионат мира по ралли. Пилоты. Общий зачет после 6 этапов

Пилот Команда Автомобиль Очки
1. Себастьян ЛОЕБ Total Citroen WRT Citroen DS3 119
2. Микко ХИРВОНЕН Total Citroen WRT Citroen DS3 89
3. Мадс ОСТБЕРГ Adapta WRT Ford Fiesta RS 80
4. Петтер СОЛБЕРГ Ford WRT Ford Fiesta RS 73
5. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford WRT Ford Fiesta RS 45
6. Евгений НОВИКОВ M-Sport Ford WRT Ford Fiesta RS 43

Чемпионат мира по ралли. Команды. Общий зачет после 6 этапов

Команда Очки
1. Total Citroen WRT 194
2. Ford WRT 121
3. M-Sport Ford WRT 91
4. Qatar WRT 42
5. Citroen Junior WRT 37

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости