Новый сезон: 22 пилота, 19 этапов и шанс для аутсайдеров
В воскресенье утром по Москве в Мельбурне пройдет "Гран-при Австралии", первая гонка нового сезона. "СЭ" выделяет несколько моментов, на которые стоит обратить внимание в стартующем чемпионате.
Россиянин Даниил Квят, дебютирующий за рулем "Торро Россо", показал в пятничных свободных заездах 16-е время и был оштрафован на 600 евро за превышение скорости на пит-лейн. Быстрее всех были машины "Мерседеса", но пока это ни о чем не говорит. В прогнозах на начало сезона звучит даже финиш в очковой зоне для команды "Маруся" – вечного аутсайдера пелотона. Изменения в техническом регламенте смешали все карты.
ТЕХНИКА
Главное новшество стартующего сезона – шестицилиндровые турбодвигатели, ограниченные объемом 1,6 литра. По сравнению с атмосферными восьмицилиндровыми 2,4-литровыми моторами прежнего поколения новые агрегаты потеряли как в лошадиных силах, так и в оборотах.
Однако существенного снижения скорости ждать не стоит, поскольку системы рекуперации кинетической энергии заменены на гибриды, которые преобразуют и кинетическую, и тепловую энергию. Если прежняя KERS давала прибавку в 80 лошадиных сил и работала всего 7 секунд на круге, то новая ERS дает прибавку в два раза больше, а работает на круге в пять раз дольше.
Судя по результатам тестов, в наиболее выгодном положении в начале сезона окажутся те команды, машины которых оснащены мерседесовскими двигателями. Во всяком случае, "Мерседес", "Макларен", "Уильямс" и "Форс Индия" не испытывали проблем с тем, чтобы проехать дистанцию гонки в отличие от "Ред Булла", "Торо Россо", "Лотуса" и "Катерхэма", у которых контракты с мотористами "Рено". "Феррари", "Заубер" и "Маруся" ездят на итальянских двигателях – они пока выглядят лучше французских, но хуже немецких.
Замена моторов привела к тому, что теперь пилоты не могут расходовать за гонку более 100 кг топлива. Плюс ко всему менять передаточное число можно только один раз за сезон.
Изменилась не только внутренняя начинка машин, но и их внешний вид. Носовые обтекатели опущены максимально низко: в попытке запустить как можно больше воздуха под днище инженеры пошли на разные уловки, которые привели к тому, что внешний вид болидов стал несколько непривычен.
Теперь у машин будет одна выхлопная труба, а не две, как раньше, и команде "Ред Булл", например, не удастся использовать энергию отработанных газов. Нельзя сказать, что это нововведение прямо направлено против абсолютных лидеров последних лет, но отразится на них точно.
ЛЮДИ
В нынешнем чемпионате – три новичка. Россиянин Даниил Квят попал в "Торо Россо" благодаря своим успехам в GP3 и молодежной программе "Ред Булла". Доктор Хельмут Марко, руководитель молодежной программы, который в свое время разглядел талант Себастьяна Феттеля, теперь настоял на подписании контракта с россиянином. По его мнению, главное достоинство Квята – умение слушать и усердие в работе.
В напарниках у Даниила будет француз Жан-Эрик Вернье, и если Квят сможет выступать с ним на равных, это уже будет достижением. В любом случае Квят попал в "Формулу-1" благодаря своим успехам, а не спонсорским деньгам.
В "Макларене" предпочли избавиться от мексиканца Серхио Переса и взять собственного воспитанника датчанина Кевина Магнуссена. Ему будет проще проявить себя, нежели Квяту, поскольку на тестах болиды британской конюшни выглядели быстрее и надежнее, чем машины "Торо Россо".
21-летний датчанин был очень быстр в "Формуле Рено 3.5", чемпионом которой стал в прошлом году, и еще летом заявил, что готов попробовать себя в Королевских гонках. Впрочем, до успеха в "Формуле Рено" у Магнуссена не было громких достижений, если, конечно, не считать того, что он всегда был невероятно стабилен. В его возрасте это громадный козырь.
О новичке "Катерхэма" 23-летнем Маркусе Эрикссоне много не скажешь. В прошлом году он едва забрался на шестое место общего зачета серии GP2, хотя выступал в ней уже четвертый сезон. Но "Катерхэм" – не "Макларен", который может позволить себе сажать за руль собственных воспитанников. Очевидно, что в Эрикссоне руководителей команды привлекла финансовая поддержка. Суперлицензию для участия в "Формуле-1" швед получил только в феврале нынешнего года.
ТРАССЫ
В стартующем чемпионате 19 этапов, один из которых пройдет на совершенно новой трассе в Сочи. Первый в истории "Гран-при России" состоится с 10 по 12 октября. В данный момент уже построены главная трибуна и пит-билдинг, но основные работы начнутся после того, как завершится Паралимпиада. Продажи билетов на российский этап чемпионата мира должны были стартовать в марте, но почему-то перенесены на май. Заместитель генерального директора компании "Омега" (организатора гонки) Олег Забара рассказал "СЭ", что планируется использовать опыт продажи билетов на Олимпиаду, но при этом подчеркнул: решение об обязательном оформлении паспорта болельщика пока не принято.
На "старой новой" трассе в Шпильберге пройдет "Гран-при Австрии". Болельщики, не видевшие австрийскую гонку с 2003 года, мгновенно раскупили все билеты. Конфигурация трассы после приобретения ее владельцем "Ред Булла" Дитрихом Матешицем практически не изменилась, а вот инфраструктура была серьезно обновлена. Так что теперь у лидеров чемпионата мира последних лет команды "Ред Булл" есть собственный гоночный стадион.
Из календаря "Формулы-1" выпали гонки в Корее и Индии. Автодром в корейской Йонаме первый в своей истории "Гран-при" принял в 2010 году, лишь за неделю до гонки получив лицензию от FIA на проведение соревнований. После четырех лет участия в чемпионате мира, на пятый у организаторов "Гран-при Кореи" не нашлось денег для оплаты обязательного взноса. Хотя договор с автодромом был рассчитан до 2016 года.
А вот "Гран-при Индии" стал жертвой местного налогового законодательства. Команды и пилоты не захотели отдавать в индийскую казну налоги с годового дохода, а не с трехдневного гоночного уик-энда.
ПРАВИЛА
Значительно изменился регламент чемпионата мира. Одно из самых спорных нововведений – начисление двойных очков в последней гонке сезона (в нынешнем году она пройдет в Абу-Даби). Это решение принял Стратегический совет – новый управляющий орган в системе "Формулы-1". Двойные очки должны повысить значимость последней гонки и не дать возможности пилотам команд-лидеров досрочно выиграть титул. Правда, и без этого правила из последних шести сезонов ровно в половине все решалось в последней гонке.
Еще одним изменением станет то, что с нынешнего года пилоты будут выбирать себе постоянные номера. Это маркетинговый ход, чтобы атрибутика дольше сохраняла актуальность. Даниил Квят, например, будет выступать под 26-м номером.
Новый сезон – новые штрафы. С одной стороны, теперь за мелкие нарушения можно отбыть в боксах не 20 секунд, а пять. С другой – вводится система штрафных баллов, и если этих баллов накопится 12, то следующий "Гран-при" гонщику придется пропустить.
