Обзор "Ралли Монте-Карло": кто во что обут
РАЛЛИ (WRC)
Рядового автолюбителя назовут чокнутым, если он крест-накрест поставит на свою машину две летние шины и две шипованные зимние. А на завершившейся в воскресенье первой гонке чемпионата мира по ралли это было в порядке вещей.
"Все четыре колеса автомобиля должны быть обуты в одинаковые шины," - скажет вам любой нормальный инструктор в любой нормальной автошколе. И вы пройдете путь от "чайника" до опытного водителя с несокрушимой верой в это важное правило. А потом вдруг окажетесь на юге Франции в дни проведения "Ралли Монте-Карло", попадете на старт спецучастка Коль-де-Годиссар - и вам покажется, что мир сошел с ума.
На машине норвежца Петтера Солберга спереди стоит нешипованная зимняя резина, а сзади - слики. Голландец Кевин Аббринг едет, обув правые колеса в слики, а левые - в шипованные покрышки. А россиянин Евгений Новиков, взяв две "шиповки" и два слика, установил их на свой автомобиль крест-накрест!
О дорогах, по которым проложен маршрут легендарного ралли, нельзя сказать плохого слова. Но сами по себе они не гарантируют интересной гонки. В захватывающую игру с высокими ставками "Ралли Монте-Карло" превращает погода. Отправляясь на очередную секцию (обычно она состоит из двух спецучастков и по времени занимает полдня), каждый экипаж может взять с собой по шесть покрышек: четыре колеса на машине и две запаски в багажнике. Какими должны быть эти шесть шин, если первый спецучасток проложен по долине с температурой воздуха "+15" и сухим асфальтом, а второй - уводит в горы, где на перевалах "-5" и голый лед?..
В этом году настоящий карнавал начался утром в пятницу. На первом спецучастке дня, Сен-Жан-ан-Руаян (23,28 км), снега и льда не было вообще. Зато на втором, Коль-де-Годиссар (24,13 км), несколько километров дороги представляли собой одну сплошную наледь. На первом преимущество имели те, у кого в распоряжении были четыре нешипованные покрышки. К примеру, Петтер Солберг выиграл у Себастьяна Лоеба, которому от безысходности пришлось поставить две "шиповки", сразу 15 секунд. Но на Коль-де-Годиссар рано радовавшихся ждал настоящий разгром. "Это был ужас! - сокрушался бразилец Пауло Нобре. - Я в какой-то момент решил, что мой штурман заблудился – потому что в таких условиях никто не стал бы проводить ралли. Перевал мы преодолевали ползком. Люди в супермаркет и то быстрее ездят!" Зато гонщики "Ситроена", поставив по четыре шипованные покрышки, с лихвой отыграли все потерянное на Сен-Жан-ан-Руаян. Лоеб опередил Солберга почти на две минуты! А ведь норвежец - не какой-нибудь подающий надежды новичок. Он - чемпион мира, пилот заводской команды "Форд", да и по итогам гонки занял третье место.
Самые разные шинные комбинации, огромные отрывы... Битва на Коль-де-Годиссаре довела до истерики тех, кто наблюдал за ней в прямом эфире. Но судьбу гонки решила отнюдь не она. Ключевой стала среда - первый полноценный день ралли. Его события развернулись на дорогах к западу от Валанса.
Две трети спецучастка Бурзе - Сен-Мартьяль (30,48 км) асфальт был сравнительно чистым, но на последней трети - покрыт льдом. Причем дорога шла под уклон, что только добавляло гонщикам проблем. Но взять с собой четыре "шиповки" никто не решился: слишком велики были бы потери на сухом асфальте Мулинона (36,87 км), другого спецучастка среды. Поэтому перед стартом в Бурзе большинство лидеров волей-неволей поставили на свои машины крест-накрест два слика и две нешипованные покрышки.
На "Ралли Монте-Карло" такой вариант - не новость. Несколько лет назад инженеры и пилоты команды "Пежо" почти случайно выяснили на тестах: подобная комбинация может быть оптимальной в условиях, когда на одном или нескольких участках трассы чистый асфальт чередуется со снегом и льдом. Машина едет не так быстро, по-разному входит в правые и левые повороты - зато ее поведение предсказуемо. А на узких дорогах, в считанных сантиметрах от бордюрных камней и каменных стенок это бывает важнее "чистой" скорости. Но несколько последних лет этап "Монте-Карло" не входил в календарь чемпионата мира. Так что 18 января 2012 года элита мирового ралли использовала нестандартную шинную комбинацию впервые.
Спецучасток Бурзе - Сен-Мартьяль экипажи должны были пройти дважды. На утреннем прохождении отличился лидер "Форда" финн Яри Матти Латвала. Он выиграл у Лоеба почти минуту и вышел в лидеры гонки! Француз объяснил это разницей в выборе резины: в его распоряжении были мягкие слики, в то время как у Латвалы - сверхмягкие. Но есть подозрение, что 8-кратный чемпион мира просто не спешил взвинчивать темп, оказавшись в непривычных условиях. Как только Лоеб освоился, результат не замедлил себя ждать.
На дневном прохождении Бурзе француз отыграл у собственного утреннего времени две минуты. У утреннего времени Латвалы - ровно минуту. У показавшего днем второе время Франсуа Делекура – больше чем полминуты.
В дальнейшем таких отрывов Лоеб уже не добивался. Даже четырьмя "шиповками" на уже упоминавшемся Коль-де-Годиссаре он "выгрыз" меньше. А Латвала на дневном, повторном прохождении Бурзе вылетел с трассы. Финн пытался разглядеть, нет ли льда в очередном повороте, и пропустил мимо ушей очередную ремарку штурмана. Сравнение утренних и дневных результатов позволяет предположить: утром финн сразу поехал на всю катушку, а днем попытался еще прибавить - и быстро перешел предел допустимого риска. Тот самый предел, который Лоеб нащупывал постепенно - пусть и ценой потери времени.
В результате уже к концу дня Лоеб выигрывал у всех больше минуты. И трудно было ожидать, что кто-то бросит ему серьезный вызов. Для Дани Сордо на "Мини" и второе итоговое место стало весьма достойным результатом. Солберг и Микко Хирвонен только осваивались за рулем новых для себя машин. А россиянину Евгению Новикову, впервые стартовавшему на "Ралли Монте-Карло", пятое место давало все основания чувствовать себя одним из героев гонки. В общем, причины избегать риска имелись у всех. Неудивительно, что четыре дня спустя пятеро лидеров прибыли на финиш практически в той же очередности будучи вполне довольными собой.
Для приличия, правда, они поныли, что "Ралли Монте-Карло"-2011 получилось слишком долгим и неплохо бы сделать его покомпактнее - например, убрать спецучастки в районе Валанса, находящиеся в 300 км от Монако. Но скрыть восторг от этой гонки, непохожей ни на какую другую, не смогли даже Латвала и Себастьян Ожье, сошедшие в первый день. При всем уважении к "Ралли Швеции" (последние несколько лет оно было первым этапом чемпионата), если уж открывать сезон "за здравие", то именно здесь - на узких, извилистых и непредсказуемых дорогах "Монте-Карло".
Кирилл КАЧНОВ
---
Ралли "Монте-Карло". Итоговые результаты
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Себастьян ЛОЕБ | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 4:32:39.9 |
2. | Дани СОРДО | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | + 2:45.5 |
3. | Петтер СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | + 3:14.9 |
4. | Микко ХИРВОНЕН | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | + 4:06.8 |
5. | Евгений НОВИКОВ | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | + 6:03.4 |
6. | Франсуа ДЕЛЕКУР | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | + 7:47.9 |
7. | Пьер КАМПАНА | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | + 8:31.4 |
8. | Отт ТАНАК | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | + 10:34.6 |
9. | Мартин ПРОКОП | Ford Fiesta RS WRC | Czech Ford National | + 16:10.7 |
10. | Арминдо АРАУЖО | MINI JCW WRC | Armindo Araujo WRT | + 16:16.6 |
Ралли "Монте-Карло". Победители в отдельных категориях
Категория | Пилот | Автомобиль | Команда | Время |
S-WRC | Крейг БРИН | Ford Fiesta RS S2000 | Craig Breen | 4:57:06.2 |
P-WRC | Михал КОСТЮШКО | Mitsubishi Lancer Evo X N4 | Lotos Dynamic | 5:35:14.8 |
Ралли "Монте-Карло". Победы на СУ
Пилот | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | Всего |
Себастьян ЛОЕБ | 3 | 5 | 1 | 9 | ||
Петтер СОЛБЕРГ | 1 | 3 | 4 | |||
Микко ХИРВОНЕН | 2 | 1 | 3 | |||
Яри Матти-ЛАТВАЛА | 1 | 1 | ||||
Дани СОРДО | 1 | 1 |
ЧМ по ралли. Пилоты. Общий зачет после первого этапа
Пилот | Автомобиль | Команда | Очки | |
1. | Себастьян ЛОЕБ | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 28 |
2. | Дани СОРДО | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 18 |
3. | Петтер СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 15 |
4. | Микко ХИРВОНЕН | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 14 |
5. | Евгений НОВИКОВ | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 11 |
6. | Франсуа ДЕЛЕКУР | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 8 |
7. | Пьер КАМПАНА | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 6 |
8. | Отт ТАНАК | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 4 |
9. | Мартин ПРОКОП | Ford Fiesta RS WRC | Czech Ford National Team | 2 |
10. | Арминдо АРАУЖО | MINI JCW WRC | Armindo Araujo WRT | 1 |
ЧМ по ралли. Команды. Общий зачет после первого этапа
Команда | Автомобиль | Очки | |
1. | Citroen Total WRT | Citroen DS3 WRC | 37 |
2. | MINI WRC Team | MINI JCW WRC | 26 |
3. | M-Sport Ford WRT | Ford Fiesta RS WRC | 16 |
4. | Ford WRT | Ford Fiesta RS WRC | 15 |
5. | Armindo Araujo WRT | MINI JCW WRC | 4 |
6. | Palmeirihna Rally | MINI JCW WRC | 2 |