Друг по контракту. Кто готовит Сироткина к гонкам
Олег КАРПОВ
из Будапешта
У каждого пилота в "Формуле-1" есть персональный тренер. Это человек, который не учит, как водить машину, но помогает поддерживать оптимальную форму, следит за питанием и психологическим состоянием. Многие гонщики находят себе профессиональных помощников еще в юниорских сериях – и с ними же порой приходят в "Ф1". У Сергея Сироткина такой персональный тренер появился только в этом сезоне. С середины января с россиянином работает специалист из агентства Hintsa Performance Том Кларк.
ПОМОЩНИК НОМЕР ОДИН
Таких тренеров в "Формуле-1" чаще всего называют физиотерапевтами, однако круг их обязанностей не ограничивается тренировками. Они помогают выстраивать план на уик-энд, вплоть до досуга вне трассы, а в ходе сессий находятся рядом: чтобы вовремя подать шлем и перчатки, поставить перед кокпитом экран с телеметрией в ходе тренировок, подержать зонт перед стартом и, конечно, помочь как можно лучше настроиться на гонку. По сути, это друзья по контракту.
– У команд огромное количество персонала, задача которых сводится к тому, чтобы как можно лучше подготовить машину, – говорит Кларк, – но нет никого, кто занимался бы пилотом. Это достаточно странно, потому что именно гонщик – тот, кто должен пилотировать эту машину, и от его состояния порой зависит очень многое.
В “Ф1” мельчайшие детали могут обеспечить разницу, которая определит направление твоей карьеры. Это то, для чего в автоспорте, и особенно здесь нужен тренер может принести – заниматься микроменеджментом всех деталей, что позволяет гонщикам концентрироваться на пилотировании, и не думать ни о чем лишнем.
Когда я начинал работать в юниорских сериях, в “Формуле-3” и GP3, в каждом из чемпионатов было три-четыре пилота, у которых были персональные тренеры, но теперь они есть практически у всех, чей бюджет позволяет нанять дополнительного человека, который сопровождал бы тебя на гонках. В “Формуле-1” это особенно важно, потому что здесь 21 этап. Это огромная нагрузка, в том числе психологическая. Особенно в такие моменты, когда три гонки подряд следуют друг за другом – тогда особенно важно иметь рядом того, кто будет отвечать за форму пилота.
ДВА ДЕБЮТАНТА
Кларк, как и Сироткин, – новичок в "Формуле-1". Поскольку о контракте "Уильямса" с Сергеем было объявлено очень поздно, в середине января, самым простым вариантом было взять тренера из Hintsa. Ее услугами пользуются добрая половина гонщиков чемпионата, а некоторые команды – например, "Ред Булл", "Торо Россо" и "Макларен" – уже давно заключили с компанией долгосрочные контакты. Том до начала текущего сезона работал с юниорами, включая, например, протеже "Мерседеса" Джорджа Расселла, но в этом году в Hintsa доверили ему первый контракт в "Ф1".
– Вся моя семья – гоночная, – рассказывает Кларк о себе. – Мой дед гонялся до 80 лет, мой отец – тоже. Я занимался картингом, но ничего путного из этого не вышло. У меня для этого есть хорошая отговорка – рост под два метра.
Так или иначе, меня всегда интересовали гонки, я хотел работать в этой сфере, но понимал, что способностей, чтобы стать хорошим инженером, у меня нет. В то же время я видел, что пилоты начинают работать с персональными тренерами, и решил, что было бы неплохо получить соответствующее образование.
Я получил диплом, начал работать с некоторыми пилотами в молодежных сериях, помогая им в качестве консультанта – это позволило обзавестись знакомствами и понять принципы, по которым все работает в этом спорте. Но целью всегда была именно “Формула-1”.
В Hintsa предложили мне поработать с Сергеем. На самом деле, это редкий шанс. В чемпионате всего 20 пилотов, у многих из них есть персональные тренеры, с которыми они работают много лет. В этом году новичка два – Шарль Леклер и Сергей. Так что вакансии было всего две. И то, что мне удалось получить одну из них – просто здорово.
ЧАС НА СОБЕСЕДОВАНИЕ
Сироткин никогда прежде с персональными тренерами не работал, но в "Уильямсе" – что логично – настояли на том, чтобы у Сергея такой тренер появился.
– Как только он получил место, сразу же начались разговоры о том, что ему необходим физиотерапевт, – рассказывает Том. – Еще даже до того, как он подписал свой контракт. За день до того, как это случилось, у нас состоялось интервью, а работать мы начали еще спустя два дня.
По словам Тома, интервью заняло всего час: "Тем не менее, даже тогда, когда я уже получил работу, был период – около недели – по ходу которого Сергей мог решить, что мы не сработаемся".
Они в итоге сработались. Но час или даже неделя – непродолжительный срок. Особенно если учесть, что пилот и тренер в "Формуле-1" проводят друг с другом почти три четверти года: сюда входят и все дни на трассе, а также большая часть времени в перерывах между гонками – на тренировках. "За первые шесть месяцев, дней, когда мы не виделись, наберется, наверное на три-четыре недели, не больше, – подтверждает Том. – Поскольку мы начали довольно поздно, у нас было много дел".
– Конечно, никогда нельзя гарантировать, что все сработает, как должно, но я думаю, у нас один из тех случаев, когда совпало буквально все? – продолжает тренер Сироткина. – К счастью для меня, Сергей – один из тех, кто всегда открыт ко всему новому – особенно тому, что может позволить ему стать лучше. При этом с ним никогда раньше никто не работал настолько плотно. Так что он был как губка – впитывал все, что я предлагал.
В то же время он уже занимался собственной подготовкой самостоятельно. Он многое успел изучить: как управлять собственным тренировочным процессом, выстраивать питание и так далее. Для меня это было очень кстати, потому что если бы у него не было этой базы, нам пришлось бы значительно труднее.
ХРАНИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ
Главная задача Тома сейчас – удостовериться, что Сергей подходит к каждой своей сессии в оптимальном состоянии. Для этого выстраивается график тренировок, питание и порой даже ограничивается круг общения.
– Питание – одна из основных областей, над которыми я работаю с Сергеем, – рассказывает он. – Та, которую я рассматриваю в качестве главного приоритета. Не потому, что Сергей неправильно питается. Он, напротив, очень хорошо разбирается в том, что ему помогает. Поскольку у него есть собственное понимание и знания, мы можем работать над деталями. Это не значит, что правильное питание поможет ему перебраться с последних рядов стартового поля на первый, нет. Но это то, что может серьезно повлиять на работу по ходу сезона.
Еще один пласт работы – следить за психологическим настроем гонщика.
– С точки зрения психологии, главное – удостовериться, что мы верно боремся с усталостью и правильно восстанавливаемся, – говорит Том. – Даже вне гоночных уик-эндов, у него порой бывает много встреч с инженерами, работы на симуляторе, взаимодействий с прессой. Для меня главный приоритет состоит в том, чтобы он подходил в наилучшей форме к гоночному уик-энду, и порой это может включать управление его расписанием и встречами. Если что-то или кто-то негативно влияет на него, я стараюсь если и не вмешиваться, то по крайней мере понимать, что происходит. Если какое-то влияние мне кажется чрезмерным, я постараюсь ввести ограничения.
От такой плотной "опеки", впрочем, тоже можно устать. "Мы проводим вместе очень много времени, – говорит Кларк, – Но после трех гонок подряд в конце июня и начале июля, он поехал в Москву, а я отправился в Англию. Мы знали, что он в хорошей форме, и у нас все под контролем. Мы отлично ладим, но надо отдыхать и друг от друга тоже.
СЛОЖНЫЙ СЕЗОН
Так или иначе, наличие или отсутствие тренера – не главный фактор, влияющий на выступления Сироткина в дебютном сезоне. Россиянин попал в команду в тот момент, когда она построила худшую машину чемпионата, и к началу в нем летнего перерыва Сергей остался единственным, у кого на счету пока так и нет набранных очков. Один только этот факт на настрой может повлиять сильнее переизбытка брифингов с инженерами или общения с прессой. Но Кларк работает с Сироткиным в том числе и для того, чтобы не дать ему сломаться.
– Он справляется со всеми проблемами достаточно хорошо, – говорит Том. – Он понимает, что это его дебютный сезон. Он знает, что машина не в том состоянии, чтобы позволить ему бороться там, где он хотел бы бороться. Он осознает, что попал в сложную ситуацию – в том числе и с точки зрения представления о нем в прессе. Но он знает, как этому противостоять, и у него очень верный настрой.
На его месте было бы легко упасть духом. Но вместо этого он относится к текущему сезону – как к своего рода обучению, которое поможет ему в будущем. Он надеется на продолжительную и успешную карьеру в “Формуле-1”, по ходу которой у него еще будут машины, способные дать ему возможность бороться на самом острие пелотона. Мы обсуждаем – не так часто, но порой бывает – то, что все происходящее сейчас позволит ему извлечь пользу для будущего.
Сироткину сейчас помогает его собственное спокойствие. "Это склад характера, – говорит Кларк. – Он просто не тот, кто при неудачах начинает швыряться предметами. Это не обязательно правильно или неправильно – возможно, кому-то это могло бы помочь. Но я бы сказал, что в данной ситуации для нас его спокойствие – это позитивный момент. Конечно, у него бывают перепады в настроении. Сейчас он выступает не на том уровне, на котором ему бы хотелось. Это разочаровывает его, но он знает, что дело в машине, а на это он не может повлиять".
