"Королевские гонки" приоткроют дверь для женщин
На предстоящем "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне ожидается историческое событие – за руль призового болида команды "Уильямс" на свободной тренировке впервые за последние 22 года сядет представительница прекрасного пола
Подобной чести удостоена 31-летняя шотландка Сьюзи Вольфф, супруга основного держателя акций "Уильямса" и исполнительного директора "Мерседеса" Тото Вольффа и по совместительству не самая плохая автогонщица среди представительниц прекрасного пола. До своего появления в "Формуле-1" уроженка Обана выступала в чемпионатах "Формулы Рено", "Формулы-3" и в германской серии DTM. Сьюзи с 2012 года имеет контракт тест-пилота "Уильямса" и уже имела опыт пилотирования этой машины на тестах в Сильверстоуне прошлым летом и произвела на специалистов приятное впечатление.
Предшественницей Сьюзи, которой посчастливилось управлять болидом "Формулы-1" в ходе официального гоночного уик-энда, в 1992 году была итальянская аристократка Джованна Амати. Симпатичную итальянку, не имевшую особого гоночного опыта, но зато имевшую туго набитый кошелек, за руль своего болида в маркетинговых целях тогда посадила дышавшая на ладан команда "Брэбхэм". И запомнилась Джованна, кроме приятной внешности, тем, что ни разу в трех доставшихся ей гонках не смогла пройти квалификацию, а также бурным, но краткосрочным романом с Ники Лаудой. Воображение автогоночных журналистов Амати потрясла высказыванием о том, что мужчины-пилоты – не джентльмены, ибо никогда не уступают дорогу на трассе даме.
Скорее всего, Сьюзи в этом отношении – исключение. Ибо обладает не только опытом пилотажа, но и вполне спортивным характером. По крайней мере, в своих высказываниях она довольно боевита. Вольфф не просто чрезвычайно польщена и воодушевлена возможностью пилотировать призовой FW 36 на трассе Сильверстоуна в ходе юбилейного, 50-го "Гран-при Великобритании", но и настроена ни много ни мало закрепиться в числе призовых пилотов и стать чемпионкой мира в "Формуле-1".
Напомним, что за всю более чем 60-летнюю историю "Больших призов" за рулем здесь побывало всего пять женщин (для сравнения – мужчин было более 800), и самой успешной из них остается итальянка Лелла Ломбарди, которой в 1975 году в ходе трагического "Гран-при Испании", во время которого погибли зрители, а гонка была остановлена после 29-го круга, удалось заработать 0,5 очка за 6-е на момент остановки место.
Но это Сьюзи не смущает. "Моя главная цель – стать основным гонщиком "Формулы-1", – сказала она в интервью британской газете Expresse. – Я сделаю для этого все возможное, но не испытываю никаких иллюзий. Добиться этого крайне сложно, но мотивирует меня вовсе не желание попасть в историю, я делаю это для себя. Я хочу стать лучшей! Я доказала, что могу выступать на одном уровне с мужчинами. Вероятно, для этого мне пришлось работать тяжелее, чем другим, но я добилась уважения со стороны других гонщиков. Я сражаюсь против стереотипов – быть пилотом не означает не быть женщиной. Пускай я провожу прорву времени в униформе команды, но вы никогда не увидите меня без маникюра. И мне надоело отвечать на вопрос, вожу ли я с собой в кокпите губную помаду".
Стоит, наверное, напомнить, что до Вольфф в нынешней "Формуле-1" уже была другая женщина-пилот, также стремившаяся на равных конкурировать с мужчинами. 31-летняя испанка Мария де Вильотта, тест-пилот команды "Маруся", попавшая в страшнейшую аварию на тестах в Дакмсфорде в июле 2012 года, в результате чего получила тяжелейшие черепно-мозговые травмы и лишилась глаза, а чуть более года спустя, в октябре 2013-го умерла во сне. Причина смерти – кровоизлияние в мозг, последствие той аварии.
Вольфф заявила, что перспектива расстаться с жизнью за рулем гоночного болида ее не пугает. "Я никогда даже не думала о том, что могу погибнуть в гонке, – сказала она. – Аварии? Они случаются со всеми. Если такое происходит, нужно просто выбросить все из головы, снова сесть за руль и продолжить борьбу. Мой муж и родители по сей день страшно за меня переживают. Но они понимают – это моя жизнь и моя страсть. И, пока я за рулем, я даже не думаю о том, чтобы завести детей!"
Существует большая доля вероятности, что Вольфф вскоре окажется далеко не единственной пилотессой в "Формуле-1". Команда "Заубер" подписала контракт с 25-летней швейцаркой Симоной де Сильвестро, довольно успешно выступавшей в американских гоночных сериях, включая "500 миль Индианаполиса" и даже поднимавшейся (как Даница Патрик и Сара Фишер) на подиум в серии IRL. По замыслу швейцарской команды, Симона год будет готовиться в составе "Заубера" с тем, чтобы в 2015-м сесть за руль болида уже как призовой пилот.
Насколько серьезна эта перспектива? Сказать сложно, ведь в Индикаре, несмотря на сходство с "Формулой-1", пилотаж и связанные с ним нагрузки совсем иного рода. Вряд ли победителем в "Большом призе" смог бы стать человек, управлявший машиной со сломанными ногами, а Бадди Лэйзер в 1996-м в таком состоянии выиграл "Инди-500". Поэтому многие, в том числе россиянин Сергей Сироткин, склоняются к тому, что контракт с де Сильверсто для "Заубера", переживающего не лучшие времена как в спортивном, так и в финансовом плане, – всего лишь рекламный трюк, не более.
Сложно сказать, каким может быть будущее Вольфф или любой другой женщины в "Формуле-1". Слишком это специфический и, чего греха таить, очень мужской вид спорта. Эмансипация тут не помощник. И речь сейчас даже не о тех невероятных, космических в полном смысле слова нагрузках, которые испытывает организм пилотов во время гонки – боковые и фронтальные перегрузки здесь временами достигают и 7g, а с таким не сталкиваются даже космонавты и пилоты сверхзвуковых истребителей. И, что главное, перегрузки эти не одноразовые, их гонщики испытывают на каждом круге гонки. Но речь не об этом.
Пилотирование болида в условиях гонки на предельных скоростях требует невероятной концентрации внимания и точности рефлексов. Собственно, именно в этом компоненте мужчины и имеют преимущество. Как заявил не так давно мудрейший человек, четырехкратный вице-чемпион мира в "Формуле-1" 84-летний сэр Стирлинг Мосс: "Не думаю, что у женщины есть необходимые психические способности, чтобы выдерживать тяжелейшие гонки колесо в колесо". С сэром Моссом трудно не согласиться. Уж извините, но я всегда считала и считаю, что женщина за рулем – это стихийное бедствие.