Обзор "Ралли Швеции": а у вас шип отклеился!
РАЛЛИ (WRC)
Межконтинентальные перелеты, раздутые штаты, миллионные зарплаты - лидеры мирового ралли мелочиться не любят. Но нестандартная шведская погода превратила их в сущих скряг, боящихся лишний раз нажать на газ и трясущихся над каждым шипом в покрышке.
Норвежец Мадс Остберг - один из наиболее талантливых молодых раллистов. Может быть, зря он прилюдно делился мечтой выиграть в этом году "Ралли Швеции", но и два подряд финиша на подиуме (второе место в прошлом году и третье в этом) - очень достойный результат. Одним словом, если речь идет о скандинавских гонках, словам Остберга можно и нужно верить. В том числе фразе, которую он произнес вечером в пятницу: "Это ралли и прошлогоднее - две разных гонки".
По ходу "Ралли Швеции" экипажи проезжают большинство спецучастков дважды - до и после дневного перерыва. В прошлые годы слой льда на дорогах был таким толстым, что шипованные шины нескольких десятков машин не могли пробить его даже на втором прохождении. Что позволяло гонщикам поддерживать высокий темп в течение всего дня.
На этот раз в западной Швеции снега выпало необычно мало, слой льда оказался тонким и быстро разрушался. Вместо него покрышки вгрызались в грунт - и шипы начинали вылетать чуть ли не горстями. Вдобавок количество шин, которые могут использовать участники за гонку, в этом году сократилось - с 48 до 35 на один автомобиль. В результате на три-четыре спецучастка покрышек зачастую не хватало. Сберечь же резину в этих условиях можно только одним способом - сбросить темп. Но где именно его сбрасывать, а где, наоборот, атаковать? Готового ответа на этот вопрос не существовало. Непросто было даже понять, какой фактор считать самым важным для принятия решения - длину спецучастков, их последовательность, среднюю скорость на них или состояние покрытия.
По логике вещей, нужнее всего шипы были на спецучастках, где слой льда оставался целым и разрушался сравнительно медленно. К примеру, на Киркенере (7,1 км), который несколько лет назад создали с нуля как "зрительский доп". Специально для ралли проложили новую дорогу нестандартной конфигурации, которую накануне соревнований регулярно поливают водой, намораживая лед. За грунт же зимние покрышки неплохо цепляются и без шипов. Поэтому по спецучасткам, где льда осталось очень мало, можно было быстро ехать и на "убитых" шинах.
Вот хороший пример. Во второй половине дня субботы друг за другом шли участки Саген (14,23 км, средняя скорость победителя - 115,7 км/ч), где лед сохранился сравнительно хорошо, и Фредриксберг (18,15 км, средняя скорость победителя - 104,3 км/ч), где в пробитых утром колеях то и дело обнажался грунт. Лидер гонки Яри-Матти Латвала на Ford Fiesta RS атаковал на Сагене. Руководствуясь описанной выше логикой и тем, что этот доп - более быстрый (чем быстрее отдельный поворот и спецучасток в целом, тем больше времени можно отыграть). Преследовавший лидера Микко Хирвонен на Citroen DS3, наоборот, предпочел беречь покрышки до более длинного Фредриксберга, который вдобавок был последним полноценным спецучастком дня. В итоге прав оказался Латвала: на Фредриксберге он уступил Хирвонену две с половиной секунды - зато на Сагене выиграл целых пять.
Впрочем, в субботу все уже освоились в непривычной обстановке. Именно поэтому Хирвонен с Латвалой отыгрывали друг у друга не больше, чем по три секунды с одного допа. А вот накануне даже лидеры позволяли себе крупные промашки. Судьба гонки во многом решилась именно тогда. "У меня совсем не осталось шипов," - сказал Хирвонен на финише Торсбю (19,21 км), последнего полноценного спецучастка пятницы. Сказал каким-то потухшим, безнадежным тоном, информации в котором было больше, чем в самих словах. Финн и до этого не был вполне доволен поведением своего "Ситроена": жаловался, что не уверен на сто процентов в тормозах и что на показавшемся из-под льда грунте машина норовит проехать передними колесами мимо поворота. Но столь серьезных проблем с покрышками Хирвонен явно не ожидал. Его результат на Торсбю вполне можно назвать провальным. До этого за 8 спецучастков и 125 км дистанции Хирвонен отстал от лидирующего Латвалы на 2,6 секунды. А после Торсбю отставание выросло до 17,2 с - в шесть с половиной раз!
В другую сторону маятник попытался качнуться перед самым финишем. На спецучастке Лесйофорс (15 км) в колеях прятались особенно острые и коварные камни, о которые в итоге пробили колеса оба заводских гонщика "Форда". Латвала разом потерял 27 из 35 секунд преимущества над преследователем. Не будь пятничного провала на Торсбю - Хирвонен вышел бы в лидеры, а до финиша оставалось всего два допа и менее 30 км дистанции. В такой ситуации Латвала, который на предыдущем этапе положил свою Fiesta RS на бок за несколько дней до финиша, вполне мог бы и дрогнуть...
