Итоги 7-го дня: верблюжья колючка воюет за американцев
"ДАКАР-2012"
Даже участники "Дакара" почувствовали, насколько велико и всеобъемлюще влияние США в мире. К примеру, кусты в пустыне Атакама мешали быстро ехать машинам немецкой команды X-Raid и играли тем самым на руку пилотам "Хаммеров"...
Когда участники ралли-рейдов рассказывают о верблюжье колючке, поначалу кажется, что речь идет о дереве вроде баобаба. "Рубить ее лопатой - врагу не пожелаешь, - вспоминает Алексей Кузьмич, штурман "КАМАЗа" казахстанской команды "Астана". - Мне пришлось однажды. Это физкультура на всю жизнь. До кровавых мозолей". Когда в руках не лопата, а руль, веселого тоже мало: "С виду это просто кустики: кажется, что сквозь них на квадроцикле проедешь. Но на деле эти кустики как будто из железа сделаны. Машина либо застревает них, либо начинает забираться на кустарник, а он ведь неоднородный - поэтому она почти сразу же валится вбок..."
Опытные участники "Дакара" в курсе: если плоские кусты колючки еле видны из-под песка - по ним и надо ехать, в "армированном" ветками песке вряд ли увязнешь. А вот колючка, растущая на подъеме - настоящая ловушка: наехав на нее, передние колеса отрываются от песка - а в момент приземления легко могут закопаться. Сделать им это несложно еще и потому, что в момент удара машина замедляется, нарушается тот самый "ход" - равномерное движение, медленно, но верно направляющее автомобиль к вершине.
Одним словом, Стефан Петерансель не зря поминал колючку в интервью на финише очередного спецучастка. Во многом именно она предопределила двойную победу "Хаммеров", которые впервые за нынешний "Дакар" заняли два первых места по итогам дня. Причем почти восемь минут, которые Аль-Аттия выиграл у Петеранселя - это ничто в рамках всей гонки, но более чем приличный отрыв по итогам дня. А время Робби Гордона здесь не является показательным, так как ему пришлось по ходу дня менять колесо, а его вышепомянутым соперникам повезло проехать все 444 километра спецучастка без единого прокола.
"Мы проехали Робби, когда он переобувался, - объяснял Петерансель роль колючки в истории. - А потом спустя некоторое время он обогнал нас как стоячих. Удержаться за ним было невозможно. С огромными ходами подвески его "Хаммер" просто перепрыгивал через заросли колючки - если бы мы пытались сделать то же самое, сразу сделали бы два оборота через крышу..." Одним словом, "Хаммеры" оказались в своей стихии - и пожалуй, впервые доказали серьезность своих намерений побороться за победу с армадой X-Raid.
Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Результаты 6 СУ
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Нассер АЛЬ-АТТИЯ | Hummer H3 |
SPEED Team | 03:26:57 |
2. | Робби ГОРДОН | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:07:30 |
3. | Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:07:53 |
4. | Кшиштоф ХОЛОФЧИК | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:14:57 |
5. | Хуан РОМА | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:15:19 |
6. | Жинель Де ВИЛЬЕРС | Toyota Hilux | Imperial Toyota | + 00:20:59 |
...8. | Леонид НОВИЦКИЙ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:28:25 |
Впрочем, Стефана Петеранселя трудно назвать испугавшимся, а позиции команды X-Raid - пошатнувшимися. Американская команда уже приучила болельщиков к тому, что в комплекте с высокой скоростью ее машин идут регулярные потери времени из-за поломок и ошибок. Что, впрочем, неудивительно для коллектива, пилотов которого за глаза называют "двое сумасшедших". Важную оговорку сегодня сделал и сам Аль-Аттия, признав, что для создания восьмиминутного задела ему пришлось "очень сильно рисковать". Чтобы бросить осмысленный вызов Петеранселю и его коллегам, катарцу надо отыгрывать по семь-восемь минут каждый день. То есть рисковать снова и снова. Но с такой тактикой на "Дакаре" мудрено не то что выиграть - выжить в оставшуюся до финиша неделю...
Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Общий зачет после семи дней
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ | MINI All4 Racing | X-Raid | 15:32:53 |
2. | Кшиштоф ХОЛОФЧИК | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:11:22 |
3. | Робби ГОРДОН | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:13:09 |
4. | Хуан РОМА | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:18:05 |
5. | Жинель Де ВИЛЬЕРС | Toyota Hilux | Imperial Toyota | + 00:34:07 |
6. | Нассер АЛЬ-АТТИЯ | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:42:54 |
7. | Леонид НОВИЦКИЙ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:54:26 |
Когда на финише спецучастка отметилась первая десятка зачета грузовиков, автор текстов на сайте команды Petronas Team De Rooy чуть не захлебнулся от восторга. Босс (Жерар Де Рой - владелец коллектива и по совместительству лучший его пилот) даже несмотря на пару пробитых колес выиграл третий подряд этап и еще дальше оторвался от соперников в общем зачете. С одной стороны - к цифрам не придерешься. С другой - на фоне очередной победы Де Роя особенно уныло смотрится провал еще двух экипажей на "Ивеко", до вчерашнего дня надежно прикрывавших своего лидера.
Голландец Ханс Стейси собрал все типовые мелкие неприятности, которые могли поджидать гонщиков на спецучастке. Для начала он первым из группы лидеров словил прокол - и хотя экипаж теперь тратит на замену колеса не больше 7 минут, при нынешних весьма плотных результатах и эта потеря времени является ощутимой. Позже голландец запутался в системе, которая позволяет регулировать давление в шинах. На мягком песке шины "приспускают", чтобы избежать закапывания - Стейси же по ошибке, наоборот, поднял давление еще выше. Примечательно, что опытному гонщику и единственному из вышедших на старт этого "Дакара" победителю гонки в зачете грузовиков потребовалось не менее пяти раз застрять при штурме дюн, прежде чем он понял свою ошибку.
А еще один экипаж "Ивеко", с Мики Бьязионом за рулем, влип по-крупному: он остановился со сломанным сцеплением и не прибыл на бивуак даже к позднему вечеру, когда и журналисты, и развлекающиеся выкладыванием информации в Facebook участники отправились спать...
Впрочем, у Petronas Team De Rooy в первой тройке по-прежнему остались два грузовика - а вот команда Veka MAN, похоже, потеряла все шансы привезти из этого "Дакара" хороший результат. Парой дней раньше экипаж Марселя Ван Влита, до ночи чинивший мотор, разом отстал от лидирующей группы на четыре часа. На этом этапе по неизвестным причинам потерпел ощутимую неудачу и лидер команды, Франц Эхтер: если раньше он держался в одном темпе с "КАМАЗами" и в среднем на каждом спецучастке проигрывал победителю по 15-20 минут, то теперь уступил сразу полтора часа!..
Пилоты "КАМАЗ-мастер" остались в целом довольны результатами дня. Айрат Мардеев хоть и потерял в середине дня время на замену приводного ремня генератора, под конец дня успел в очной борьбе опередить Ханса Стейси. А еще один пилот российской команды, Андрей Каргинов, на этом этапе впервые вошел в тройку лучших. И рассказывая об этом, не забыл подчеркнуть роль, которую в его успехе сыграли старшие товарищи: "Нам Семен Семенович (руководитель команды Семен Якубов - Прим. "СЭ") всегда говорит: "На песке выигрывает тот, кто не останавливается". Так я и старался ехать, не суетился: поднялся на дюну - сбросился, прикинул, куда ехать дальше. И только тогда снова набираешь ход. Впрочем, была и одна ошибка, из-за которой пришлось взяться за лопаты. Очередную дюну надо было перескочить, взяв "побольше хода", а я сбросил газ рано, не дотянул до гребня - и "КАМАЗ" просто повис на нем. Но понимать, где у дюны гребень, учишься в том числе на своих ошибках.."
Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Результаты 5 СУ
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Жерар Де РОЙ | Iveco Powerstar | Petronas Team De Rooy | 04:20:32 |
2. | Алеш ЛОПРАИС | Tatra 815-2 | Instaforex Loprais Team | + 00:03:59 |
3. | Андрей КАРГИНОВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:16:32 |
4. | Артур АРДАВИЧУС | КАМАЗ 4623 | "Астана" | + 00:17:37 |
5. | Вуф Ван ГИНКЕЛЬ | GINAF X 2222 SP | GINAF Rally Service | + 00:17:54 |
6. | Айрат МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:21:48 |
...10. | Ильгизар МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:30:10 |
...14. | Марсель Ван ВЛИТ | MAN TGS 480 | Veka MAN | + 01:21:07 |
- | Мики БЬЯЗИОН | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | сход (?) |
Главным конкурентом Де Роя в борьбе за лидерство по-прежнему остается Лопраис, который второй этап подряд едет в одном темпе с голландцем и легко воспользуется любой осечкой пилота "Ивеко". Вдобавок распалось лидирующее трио команды Де Роя: еще пару дней назад их отделяло друг от друга не больше пяти минут - сейчас Стейси проигрывает более получаса, а Бьязион и вовсе "потерялся". Впрочем, отсутствие итальянца в официальных результатах не означает, что он выбыл из гонки. На предыдущем этапе похожая ситуация имела место с Ван Влитом. До ночи чинивший мотор голландец тоже на какое-то время "пропал" из всех таблиц - а на следующий день снова появился: правда, уже с четырехчасовым штрафом...
Третье место Андрея Каргинова сложно назвать поводом для радости в команде "КАМАЗ-мастер". Высокая позиция на финише этапа связана исключительно с проблемами конкурентов - а темп россиян остается прежним: каждый день они проигрывают лидеру по 15-30 минут. Сломать эту тенденцию смог пока только экипаж Эдуарда Николаева, по стечению обстоятельств, в тот же день снятый с гонки судьями. С другой стороны, цена выигранной позиции остается одной и той же независимо от обстоятельств. Если "Ивеко" и "Татра" в запале борьбы поедут чересчур быстро и рискованно, загонят друг друга и отдадут победу российской команде - будет ли кто обвинять молодых камазовцев в неправильном выборе темпа? То, как буквально за день три грузовика комады Де Роя растащило по разным концам турнирной таблицы, наглядно демонстрирует, что крупные провалы возможны даже у признанных асов. И поэтому взвешенный подход российских гонщиков, не планирующих скакать по дюнам с шашкой наголо, еще вполне может себя оправдать...
Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Общий зачет после семи дней
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Жерар Де РОЙ | Iveco Powerstar | Petronas Team De Rooy | 18:05:15 |
2. | Алеш ЛОПРАИС | Tatra 815-2 | Instaforex Loprais Team | + 00:17:10 |
3. | Ханс СТЕЙСИ | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | + 00:33:14 |
4. | Артур АРДАВИЧУС | КАМАЗ 4623 | "Астана" | + 00:45:15 |
5. | Андрей КАРГИНОВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 01:02:29 |
6. | Айрат МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 01:13:35 |
...8. | Ильгизар МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 01:55:33 |
...11. | Франц ЭХТЕР | MAN TGS 480 | Veka MAN | + 02:38:37 |
- | Мики БЬЯЗИОН | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | сход (?) |
- | Эдуард НИКОЛАЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | снят с гонки |
После дня отдыха гонка возобновится 9 января. Участники должны будут преодолеть 686 км между чилийскими городами Копьяпо и Антофагаста, маршрут дня включает в себя спецучасток протяженностью 477 км.
Кирилл КАЧНОВ