Чего ждать от Даниила Квята?
ЕСТЬ ТЕМА
Сергей Злобин: "Квят – такой же самородок, как Феттель" //
Михаил Алешин: "Звездная болезнь Квяту не грозит" //
Даниил Мове: "Считаю, что Квят – будущий чемпион"
Какой результат 19-летнего россиянина по итогам его первого сезона в "Формуле-1" можно будет считать достойным?
Алексей ШИШКИН
Даниил Квят из команды "Торо Россо" уже стал рекордсменом "Формулы-1". 19-летний уроженец Уфы – самый молодой в истории королевских гонок пилот, завоевавший зачетные очки. Чего ждать от Квята по итогам сезона, какое место будет для него приемлемым после такого замечательного старта? И станет ли он в перспективе "новым Феттелем", как успели заявить некоторые российские журналисты?
Разумеется, не нужно впадать в эйфорию и думать, что Квят будет бороться за чемпионство уже в нынешнем году. Да, его дебют получился ярким, не в пример первому россиянину в "Формуле-1" Виталию Петрову, который обладал намного более быстрой машиной. Но "Торо Россо" в принципе не в состоянии дать своему пилоту чемпионский болид. Ведь итальянская команда является "дочкой", своеобразным "фарм-клубом" "Ред Булла", который априори располагает лучшей машиной.
Зато "Торо Россо" позволяет гонщику окунуться в мир "Формулы-1" полностью, не ограничиваясь только дном или поверхностью. Для первого сезона лучше и не придумаешь. Главное, что сейчас требуется от Квята, – стабильно доезжать до финиша и не терять голову ни в каких ситуациях. Способен ли он на это? Безусловно. Способна ли команда – непонятно. "Гран-при Австралии" в этом плане не показателен – в первой гонке сезона с техническими проблемами столкнулся даже могучий "Мерседес".
В 2012 году в "Торо Россо" дебютировали австралиец Даниэль Риккьярдо, который сейчас является партнером Себастьяна Феттеля в "Ред Булле", и француз Жан-Эрик Вернье, нынешний напарник Квята. В своем первом чемпионате Вернье набрал 16 очков, четыре раза финишировав на восьмом месте. Из 20 гонок он завершил 16, причем два из четырех сходов произошли из-за аварий, в том числе – по вине самого пилота. Риккьярдо в том сезоне был значительно надежнее. До финиша он не добрался только однажды, шесть раз в гонках попадал в зачетную десятку и заработал в итоге 10 очков.
В 2013 году состав "Торо Россо" не изменился, и Риккьярдо опередил Вернье не только в квалификациях, но и в личном зачете чемпионата. Все эти цифры я привожу для того, чтобы стало понятно, какой результат Квята можно считать приемлемым. Ведь сравнивать его в первую очередь будут именно с партнером по команде.
Так вот, как уже было сказано выше, два года назад дебютант Вернье опередил Риккьярдо, уже проведшего сезон в ныне не существующей HRT, по количеству очков. Но при этом француз реже доезжал до финиша и в квалификации был намного хуже австралийца (4-16). И гланое: где теперь Риккьярдо – и где Вернье? То есть руководство "Ред Булла" оценивает своих пилотов не только по потенциальным возможностям, но и по тому, как они реализуют эти возможности на практике. Риккьярдо в 2013-м показал, что способен прогрессировать, тогда как Вернье свой второй сезон провел значительно хуже. В результате первый стал партнером Феттеля, а второй – остался в "Торо Россо".
В Австралии Квят уступил Вернье в квалификации и финишировал сразу за ним в гонке. Пожалуй, Даниилу повезло с партнером. Француза нельзя отнести к звездам "Формулы-1", с ним можно и нужно соперничать. И если в итоге Квят даже проиграет, но в равной борьбе, претензий к россиянину не будет.
Когда в октябре прошлого года "Торо Россо" объявила о подписании контракта с Даниилом, многие были в недоумении: почему именно он, а не испанец Карлос Сайнс-младший или португалец Антонио Феликс да Кошта? Тогда руководитель молодежной программы "Ред Булл" доктор Хельмут Марко сказал, что Квят сочетает в себе скорость Феттеля и спокойствие Кими Райкконена. И, похоже, он знал, о чем говорил. По крайней мере после "Гран-при Австралии" вопросы о том, способен ли россиянин бороться и участвовать в развитии болида, а не просто отбывать номер, практически отпали. В команде восхищены "обратной связью" с Квятом, тем, как точно он реагирует на поведение машины и как мгновенно доносит до инженеров нужную информацию. Теперь главное – не останавливаться на достигнутом.
Перед началом сезона Квят в одном из интервью сказал: "Сейчас "Формула-1" заменяет мне все: девушку, дом и остальное. Звучит немного грубо, но так оно и есть. Не случайно говорят, что это работа на 365 дней в году. Ради нее, ради успеха в "Формуле-1" я действительно готов от многого отказаться. И никаких сожалений по этому поводу не испытываю".
После этих слов как-то не верится, что финиш на девятом месте в дебютной гонке останется для россиянина пределом мечтаний. В то же время сразу замахиваться на результаты уровня Феттеля было бы чистой воды авантюрой. Пока для этого нет ни технических, ни спортивных предпосылок, и Квят должен четко отдавать себе в этом отчет. Что он, полагаю, и делает.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА КВЯТА – ЗАКРЕПИТЬСЯ В "ФОРМУЛЕ-1"
По итогам "Гран-при Австралии" Даниил Квят стал самым юным пилотом, набравшим очки, в истории "Формулы-1". До него в возрасте до 21 года это удавалось сделать лишь 8 гонщикам. При этом никто из них в дебютном сезоне не сумел показать высокий результат по итогам чемпионата – лучшим было 8-е место Дженсона Баттона в 2000 году.
Если на первых порах ждать чего-то выдающегося от Квята не приходится, до в дальнейшем все будет зависеть от того, сможет ли он закрепиться в "Формуле-1". Если удастся, то его, скорее всего, ждет успешная карьера. В частности, Баттон и Себастьян Феттель становились затем чемпионами, Фелипе Масса занял по итогам сезона-2008 второе место, Крис Амон был пятым, а Нико Росберг – шестым. Причем у Росберга, возможно, все еще впереди: в нынешнем сезоне он выиграл единственный "Гран-при" и сейчас является лидером чемпионата. Зато юные гонщики, не задержавшиеся в "Больших призах", не имели и серьезных достижений: Хайме Альгерсуари, Риккардо Родригез и Себастьен Буеми никогда не попадали на подиум, а по итогам сезона не входили даже в число 12 лучших. (Павел ОСИПОВ)
Достижения в "Формуле-1" 8 гонщиков, набравших свои первые очки до 21 года
Возраст |
Пилот |
Страна |
Дебютный сезон |
19 лет 349 дней |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Германия |
14-е место (6 очков) |
20 лет 12 дней |
Хайме АЛЬГЕРСУАРИ |
Испания |
24-е место (0 очков) |
20 лет 67 дней |
Дженсон БАТТОН |
Великобритания |
8-е место (12 очков) |
20 лет 123 дня |
Рикардо РОДРИГЕЗ |
Мексика |
Без места (0 очков) |
20 лет 149 дней |
Себастьен БУЕМИ |
Швейцария |
16-е место (6 очков) |
20 лет 258 дней |
Нико РОСБЕРГ |
Германия |
17-е место (4 очка) |
20 лет 309 дней |
Крис АМОН |
Новая Зеландия |
Без места (0 очков) |
20 лет 326 дней |
Фелипе МАССА |
Бразилия |
13-е место (4 очка) |
Пилот |
Карьера |
||||||
|
ГП |
ПП |
Подиумы |
БК |
КЛ |
Очки |
Лучший результат |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
121 |
45 |
62 (39+13+10) |
22 |
2437 |
1451 |
Чемпион (2010-2013) |
Хайме АЛЬГЕРСУАРИ |
46 |
- |
- |
- |
- |
31 |
14-е место (2011) |
Дженсон БАТТОН |
248 |
8 |
50 (15+15+20) |
8 |
761 |
1087 |
Чемпион (2009) |
Рикардо РОДРИГЕЗ |
5 |
- |
- |
- |
- |
4 |
13-е место (1962) |
Себастьен БУЕМИ |
55 |
- |
- |
- |
1 |
29 |
15-е место (2011) |
Нико РОСБЕРГ |
148 |
4 |
12 (4+3+5) |
5 |
269 |
595,5 |
6-е место (2013) |
Крис АМОН |
96 |
5 |
11 (0+3+8) |
3 |
183 |
83 |
5-е место (1967) |
Фелипе МАССА |
192 |
15 |
36 (11+12+13) |
14 |
887 |
816 |
2-е место (2008) |
ГП – "Гран-при", ПП – поул-позишн, БК – быстрейшие круги, КЛ – круги лидирования.