14 февраля 2012, 15:12

Обзор "Ралли Швеции": а у вас шип отклеился!

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

РАЛЛИ (WRC)

Межконтинентальные перелеты, раздутые штаты, миллионные зарплаты - лидеры мирового ралли мелочиться не любят. Но нестандартная шведская погода превратила их в сущих скряг, боящихся лишний раз нажать на газ и трясущихся над каждым шипом в покрышке.

Норвежец Мадс Остберг - один из наиболее талантливых молодых раллистов. Может быть, зря он прилюдно делился мечтой выиграть в этом году "Ралли Швеции", но и два подряд финиша на подиуме (второе место в прошлом году и третье в этом) - очень достойный результат. Одним словом, если речь идет о скандинавских гонках, словам Остберга можно и нужно верить. В том числе фразе, которую он произнес вечером в пятницу: "Это ралли и прошлогоднее - две разных гонки".

По ходу "Ралли Швеции" экипажи проезжают большинство спецучастков дважды - до и после дневного перерыва. В прошлые годы слой льда на дорогах был таким толстым, что шипованные шины нескольких десятков машин не могли пробить его даже на втором прохождении. Что позволяло гонщикам поддерживать высокий темп в течение всего дня.

На этот раз в западной Швеции снега выпало необычно мало, слой льда оказался тонким и быстро разрушался. Вместо него покрышки вгрызались в грунт - и шипы начинали вылетать чуть ли не горстями. Вдобавок количество шин, которые могут использовать участники за гонку, в этом году сократилось - с 48 до 35 на один автомобиль. В результате на три-четыре спецучастка покрышек зачастую не хватало. Сберечь же резину в этих условиях можно только одним способом - сбросить темп. Но где именно его сбрасывать, а где, наоборот, атаковать? Готового ответа на этот вопрос не существовало. Непросто было даже понять, какой фактор считать самым важным для принятия решения - длину спецучастков, их последовательность, среднюю скорость на них или состояние покрытия.

По логике вещей, нужнее всего шипы были на спецучастках, где слой льда оставался целым и разрушался сравнительно медленно. К примеру, на Киркенере (7,1 км), который несколько лет назад создали с нуля как "зрительский доп". Специально для ралли проложили новую дорогу нестандартной конфигурации, которую накануне соревнований регулярно поливают водой, намораживая лед. За грунт же зимние покрышки неплохо цепляются и без шипов. Поэтому по спецучасткам, где льда осталось очень мало, можно было быстро ехать и на "убитых" шинах.

Вот хороший пример. Во второй половине дня субботы друг за другом шли участки Саген (14,23 км, средняя скорость победителя - 115,7 км/ч), где лед сохранился сравнительно хорошо, и Фредриксберг (18,15 км, средняя скорость победителя - 104,3 км/ч), где в пробитых утром колеях то и дело обнажался грунт. Лидер гонки Яри-Матти Латвала на Ford Fiesta RS атаковал на Сагене. Руководствуясь описанной выше логикой и тем, что этот доп - более быстрый (чем быстрее отдельный поворот и спецучасток в целом, тем больше времени можно отыграть). Преследовавший лидера Микко Хирвонен на Citroen DS3, наоборот, предпочел беречь покрышки до более длинного Фредриксберга, который вдобавок был последним полноценным спецучастком дня. В итоге прав оказался Латвала: на Фредриксберге он уступил Хирвонену две с половиной секунды - зато на Сагене выиграл целых пять.

Впрочем, в субботу все уже освоились в непривычной обстановке. Именно поэтому Хирвонен с Латвалой отыгрывали друг у друга не больше, чем по три секунды с одного допа. А вот накануне даже лидеры позволяли себе крупные промашки. Судьба гонки во многом решилась именно тогда. "У меня совсем не осталось шипов," - сказал Хирвонен на финише Торсбю (19,21 км), последнего полноценного спецучастка пятницы. Сказал каким-то потухшим, безнадежным тоном, информации в котором было больше, чем в самих словах. Финн и до этого не был вполне доволен поведением своего "Ситроена": жаловался, что не уверен на сто процентов в тормозах и что на показавшемся из-под льда грунте машина норовит проехать передними колесами мимо поворота. Но столь серьезных проблем с покрышками Хирвонен явно не ожидал. Его результат на Торсбю вполне можно назвать провальным. До этого за 8 спецучастков и 125 км дистанции Хирвонен отстал от лидирующего Латвалы на 2,6 секунды. А после Торсбю отставание выросло до 17,2 с - в шесть с половиной раз!

В другую сторону маятник попытался качнуться перед самым финишем. На спецучастке Лесйофорс (15 км) в колеях прятались особенно острые и коварные камни, о которые в итоге пробили колеса оба заводских гонщика "Форда". Латвала разом потерял 27 из 35 секунд преимущества над преследователем. Не будь пятничного провала на Торсбю - Хирвонен вышел бы в лидеры, а до финиша оставалось всего два допа и менее 30 км дистанции. В такой ситуации Латвала, который на предыдущем этапе положил свою Fiesta RS на бок за несколько дней до финиша, вполне мог бы и дрогнуть...

В реальности же гонщик "Форда" даже после истории с проколом сохранил 8-секундное преимущество, позволявшее ему чувствовать себя достаточно спокойно. Во-первых, за всю гонку Хирвонен ни на одном допе не отыграл у Латвалы больше трех с половиной секунд. Во-вторых, с этого года на грунтовых и снежных ралли группа лидеров стартует в "перевернутом" порядке. То есть лидировавший Латвала ехал по трассе следом за своим основным соперником, видел его промежуточные результаты на своей приборной панели и в зависимости от них мог корректировать свой темп.

За 60 лет истории "Ралли Швеции" гонщику, родившемуся за пределами Скандинавии, удалось выиграть эту гонку всего один раз (Себастьян Лоеб в 2004 году). Поэтому никого не удивило, что за победу боролись два финна. А вот почему в итоге выиграл Латвала - вопрос, прямого ответа на который пока никто не дал. Многое говорит за то, что Хирвонену, впервые севшему за руль Citroen DS3 пару месяцев назад, просто не хватило опыта "общения" с автомобилем. "Мы внесли некоторые изменения в настройки, чтобы снизить нагрузку на шины, но неожиданным побочным эффектом стало резкое ухудшение управляемости," - сказал Микко в воскресенье днем. И до этого, по ходу гонки журналисты еще несколько раз слышали от него подобные оговорки. Похоже, в целом Хирвонен все-таки нашел общий язык с машиной, но некоторые нюансы еще предстоит отточить. И в нестандартных условиях именно эти нюансы стали ключевыми. Что ж, на следующем "Ралли Швеции", когда финский гонщик окончательно сработается с французским автомобилем, болельщиков может ждать воистину эпическая битва.

Кирилл КАЧНОВ

---

"Ралли Швеции". Итоговые результаты 

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS WRC Ford WRT 3:18:28.3
2. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT + 16.6
3. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Adapta WRT + 38.8
4. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Ford WRT + 1:14.3
5. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS WRC ALM Russia + 2:41.4
6. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT + 2:55.1
7. Хеннинг СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Go Fast Energy WRT + 3:49.5
8. Патрик САНДЕЛЛ MINI JCW WRC MINI WRC Team + 5:08.9
9. Мартин ПРОКОП Ford Fiesta RS WRC

Czech Ford National

+ 5:30.0
10. Эйвинд БРЮНИЛЬДСЕН Ford Fiesta RS WRC Adapta WRT + 6:27.2

"Ралли Швеции". Победители в отдельных категориях

Категория Пилот Автомобиль Команда Время
S-WRC Пер-Гуннар АНДЕРССОН Proton Satria Neo S2000 Proton Motorsoports 3:28:16.8
P-WRC Андерс ГРОНДАЛЬ Subaru Impreza WRX STI - 3:38:28.7

"Ралли Швеции". Победы на СУ

Пилот Чт Пт Сб Вс Всего
Яри Матти-ЛАТВАЛА 2 4 3 9
Микко ХИРВОНЕН 3 2 5
Себастьян ЛОЕБ 2 1 1 4
Петтер СОЛБЕРГ 2 2
Отт ТАНАК 2 2
Мадс ОСТБЕРГ 2 2
Дани СОРДО 1 1

* На СУ 18 Отт Танак и Себастьян Лоеб показал одинаковое время и оба считаются победителями спецучастка

ЧМ по ралли. Пилоты. Общий зачет после второго этапа

Пилот Автомобиль Команда Очки
1. Себастьян ЛОЕБ Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT 39
2. Микко ХИРВОНЕН Citroen DS3 WRC Citroen Total WRT 32
3. Петтер СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Ford WRT 29
4. Яри-Матти ЛАТВАЛА Ford Fiesta RS WRC Ford WRT 26
5. Евгений НОВИКОВ Ford Fiesta RS WRC ALM Russia 21
6. Дани СОРДО MINI JCW WRC MINI WRC Team 18
7. Мадс ОСТБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Adapta WRT 15
8 Франсуа ДЕЛЕКУР Ford Fiesta RS WRC M-Sport Ford WRT 8
9 Пьер КАМПАНА MINI JCW WRC MINI WRC Team 6
Хеннинг СОЛБЕРГ Ford Fiesta RS WRC Go Fast Energy 6

ЧМ по ралли. Команды. Общий зачет после второго этапа

Команда Очки
1. Citroen Total WRT 65
2. Ford WRT 55
3. M-Sport Ford WRT 28
4. MINI WRC Team 26
5. Qatar WRT 8

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости