Итоги 11-го дня: лидеры гонки не поделили поворот
"ДАКАР-2012"
Заключительная часть двухнедельной гонки, тяжелая трасса с разнообразными препятствиями и очная борьба между лидерами - что с точки зрения болельщика может быть лучше такого гоночного коктейля?
В течение полутора недель нынешний "Дакар" готовил все необходимые ингредиенты, чтобы на одиннадцатый день, на 377-километровом спецучастке в районе чилийского города Икике они сложились в идеальную комбинацию. Камни и скалы в начале спецучастка, явно превышающее среднестатистическое количество феш-феша, а на второй половине дистанции - плохо просматривающиеся дюны, провоцирующие на ошибки в навигации. Этот "Дакар" в миниатюре" заставлял попотеть и гонщиков, и штурманов. Вдобавок в этой фазе гонки особенно трудно сохранять голову холодной. Сказывается и накопившаяся усталость, и мандраж от близости финиша, а у лидеров - еще и накал борьбы.
Вообще-то ралли-рейды не предполагают очной борьбы колесо в колесо - уж слишком опасно "толкаться", мчась по пересеченной местности на скорости под двести километров в час. Более быстрые машины на "Дакаре" не просто принято, а надо пропускать. Организаторы даже выдают участникам специальный прибор, позволяющий подавать другим экипажам сигналы - к примеру, "иду на обгон" или "пропускаю". Время подачи сигнала записывается в память, и потом на основании этих данных организаторы вполне могут наказать "упиравшийся", препятствовавший обгонам экипаж. Наказать деньгами, а то и штрафными минутами...
Но везде есть свои нюансы. Стефан Петерансель и Робби Гордон дерутся - судья не лезь. Впрочем, до драки и даже "драки" между двумя лидерами общего зачета дело не дошло - но легкие повреждения имели место. "Мы обогнали Гордона, когда он пропустил нужный поворот, - рассказывает Петерансель. - Но вскоре "Хаммер" снова появился позади нас. Он ехал за нами очень плотно, слишком быстро вошел в один из достаточно крутых поворотов, не смог повернуть - и поехал по прямой, спрыгнув по пути с небольшого обрыва. Я бы уверен, что "Хаммер" приземлится на крышу, но вскоре увидел в зеркалах, что с парнями все в порядке" В порядке - если не считать сразу двух пробитых колес. Версия Гордона была короче: "Я догнал его, пытался пройти, он не подвинулся, я слетел с дороги и налетел на скалу"
Жаловаться судьям бессмысленно. Во-первых, как определить, какая из этих машин более быстрая, если после десяти дней гонки их разделяло шесть минут? Во-вторых, Гордон известен своей горячностью и, скорее всего, истинной причиной инцидента стало его желание обогнать соперника как можно быстрее. А с другой стороны, не мог ли знающий обо всем этом и искушеный во всех нюансах пустынных гонок Петерансель сознательно или подсознательно придержать Гордона, чтобы спровоцировать того на ошибку?
Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Результаты 9 СУ
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Хуан РОМА | MINI All4 Racing | X-Raid | 03:59:37 |
2. | Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:00:21 |
3. | Жинель Де ВИЛЬЕРС | Toyota Hilux | Imperial Toyota | + 00:07:44 |
4. | Робби ГОРДОН | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:14:14 |
5. | Бернар Тен БРИНКЕ | Mitsubishi Lancer MPR10 | Riwald Dakar Team | + 00:29:47 |
...7. | Леонид НОВИЦКИЙ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:31:56 |
...72. | Кшиштоф ХОЛОФЧИК | MINI All4 Racing |
X-Raid | + 05:28:29 |
За несколько дней до финиша Робби Гордон окончательно сменил тональность. Всю первую неделю он говорил, что едет медленнее, чем мог бы. Теперь от былой осторожности не осталось и следа: "Я буду ехать все быстрее, быстрее и быстрее" Других вариантов у американца нет - не ждать же невынужденной ошибки от Петеранселя, десять раз побеждавшего в "Дакаре" и однажды уже терявшего первое место буквально за день до финиша.
Хорошей новостью для Гордона стали проблемы у Кшиштофа Холофчика, выступающего в одной с Петеранселем команде. Поляк, до этого шедший третьим в общем зачете и прикрывавший француза, из-за проблем с рулевым управлением прибыл на финиш с отставанием в пять с половиной часов. Во-первых, это выбило Холофчика из лидирующей группы, где теперь Гордону предстоит воевать уже против двух, а не против трех "Мини". Во-вторых, есть надежда, что ближе к концу гонки машины X-Raid стали терять надежность. Хотя в случае с поляком, днем раньше перевернувшим свой автомобиль, логичнее подозревать, что сказывается накопившаяся за полторы недели усталость...Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Общий зачет после одиннадцати дней
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ | MINI All4 Racing | X-Raid | 28:41:12 |
2. | Хуан РОМА | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:19:05 |
3. | Робби ГОРДОН | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:19:51 |
4. | Жинель Де ВИЛЬЕРС | Toyota Hilux | Imperial Toyota | + 01:01:33 |
6. | Леонид НОВИЦКИЙ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 02:00:55 |
...13. | Кшиштоф ХОЛОФЧИК | MINI All4 Racing | X-Raid | + 05:44:57 |
Впервые за десять дней гонки результаты очередного спецучастка выглядят так, как хотели бы российские болельщики: два "КАМАЗа" на первых двух строчках протокола. Причем победа отнюдь не упала с латиноамериканского неба в чилийские пески. Экипаж команды "Астана" с Артуром Ардавичусом за рулем потерял почти десять минут на откапывание, а экипаж "КАМАЗ-мастер" во главе с Андреем Каргиновым и вовсе потратил больше четверти часа на ремонт двигателя. Если бы не эти проблемы, преимущество над соперниками из "Ивеко" было бы ощутимо больше - похоже, что камазовцы, наконец, вышли на свой боевой темп.
Одной из причин высокой скорости "КАМАЗов" стали пески во второй части спецучастка - в таких условиях российские грузовики традиционно очень быстры. Впрочем, "Ивеко" тоже нельзя недооценивать. Все быстрые экипажи голландской команды Petronas Team De Rooy в этот день допустили навигационные ошибки: экипаж лидера гонки, голландца Жерара Де Роя вообще "не проснулся" и поехал по трассе предыдущего дня. Но когда ошибка выяснилась и голландец вернулся на правильный маршрут, он достаточно легко обогнал "КАМАЗы" и в итоге минимизировал потери: две проигранных за день минуты - сущие пустяки на фоне часа преимущества в общем зачете.
Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Результаты 9 СУ
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Артур АРДАВИЧУС | КАМАЗ 4623 | "Астана" | 05:06:11 |
2. | Андрей КАРГИНОВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:02:18 |
3. | Жерар Де РОЙ | Iveco Powerstar | Petronas Team De Rooy | + 00:02:23 |
...6. | Ханс СТЕЙСИ | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | + 00:14:18 |
7. | Ильгизар МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:25:28 |
...12. | Марсель Ван ВЛИТ | MAN TGS | Veka MAN | + 01:29:02 |
...15. | Андре Де АЗЕВЕДО | Tatra 815 | Petrobras Lubrax | + 01:23:39 |
Главная новость дня - сократившееся меньше чем до пяти минут отставание Ардавичуса от Ханса Стейси. С одной стороны, пилот команды "Астана" регулярно говорит в интервью, что на спецучастках не пытается ни с кем гоняться и старается двигаться в собственном темпе. С другой, даже "собственный темп" позволил ему по ходу предыдущего дня обогнать Стейси на трассе. Опять же, азарт и спортивную злость никто на "Дакаре" не отменял. Вдобавок ведь спор идет не только за второе место, но и за возможность выиграть в случае серьезных проблем у Де Роя.
Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Общий зачет после девяти дней
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Жерар Де РОЙ | Iveco Powerstar | Petronas Team De Rooy | 31:52:33 |
2. | Ханс СТЕЙСИ | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | + 00:59:27 |
3. | Артур АРДАВИЧУС | КАМАЗ 4623 | "Астана" | + 01:04:17 |
...5. | Андрей КАРГИНОВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 02:37:14 |
6. | Ильгизар МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 03:46:46 |
...8. | Мартин КОЛОМЫ | Tatra 815 | Czech Dakar Team | + 05:24:09 |
9. | Питер ВЕРСЛУИС | MAN TGS | Veka MAN | + 06:05:25 |
- | Айрат МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | сход (мотор) |
- | Эдуард НИКОЛАЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | снят с гонки |
В двенадцатый день гонки (12 января) участники "Дакара" переберутся из Чили в Перу. От чилийского города Арика до перуанской Арекипы им предстоит преодолеть 552 километра. Официально длина спецучастка этого дня - 432 километра, но на деле спецучасток снова разбит на два сегмента, которые связывает между собой дополнительная дорожная секция длиной больше ста километров.
Кирилл КАЧНОВ