11 января 2012, 22:10

Сигнал "А ну, подвинься!" и кнопка вызова вертолета

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

"ДАКАР-2012"

"Сентинель", "иритрак" и "бализ" поминаются участниками "Дакара" через слово. Что это - названия ветров, типы дюн, пустынные растения? Нет - приборы, без которых на "Дакаре" не обогнать, не добраться до финиша и не спастить в случае чрезвычайной ситуации...

Если вам кровь из носу надо подставить кого-то из участников "Дакара", необязательно подбрасывать в его автомобиль наркотики или незаконно ввезенный в Чили гранатомет. Положите в машину включенный спутниковый телефон - и экипаж, выехавший на спецучасток с таким "грузом" экипаж, автоматически нарушает одно из дакаровских правил. Иметь телефоны на борту вообще-то не запрещено (требуется только зарегистрировать их перед стартом у организаторов), но при нахождении на спецучастке аппарат не может работать в режиме ожидания.

Возникла необходимость проконсультироваться с инженером по поводу странных стуков в моторе - включи телефон, сделай звонок и снова отключи, как только повесил трубку. С другими находящимися на спецучастке экипажами связываться нельзя. Причина введения таких запретов проста: участники должны сами ориентироваться на местности, не пользуясь никакими подсказками со стороны.

Если на использование личного телефона наложены ограничения, то личные GPS-приемники на "Дакаре" под строгим запретом. Но это отнюдь не значит, что участников сознательно лишают возможности поддерживать связь или ориентироваться на местности - просто делать это надо с помощью приборов, выданных организаторами. "Иритрак", "сентинель" и "бализ" - это как раз три устройства, которые накануне старта получает в свое распоряжение каждый экипаж. Для чего нужен каждый из этих приборов, "СЭ" рассказал Алексей Кузьмич, штурман "КАМАЗа", заявленного на "Дакар" казахстанской командой "Астана":

"Иритрак" - это спутниковый телефон, с помощью которого участники поддерживает связь со штабом ралли. Он же позволяет организаторам видеть, в какой точке маршрута находится в данный момент экипаж, движется он или остановился. В столь сложных условиях каждая остановка, причина которой неясна, по умолчанию воспринимается как внештатная ситуация, требующая вмешательства. Если организаторы видят, что какой-то автомобиль долго не двигается с места, они считают необходимым связаться с ним и уточнить, все ли в порядке.

Но прозванивать экипажи из-за каждой трехминутной остановки смысла тоже нет. Поэтому на "Иритраке" есть специальные кнопки для сбережения организаторских нервов и времени. К примеру, участнику надо остановиться, чтобы в спокойной обстановке прочесть пару рассказов Чехова. Он нажимает одну из кнопок прибора - и тем самым дает понять, что держит ситуацию под контролем, что помощь ему не требуется.

На случай, если помощь требуется - есть другая, тревожная кнопка: услышав поданный экипажем сигнал, любой находящийся поблизости вертолет тут же поспешит на выручку. Но на эту кнопку жмут только в самых крайних случаях - ведь воспользовавшийся ей экипаж автоматически выбывает из гонки. Кстати, в "Иритрак" также встроен датчик удара. Если он сработал и машина не двигается с места - организаторы начинают вызывать экипаж. Если ответа нет - на помощь высылается вертолет" Кстати, упоминавшийся выше "бализ" также относится к спасательному оборудованию. Это - радиомаяк, с помощью которого вертолет проще и быстрее находит место инцидента. Сам по себе он, впрочем, не включается: устройство надо достать, раскрыть антенну и активировать. Экипажу команды "Астана", в частности, пришлось это сделать, когда Кузьмич и его коллеги первыми из участников оказались на месте тяжелой аварии Алеша Лопраиса...

В этом году на "Иритраках" появилась новая, синяя кнопка. С ее помощью экипаж фиксирует время задержек, возникших не по его вине. К примеру, если на пути к старту спецучастка пришлось сбросить ход из-за толп болельщиков (для Южной Америки это более чем актуально). Или если экипаж остановился для оказания помощи другим участникам. Кстати, не исключено, что причиной неприятной истории с дисквалификацией экипажа Эдуарда Николаева стал не злой умысел пытавшихся "смухлевать" камазовцев и не козни организаторов, а недопонятые россиянами правила пользования этой новой кнопкой. Ведь именно нажатиями на нее было отмерены те минуты, которые судьи поначалу вычли из результата Николаева...

"Второй прибор, без которого нельзя представить себя современный "Дакар" - это "сентинель", - продолжает свой рассказ Алексей. - Во-первых, он позволяет экипажам общаться между собой с помощью условных сигналов. К примеру, два коротких сигнала и один длинный означает "иду на обгон". Два коротких - "услушал сигнал об обгоне, пропускаю". Три длинных - "стою в плохо просматривающемся месте, будьте осторожны".

Кроме того, в "сентинель" встроен GPS-приемник - а в него "зашита" информация о контрольных точках, на которых экипаж должен отметиться в течение дня. Активировать эту информацию можно только в начале соответствующего дня, вбив полученный от организаторов пароль. Поначалу на дисплее прибора высвечивается курс на точку, выраженный в градусах. За восемьсот метров до точки появляется стрелка, указывающая точное направление. Точек таких может быть до сотни в день, и собрать их надо практически все. Для снятия экипажа с гонки достаточно не взять четыре точки за день..."

Также "сентинель" в отдельных случаях может использоваться как источник информации о пройденном пути. В отдельных случаях - потому что на "КАМАЗе" команды "Астана" и так установлены два фиксирующих расстояния "терратрипа". Один из них выставлен для езды по асфальту и плотному грунту при высоком давлении в шинах, другой - для движения по песку на подспущенных покрышках. В каждой контрольной точке штурман обнуляет показания обоих, причем в случае с одним прибором надо нажимать пальцем на кнопку, а в случае с другим - ногой на педаль...

Кирилл КАЧНОВ

Olimpbet awards

Новости