Но как не упасть духом после гонки, вроде той, что была у Сироткина в Барселоне – с тремя кругами отставания от победителя, вылетом с трассы и проблемами с посадкой в кокпите? "Он осознает, что сезон длинный, и что одна гонка не обязательно станет определяющей в восприятии его выступления со стороны, – говорит Кларк. – После Барселоны у нас была гонка в Монако, где он показал себя здорово. Это то, что все в команде поняли в этом сезоне: когда Сергей оказывается в сложной ситуации – он способен тут же выдать очень сильное выступление в ответ. Пусть даже этого порой не видно со стороны".
ФУТБОЛ – КАК СПОСОБ ОТВЛЕЧЬСЯ
В той ситуации, в которой Сироткин оказался сейчас, важнее чуть меньше думать о гонках, считает Том. "Конечно, мы очень много говорим о них, – признает он. – Но мы сознательно порой уходим от разговора о гонках, когда их и так слишком много. Например, когда три этапа следуют подряд друг за другом. Перед летним перерывом мы как никогда много говорили о чем-то другом – просто, чтобы не думать постоянно о пилотировании. К счастью, Сергей это тоже понимает, и когда я говорю: “Давай перестанем говорить о машинах”, – мы сразу же меняем тему для разговора, и он четко понимает, для чего это нужно".
Иметь общие интересы в столь плотной связке – это плюс: "Для нас это – тренировки, – говорит Том. – У него выработался интерес к поддержанию физической формы в ходе молодежной карьеры. Он плотно занимался тренировками. Он видел в этом для себя выгоду и смог в итоге превратить тренировки в хобби. Мы взяли это на вооружение. Когда у нас выпадают дни отдыха, то тренировки и восстановительные мероприятия – это главный компонент нашей работы. Он занимается тем, что ему нравится. К счастью, в “Формуле-1” нет какой-то модели, которой нужно во что бы то ни стало придерживаться. И если Сергей, например, ненавидел бы бегать, нам вовсе не обязательно было бы включать бег в программу.
Плюс, мы вместе путешествуем вместе с “Ф-1”, и нам нравится вместе открывать для себя города, в которые мы приезжаем. Это, конечно, не хобби, но тоже взаимный интерес. Мы посмотрели вместе много матчей чемпионата мира по футболу. Сергей поддерживал национальную команду, и было здорово видеть, как обе наши сборные прошли достаточно далеко по сетке. Я думаю, это было кстати, потому что чемпионат мира пришелся на период в календаре, когда у нас было три гонки подряд за три недели. Было здорово получить возможность переключиться и посмотреть вместе матч России или Англии. Он поддерживал Англию, когда мы смотрели матчи вместе, я – болел за Россию во время ее игр. Нам повезло, что они так и не встретились между собой.
БЕЗДЕЛЬЕ ТОЖЕ НЕОБХОДИМО
Четырехнедельный перерыв в чемпионате в августе – важный элемент сезона "Формулы-1". Пилоты и сотрудники команд получают возможность отдохнуть не только от работы, но и друг от друга. Сироткин и его новый тренер впервые в этом году расстались на столь продолжительный срок.
– Боюсь ли я, что он привезет с собой из отпуска пару лишних килограммов? – смеется Том. – Конечно, нет. Мы составили с ним план, и мне даже пришлось с ним бороться за количество свободных от тренировок дней. Он хочет использовать отпуск для того, чтобы хорошенько потренироваться, но я также хочу, чтобы он какое-то время просто ничего не делал. Само собой, он тоже видит в этом необходимость. Так что про борьбу я только пошутил. Но я уверен, что даже при том, что он в очень неплохой форме находится сейчас, он приедет из отпуска в еще лучшей. Плюс пара недель вне машины – это именно то, что ему сейчас очень поможет.
Возможно, найдется не столь много людей, которые скажут, что первая половина дебютного сезона сложилась для Сироткина хорошо. Но по крайней мере один такой человек есть – и он дебютировал в "Ф1" вместе с ним.
– Все здесь ровно так, как я и предполагал, – делится Том впечатлениями. – Мне очень повезло получить работу тут, но еще больше повезло, что я начал работать с Сергеем. Мы работаем над деталями, которые позволят ему реализовать свой потенциал. Мне повезло оказаться рядом с человеком, который работает с тем же энтузиазмом в “Ф1”, с каким работаю я. У нас позади отличная первая половина сезона, и мы надеемся, что во второй машина станет чуть быстрее, и Сергей сможет показать те результаты, которые заслуживает.