Пилоты в сезоне-2014
№ |
Пилот |
Страна |
Команда |
Возраст |
Рост |
Вес |
1 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Германия |
Red Bull |
26 лет |
174 см |
64 кг |
3 |
Даниэль РИККЬЯРДО |
Австралия |
Red Bull |
24 года |
176 см |
65 кг |
4 |
Макс ЧИЛТОН |
Великобритания |
Marussia |
22 года |
181 см |
66 кг |
6 |
Нико РОСБЕРГ |
Германия |
Mercedes |
28 лет |
178 см |
69 кг |
7 |
Кими РАЙККОНЕН |
Финляндия |
Ferrari |
34 года |
175 см |
65 кг |
8 |
Ромэйн ГРОЖАН |
Франция |
Lotus |
27 лет |
180 см |
71 кг |
9 |
Маркус ЭРИКССОН |
Швеция |
Caterham |
23 года |
180 см |
70 кг |
10 |
Камуи КОБАЯСИ |
Япония |
Caterham |
27 лет |
170 см |
63 кг |
11 |
Серхио ПЕРЕС |
Мексика |
Force India |
24 года |
173 см |
64 кг |
13 |
Пастор МАЛЬДОНАДО |
Венесуэла |
Lotus |
29 лет |
173 см |
66 кг |
14 |
Фернандо АЛОНСО |
Испания |
Ferrari |
32 года |
171 см |
69 кг |
17 |
Жюль БЬЯНКИ |
Франция |
Marussia |
24 года |
174 см |
66 кг |
19 |
Фелипе МАССА |
Бразилия |
Williams |
32 года |
166 см |
60 кг |
20 |
Кевин МАГНУССЕН |
Дания |
McLaren |
21 год |
174 см |
68 кг |
21 |
Эстебан ГУТЬЕРРЕС |
Мексика |
Sauber |
22 года |
180 см |
62 кг |
22 |
Дженсон БАТТОН |
Великобритания |
McLaren |
34 года |
182 см |
69 кг |
25 |
Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
Франция |
Toro Rosso |
23 года |
178 см |
70 кг |
26 |
Даниил КВЯТ |
Россия |
Toro Rosso |
19 лет |
175 см |
60 кг |
27 |
Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
Германия |
Force India |
26 лет |
184 см |
70 кг |
44 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Великобритания |
Mercedes |
29 лет |
174 см |
67 кг |
77 |
Валттери БОТТАС |
Финляндия |
Williams |
24 года |
173 см |
70 кг |
99 |
Адриан СУТИЛЬ |
Германия |
Sauber |
31 год |
184 см |
75 кг |
№ |
Пилот |
Дебют в Ф-1 |
Сезоны |
1 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
17.06.2007 (США) |
7 |
3 |
Даниэль РИККЬЯРДО |
10.07.2011 (Великобритания) |
3 |
4 |
Макс ЧИЛТОН |
17.03.2013 (Австралия) |
1 |
6 |
Нико РОСБЕРГ |
12.03.2006 (Бахрейн) |
8 |
7 |
Кими РАЙККОНЕН |
04.03.2001 (Австралия) |
11 |
8 |
Ромэйн ГРОЖАН |
23.08.2009 (Испания) |
3 |
9 |
Маркус ЭРИКССОН |
- |
- |
10 |
Камуи КОБАЯСИ |
18.10.2009 (Бразилия) |
4 |
11 |
Серхио ПЕРЕС |
27.03.2011 (Австралия) |
3 |
13 |
Пастор МАЛЬДОНАДО |
27.03.2011 (Австралия) |
3 |
14 |
Фернандо АЛОНСО |
04.03.2001 (Австралия) |
12 |
17 |
Жюль БЬЯНКИ |
17.03.2013 (Австралия) |
1 |
19 |
Фелипе МАССА |
03.03.2002 (Австралия) |
11 |
20 |
Кевин МАГНУССЕН |
- |
- |
21 |
Эстебан ГУТЬЕРРЕС |
17.03.2013 (Австралия) |
1 |
22 |
Дженсон БАТТОН |
12.03.2000 (Австралия) |
14 |
25 |
Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
18.03.2012 (Австралия) |
2 |
26 |
Даниил КВЯТ |
- |
- |
27 |
Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
14.03.2010 (Бахрейн) |
3 |
44 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
