Оксана Косаченко: "Оценка труда - спортивный результат"
ЕСТЬ ТЕМА
"Формула-1": спорт или шоу?
На вопрос о том, является ли "Формула-1" спортом, коммерческий директор команды "Катерхэм" отвечает: "Однозначно – да!" И объясняет почему.
– Различным видам физической подготовки пилотов уделяется очень много времени. Потребности в физподготовке для "Формулы-1", правда, значительно отличаются от других видов спорта. Ведь что мы чаще всего понимаем под общефизической подготовкой – бег, работу с весами – и тебе будет счастье, и мышцы будут у тебя рельефные. В "Формуле-1" необходимы очень специфические упражнения – здесь вовсе не надо накачать мышцу, ее надо высушить. Кроме того, в "Формуле-1" важнейшую роль играет диета, ведь гонщики тщательнейшим образом следят за своим весом.
Вес пилота имеет отношение к итоговому весу автомобиля и возможностям его регулировки. Это ли не яркий пример взаимоотношений спорта и техники? Нагрузки "Формулы-1" под силу не каждому, вообще автомобильный спорт – соревнование на выносливость. А "Формула-1" в этом смысле просто вершина, потому что гонки очень длинные, а условия достаточно сложные – либо холод, либо жара, часто повышенная влажность.
Все это, кстати, диктует разную подготовку к различным "Гран-при". На мой взгляд, подготовку пилота в "Формуле-1" можно сопоставить по сложности и жесткости требований к спортсмену лишь с подготовкой гонщиков серии "Ле-Ман".
– Но помимо пилота в "Формуле-1" есть еще инженеры и конструкторы, которые соревнуются со своими коллегами из других команд. Они к своей работе тоже относятся как к спорту?
– Нет, нет, нет! Для инженеров гонки "Формулы-1" – это не спорт, а испытание их знаний, умений. Да, это своего рода соревнование, но его нельзя назвать спортом. Это соревнование технологий, умения применить свои знания. Впрочем, оценку труда инженеров и конструкторов дает именно спортивный результат команды. Ничто другое не может оценить их труд, кроме результата пилота на трассе. Спортивный результат – это оценка всего, сделанного командой. Поэтому я и считаю, что "Формула-1" – это спорт, коль оценка идет по результату, показанному на трассе.
Хороши ли механики, прикрутившие колеса? Хорош ли конструктор, разработавший те или иные узлы автомобиля? Мы узнаем это только по спортивному результату на трассе.
– Получается, что ваша позиция по главному вопросу такая: "Формула-1" – это спорт, но спорт командный?
– Совершенно верно! Это очень правильное его понимание. Есть большое заблуждение: почти всем кажется, что "Формула-1" – это спорт для пилотов. Да, фактически именно пилот на виду, но он лишь верхушка айсберга, то есть команды. К пилоту, разумеется, максимум внимания, но на самом деле результат во многом делается коллективом. Плохо выполнен пит-стоп, плохо настроена машина – это вина команды, а не пилота. Команда выставляет на вид двух своих гонщиков, все остальные находятся как бы за сценой, и если команда сделала что-то неправильно – именно пилот плохо финиширует. Получается, что именно к пилоту приковано как позитивное, так и негативное внимание болельщиков.
И еще считаю, что в "Формуле-1" одна из лучших комбинаций бизнеса и спорта. Автоспорт дает нам видение прогресса, развития автомобилестроения, демонстрируемое через результаты. "Формула-1" – это и маркетинговые возможности. Их, разумеется, нельзя назвать уникальными, но они одни из самых крупных в мире спорта. В этом аспекте "Формула-1" сопоставима разве что с НБА и с футбольной Лигой чемпионов.
С другой стороны, как я уже говорила, "Формула-1" – это, безусловно, спорт. Пилоты "Формулы-1" – спортсмены высокого уровня. Физподготовка, выносливость, моральная готовность – все это необходимо для успеха.
Короче говоря, по моему мнению, "Формула-1" – это баланс спорта и бизнеса. А в современном мире именно этот баланс является наиболее востребованным.
ЧАСТИЧКА СПОРТА ЕЩЕ СОХРАНИЛАСЬ
КТО ЧТО СКАЗАЛ
Жак ВИЛЬНЕВ (Канада), экс-пилот "Формулы-1" (1996 – 2006), чемпион мира-1997, ныне комментатор итальянского телеканала Sky:
– Если говорить в целом, "Формула-1", конечно, все еще спорт. Но то, что мы видели в последних гонках, – это уже несколько другой вид спорта. Марафон или своего рода гонки на выносливость – в Ле-Мане мы видим, как пилоты берегут свои машины, покрышки, и как более быстрые прототипы обгоняют автомобили GT. Пилотов просят быть осторожнее, пропускать соперников. На "Гран-при Испании" гонщики ехали на восемь секунд медленнее, чем в квалификации, – это неприемлемо. Это уже не та "Формула-1", какой мы ее знали. Никакой борьбы, никто не сражается друг с другом на трассе. Гонка в Испании – одна из самых скучных из тех, которые я видел.
Алекс ВУРЦ (Австрия), экс-пилот "Формулы-1" (1997 – 2007), эксперт австрийского телеканала ORF:
– Сейчас это уже шоу. "Формула-1" должна платить по счетам. Это большое шоу, платформа для рекламы, для продвижения брендов. Им нужно шоу, они готовы платить, вкладывать деньги – и именно поэтому мы все здесь. Все последние изменения сделаны в угоду телевидению – и по этому пути идет не только "Формула-1", но и другие виды спорта. Здесь, возможно, это чуть более ярко выражено.
Тем не менее спортивная составляющая все еще существует: есть характеры, есть сильные пилоты и команды. Независимо от обстоятельств, частичка спорта все еще сохранилась. И это все еще спорт высших достижений.
Дэвид КУЛТХАРД (Великобритания), экс-пилот "Формулы-1" (1994 – 2008), комментатор британского телеканала BBC:
– Это все еще спорт, все еще гонки. Но шины стали ключевым фактором. Сейчас пилоты едут намного медленнее возможностей машины, и, наверное, мы уже переступили грань, отделяющую спорт от шоу. Раньше мы тоже должны были следить за состоянием резины, но при этом могли и атаковать. Сейчас же мы слышим, как пилоты намеренно сбрасывают скорость на поворотах, чтобы сохранить шины. Нравится ли это гонщикам? Пока ты выигрываешь и борешься за победы, то, наверное, да. Но видно, что они уже не получают того удовольствия от пилотирования, как раньше.
Марк ЗУРЕР (Швейцария), экс-пилот "Формулы-1" (1979 – 1986), комментатор немецкого телеканала Sky:
– Это все еще спорт. Потому что выигрывать продолжают пилоты, обладающие лучшим набором качеств. Сейчас выигрывает, возможно, не самый агрессивный гонщик, а тот, кто лучше умеет сохранять резину, пилотировать более плавно. Но по сути ничего не изменилось. Раньше мы говорили: вот пилот, который хорош на мокрой трассе, но не может выигрывать на сухой, или наоборот. Чемпионат все равно выигрывали те, кто был хорош при любых обстоятельствах.
Да, теперь элементов шоу больше, но посмотрите, кто лидирует в личном зачете? Три самых лучших пилота: Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен.