"Гран-при Монако": на вертолете по гостиной
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 6-й этап. ГРАН-ПРИ МОНАКО
В предстоящий уик-энд пройдет гонка, которую с полным правом можно назвать анахронизмом, – самый престижный, самый гламурный и харизматичный "Гран-при Монако". Чем же этот этап настолько отличается от остальных, что его победителей по статусу приравнивают к чемпионам мира?
Прежде всего, это единственная трасса, которую с полным правом можно назвать городской. Все остальные, претендующие на это гордое звание, те же Валенсия, Сингапур или Монреаль, это, простите, профанация. Потому что Монако – единственная трасса в мире, где пилоты "Формулы-1" гоняются по тем же дорогам, по которым в обычные дни ездят обитатели княжества на своих авто и ходит общественный транспорт. Организовать такую гонку невероятно тяжело, недаром все более-менее свежие проекты так называемых городских гонок – в Риме, Лондоне, Нью-Йорке, Москве – так проектами и остаются. Шутка ли – на три дня перекрыть движение по центральным магистралям города! И не просто перекрыть, а поставить трибуны для публики, оборудовать паддоки и пресс-центр, в конце концов, заковать трассу в бетон отбойников... Мало кто в современном прагматичном мире отважится на подобное, особенно в большом городе. Потому что все это требует не только физических, но и материальных затрат. Но вот парадокс: "Гран-при Монако" – возможно, единственный этап в календаре, организаторы которого никогда не жалуются на финансовые потери!
Именно поэтому Монако – уникум, ведь гонка здесь проводится с 1929 года, причем за все это время конфигурация трассы практически не менялась. Узкая, закованная в отбойники, извилистая, без привычных современным автодромам зон безопасности, эта трасса – настоящий анахронизм: самая крохотная ошибка пилота грозит сходом, мощность двигателей роли практически не играет, скорости для современной "Формулы-1" смешные, обгонять, даже несмотря на магию DRS, практически невозможно. Да это же характеристики, прямо противоположные тому, что, по мнению современных фанатов, и является "Формулой-1"!
И тем не менее именно эту гонку каждый год ждут с замиранием сердца. Ибо только здесь, на короткой, всего чуть более 3 км, извилистой с жесткими торможениями трассе на первый план выходит мастерство пилота. Только на одном круге требуется 54 раза переключить скорости! Неудивительно, что острый на язык трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, пытаясь объяснить ощущения пилота в Монако, сказал: "Это все равно что летать на вертолете по собственной гостиной".
В Монако чреваты даже крошечные ошибки. Чем они грозят, хорошо помнят те, кто начал смотреть эти гонки не вчера.
1988-й. 46-й "Гран-при Монако". Айртон Сенна на "Макларене", в квалификации опередивший своего матерого напарника по команде Алена Проста на 1,4 секунды, на 65-м круге гонки, в которой вез тому же Просту 50 (!) секунд, всего лишь на мгновение расслабился, потерял концентрацию и влетел в отбойник в повороте Портье.
И именно это делает гонку на узких улицах княжества такой привлекательной для пилотов.
– Монако – сумасшедшее место для "Формулы-1", но именно это делает гонку уникальной, – говорит бывший гонщик Marussia Тимо Глок. – Узкая трасса, отсутствие зон безопасности, множество кочек – вам нужно удержаться на траектории, избежав контакта с барьером. Как и на любой другой трассе, чтобы быть быстрым, нужно атаковать. Но разница в том, что Монако не прощает ошибок: малейшая оплошность – и вы выбываете из борьбы. Поэтому идеальный круг доставляет несравнимое удовольствие.
– Гонка по улицам Монте-Карло – настоящий вызов, которого я жду из года в год, – признается чемпион мира-2007 Кими Райкконен, выступающий за Lotus. – Это невероятно сложный этап, который очень трудно, даже невозможно провести безошибочно. Трасса невероятно узкая и извилистая. Чтобы здесь ездить, нужно сохранять полную концентрацию и следить за каждым метром. Быстрый круг в Монако – великолепное ощущение. В 2005-м мне удалось подняться на верхнюю ступеньку подиума в этой гонке, и это было совершенно невероятно!