В реальности же гонщик "Форда" даже после истории с проколом сохранил 8-секундное преимущество, позволявшее ему чувствовать себя достаточно спокойно. Во-первых, за всю гонку Хирвонен ни на одном допе не отыграл у Латвалы больше трех с половиной секунд. Во-вторых, с этого года на грунтовых и снежных ралли группа лидеров стартует в "перевернутом" порядке. То есть лидировавший Латвала ехал по трассе следом за своим основным соперником, видел его промежуточные результаты на своей приборной панели и в зависимости от них мог корректировать свой темп.
За 60 лет истории "Ралли Швеции" гонщику, родившемуся за пределами Скандинавии, удалось выиграть эту гонку всего один раз (Себастьян Лоеб в 2004 году). Поэтому никого не удивило, что за победу боролись два финна. А вот почему в итоге выиграл Латвала - вопрос, прямого ответа на который пока никто не дал. Многое говорит за то, что Хирвонену, впервые севшему за руль Citroen DS3 пару месяцев назад, просто не хватило опыта "общения" с автомобилем. "Мы внесли некоторые изменения в настройки, чтобы снизить нагрузку на шины, но неожиданным побочным эффектом стало резкое ухудшение управляемости," - сказал Микко в воскресенье днем. И до этого, по ходу гонки журналисты еще несколько раз слышали от него подобные оговорки. Похоже, в целом Хирвонен все-таки нашел общий язык с машиной, но некоторые нюансы еще предстоит отточить. И в нестандартных условиях именно эти нюансы стали ключевыми. Что ж, на следующем "Ралли Швеции", когда финский гонщик окончательно сработается с французским автомобилем, болельщиков может ждать воистину эпическая битва.
Кирилл КАЧНОВ
---
"Ралли Швеции". Итоговые результаты
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Яри-Матти ЛАТВАЛА | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 3:18:28.3 |
2. | Микко ХИРВОНЕН | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | + 16.6 |
3. | Мадс ОСТБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Adapta WRT | + 38.8 |
4. | Петтер СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | + 1:14.3 |
5. | Евгений НОВИКОВ | Ford Fiesta RS WRC | ALM Russia | + 2:41.4 |
6. | Себастьян ЛОЕБ | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | + 2:55.1 |
7. | Хеннинг СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Go Fast Energy WRT | + 3:49.5 |
8. | Патрик САНДЕЛЛ | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | + 5:08.9 |
9. | Мартин ПРОКОП | Ford Fiesta RS WRC |
Czech Ford National |
+ 5:30.0 |
10. | Эйвинд БРЮНИЛЬДСЕН | Ford Fiesta RS WRC | Adapta WRT | + 6:27.2 |
"Ралли Швеции". Победители в отдельных категориях
Категория | Пилот | Автомобиль | Команда | Время |
S-WRC | Пер-Гуннар АНДЕРССОН | Proton Satria Neo S2000 | Proton Motorsoports | 3:28:16.8 |
P-WRC | Андерс ГРОНДАЛЬ | Subaru Impreza WRX STI | - | 3:38:28.7 |
"Ралли Швеции". Победы на СУ
Пилот | Чт | Пт | Сб | Вс | Всего |
Яри Матти-ЛАТВАЛА | 2 | 4 | 3 | 9 | |
Микко ХИРВОНЕН | 3 | 2 | 5 | ||
Себастьян ЛОЕБ | 2 | 1 | 1 | 4 | |
Петтер СОЛБЕРГ | 2 | 2 | |||
Отт ТАНАК | 2 | 2 | |||
Мадс ОСТБЕРГ | 2 | 2 | |||
Дани СОРДО | 1 | 1 |
* На СУ 18 Отт Танак и Себастьян Лоеб показал одинаковое время и оба считаются победителями спецучастка
ЧМ по ралли. Пилоты. Общий зачет после второго этапа
Пилот | Автомобиль | Команда | Очки | |
1. | Себастьян ЛОЕБ | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 39 |
2. | Микко ХИРВОНЕН | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 32 |
3. | Петтер СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 29 |
4. | Яри-Матти ЛАТВАЛА | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 26 |
5. | Евгений НОВИКОВ | Ford Fiesta RS WRC | ALM Russia | 21 |
6. | Дани СОРДО | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 18 |
7. | Мадс ОСТБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Adapta WRT | 15 |
8 | Франсуа ДЕЛЕКУР | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 8 |
9 | Пьер КАМПАНА | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 6 |
Хеннинг СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Go Fast Energy | 6 |
ЧМ по ралли. Команды. Общий зачет после второго этапа
Команда | Очки | |
1. | Citroen Total WRT | 65 |
2. | Ford WRT | 55 |
3. | M-Sport Ford WRT | 28 |
4. | MINI WRC Team | 26 |
5. | Qatar WRT | 8 |