18.03.2007 (Австралия) |
7 |
77 |
Валттери БОТТАС |
17.03.2013 (Австралия) |
1 |
99 |
Адриан СУТИЛЬ |
18.03.2007 (Австралия) |
6 |
№ |
Пилот |
ГП |
ЛРК |
Подиумы |
1 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
120 |
1-е (45 раз) |
62 (39+13+10) |
3 |
Даниэль РИККЬЯРДО |
50 |
5-е |
- |
4 |
Макс ЧИЛТОН |
19 |
16-е |
- |
6 |
Нико РОСБЕРГ |
147 |
1-е (4 раза) |
11 (3+3+5) |
7 |
Кими РАЙККОНЕН |
193 |
1-е (16 раз) |
77 (20+29+28) |
8 |
Ромэйн ГРОЖАН |
45 |
2-е |
9 (0+2+7) |
9 |
Маркус ЭРИКССОН |
- |
- |
- |
10 |
Камуи КОБАЯСИ |
60 |
2-е |
1 (0+0+1) |
11 |
Серхио ПЕРЕС |
56 |
4-е |
3 (0+2+1) |
13 |
Пастор МАЛЬДОНАДО |
58 |
1-е |
1 (1+0+0) |
14 |
Фернандо АЛОНСО |
216 |
1-е (22 раза) |
95 (32+36+27) |
17 |
Жюль БЬЯНКИ |
19 |
15-е |
- |
19 |
Фелипе МАССА |
191 |
1-е (15 раз) |
36 (11+12+13) |
20 |
Кевин МАГНУССЕН |
- |
- |
- |
21 |
Эстебан ГУТЬЕРРЕС |
19 |
8-е |
- |
22 |
Дженсон БАТТОН |
247 |
1-е (8 раз) |
49 (15+15+19) |
25 |
Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
39 |
7-е |
- |
26 |
Даниил КВЯТ |
- |
- |
- |
27 |
Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
57 |
1-е |
- |
44 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
129 |
1-е (31 раз) |
54 (22+16+16) |
77 |
Валттери БОТТАС |
19 |
3-е |
- |
99 |
Адриан СУТИЛЬ |
109 |
2-е |
- |
№ |
Пилот |
ЛРЧ |
БК |
Очки |
Сезон-2013 |
1 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
1-е (2010-2013) |
22 |
1451 |
1-е (397) |
3 |
Даниэль РИККЬЯРДО |
14-е (2013) |
- |
30 |
14-е (20) |
4 |
Макс ЧИЛТОН |
23-е (2013) |
- |
0 |
23-е (0) |
6 |
Нико РОСБЕРГ |
6-е (2013) |
4 |
570,5 |
6-е (171) |
7 |
Кими РАЙККОНЕН |
1-е (2007) |
39 |
969 |
5-е (183) |
8 |
Ромэйн ГРОЖАН |
7-е (2013) |
1 |
228 |
7-е (132) |
9 |
Маркус ЭРИКССОН |
- |
- |
- |
- |
10 |
Камуи КОБАЯСИ |
12-е (2010-2012) |
1 |
125 |
- |
11 |
Серхио ПЕРЕС |
10-е (2012) |
2 |
129 |
11-е (49) |
13 |
Пастор МАЛЬДОНАДО |
15-е (2012) |
- |
47 |
18-е (1) |
14 |
Фернандо АЛОНСО |
1-е (2005, 2006) |
21 |
1606 |
2-е (242) |
17 |
Жюль БЬЯНКИ |
19-е (2013) |
- |
0 |
19-е (0) |
19 |
Фелипе МАССА |
2-е (2008) |
14 |
816 |
8-е (112) |
20 |
Кевин МАГНУССЕН |
- |
- |
- |
- |
21 |
Эстебан ГУТЬЕРРЕС |
16-е (2013) |
1 |
6 |
16-е (6) |
22 |
Дженсон БАТТОН |
1-е (2009) |
8 |
1072 |
9-е (73) |
25 |
Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
15-е (2013) |
- |
29 |
15-е (13) |
26 |
Даниил КВЯТ |
- |
- |
- |
- |
27 |
Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
10-е (2013) |
1 |
136 |
10-е (51) |
44 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
1-е (2008) |
13 |
1102 |
4-е (189) |
77 |
Валттери БОТТАС |
17-е (2013) |
- |
4 |
17-е (4) |
99 |
Адриан СУТИЛЬ |
9-е (2011) |
1 |
124 |
13-е (29) |
ГП – количество "гран-при", ЛРК – лучший результат в квалификации, ЛРЧ – лучший результат в чемпионате, БК – быстрейшие круги.