Гидо ван дер Гарде: формула любви
О гоночных подвигах голландского пилота "Катерхэма" вспоминают до обидного мало: на слуху скорее девушка пилота и ее очень богатый папа, без которого Гидо ван дер Гарде давно бросил бы гонки и пошел работать на стройку. "СЭ" представляет самого возрастного новичка "Формулы-1", пришедшего на смену Виталию Петрову.
В так называемых младших формулах, через которые молодые пилоты пробиваются в "Формулу-1" слово "второгодник" лишено знакомого нам негативного оттенка. Конечно, бывают случаи, когда гонщик добивается успеха по формуле "пришел – увидел – победил", то есть выигрывает чемпионат с первого раза. Если речь идет о турнире, являющемся последней карьерной ступенькой перед "Формулой-1" (чемпионат Grand Prix 2 или "Мировая серия Рено"), такой успех дает основания предположить, что и в чемпионате мира пилот не потеряется. Примеры – Льюис Хэмилтон и Нико Хюлькенберг, "пришедшие, увидевшие и победившие" в чемпионате Grand Prix 2, хотя при ограниченном объеме тестов дебютантам этих соревнований нелегко освоиться за рулем машин с мощными (около 600 л.с.) моторами и продвинутой аэродинамикой.
Если спортсмен задержался в таком турнире больше чем на два сезона – это вызывает подозрения: то ли спонсоры у него недостаточно богатые для перехода в "Формулу-1", то ли таланта и работоспособности не хватает. Хотя сценарий "пришел – дождался – победил" тоже порой работает: Пастор Мальдонадо и Виталий Петров по четыре сезона провели в Grand Prix 2, прежде чем завовевать чемпионский и вице-чемпионский титул соответственно. Это не помешало обоим попасть на подиум "Гран-при" – хотя стоит заметить, что при всем уважении к венесуэльцу и россиянину будущими чемпионами мира их никто не считал и не считает.
Вариант "пришел – вкатился – победил", то есть чемпионский титул на второй год, считается "нормальным": пилот упускает возможность прослыть сверхталантливым – но в то же самое время не дает никому усомниться, что достоин места в "Формуле-1". Именно таким показал себя некогда в "Мировой серии Рено" голландец Гидо ван дер Гарде, который в минувшее воскресенье дебютировал в "Формуле-1" за рулем болида "Катерхэм". В свой первый сезон в "Мировой серии" он удивлял соперников и экспертов главным образом стабильностью (регулярно финишируя 5-м или 6-м, ни разу не попал на подиум), зато на второй год выиграл чемпионат в одну калитку.
Журналисты подсчитали, что в младших формулах в разное время ван дер Гарде пересекался с 12 (из 21) пилотами нынешней "Формулы-1" – от Нико Росберга, который проводит в чемпионате мира седьмой сезон, до нынешних дебютантов - Макса Чилтона и Жюля Бьянки. И это отнюдь не комплимент: пока одни (к примеру, Себастьян Феттель, который в "Формуле-3" наряду с Полом ди Рестой был товарищем голландца по команде) пробивались в "Формулу-1" и добивались там успеха, Гидо "буксовал" на ее пороге. И к концу прошлого года превратился в странного персонажа, который в "королевские гонки" прорваться не может, жить нормальной жизнью и работать на стройке не хочет, а в итоге сидит в чемпионате Grand Prix 2 что та собака на сене: сам чемпионом не стану, но другому – хоть в три раза более способному – пилоту места не освобожу.
***
Четыре года назад, впрочем, переход в Grand Prix 2 казался естественным и логичным выбором. Во-первых, если "Мировую серию Рено" ты уже выиграл, а в "Формулу-1" тебя не пускают – только Grand Prix 2 может восприниматься окружающими как движение вверх. Во-вторых, этапы турнира являются гонками поддержки в рамках "Гран-при", и ловкому юниору легче регулярно "светиться" перед нужными людьми. Проблема в том, что в последующие четыре года ван дер Гарде не смог обратить на себя внимание непосредственно на трассах соревнований.
Авторитетный британский журнал Autosport по итогам сезона Grand Prix 2 ежегодно составляет свою первую десятку – безотносительно того, кто какое место занял в общем зачете. Показательно, что ван дер Гарде четыре проведенных в турнире сезона закончил на 7-м (дважды), 5-м и 6-м местах, но в десятку лучших по версии Autosport не попал ни разу. А перед началом сезона представление голландца сопровождалось фразой still has his doubters ("кое-кто по-прежнему в нем сомневается") – и неизменность этой фразы из года в год давала понять, что главным сомневающимся был сам автор статьи. Причины для сомнений, прямо скажем, были. Наиболее показательнен 2011 год, когда на целом ряде этапов машина команды Addax, за которую выступал Гидо, была быстрее всех, но голландец так и не смог продемонстрировать ранее свойственную ему стабильность.
С чем идти к боссам "Формулы-1", если ценные, отделяющие победу от второго места очки теряются из-за не замеченных вовремя желтых флагов? Или того, что на пит-стопе пилот на миг ослабил давление на педаль тормоза и позволил провернуться задним колесам – если механики в этот момент откручивают или закручивают гайки, гайковерт вырывается из рук и начинает вращаться вместе с колесом, грозя сломать механику руку. Или ван дер Гарде умудряется на квалификации не поделить трассу с соперником и лишиться из-за этого уже завоеванного было поула не на какой-нибудь Монце, где обгоняй не хочу, а в Монако, где квалификационная позиция во многом предопределяет результат гонки… Или вот список неприятностей, в которые влип пилот за один только последний этап позапрошлого сезона в той же Монце: 20-е место в квалификации (из-за толкотни на трассе не смог сделать ни одного полноценного быстрого круга), столкновение с соседями по стартовой решетке на первом круге, а потом еще и штрафной проезд по пит-лейн за срезку одного из поворотов. Результат: за одни выходные ван дер Гарде свалился со 2-го места в общем зачете разом на 5-е.
***
Контакты с миром "Формулы-1" у ван дер Гарде начались задолго до этого, но и на них также постоянно лежал отпечаток какой-то странной сумбурности. На разных этапах своей карьеры Гидо был связан с программами поддержки молодых пилотов "Рено" и "Макларена", но каждый раз сотрудничество ограничивалось одним-единственным сезоном. Впервые на пороге "Формулы-1" голландец появился целых шесть лет назад, заключив контракт тест-пилота с командой "Супер Агури". Об этом стороны рассказали публике 15 декабря, 31 января ван дер Гарде за рулем автомобиля японской "конюшни" принял участие в предсезонных тестах – а уже 1 февраля голландца объявила своим тест-пилотом другая команда, "Спайкер".
Наличие у пилота сразу двух действующих контрактов повлекло за собой закулисные споры, из-за чего гонщик не смог получить суперлицензию – а на этом основании автоспортивные чиновники не разрешили ему принять участие в пятничных тренировках накануне первой гонки сезона. Вся эта возня, конечно, окупилась бы, получись у ван дер Гарде наладить прочные и долгосрочные отношения с командой. Но в конце года у "конюшни" сменились хозяева, "Спайкер" превратился в "Форс Индию" – и новая метла Виджея Мальи среди прочего вымела из коллектива и молодого пилота. С тех пор тот не раз всплывал как кандидат на место в "Уильямсе", "Верджине" (нынешней "Марусе") или HRT – и каждый раз погружался обратно в неопределенность, когда вакансию заполнял другой гонщик.
Что же помогло голландцу удержаться на плаву в этой непростой ситуации? Ответ банален – деньги: в то время как большинство молодых пилотов в такой ситуации давным-давно остались бы без спонсоров, голландский производитель модной одежды McGregor продолжал поддерживать ван дер Гарде – и в итоге этот факт сыграл ключевую роль при заключении контракта с "Катерхэмом". Причем Гидо не будь дураком попутно закрутил роман с дочерью совладельца компании и полгода назад сделал ей предложение. Причем прямо во время уличного гоночного шоу в Роттердаме: в какой-то момент пилот остановил болид, выбрался из него и на глазах у многотысячной толпы вручил девушке то самое кольцо.
Спору нет – возвышенные чувства и красивые жесты всегда пробуждают симпатию. Но чтобы закрепиться в "Формуле-1" и в 27 лет дать новый импульс своей непростой карьере, нужна напряженная повседневная работа, которая конвертировалась бы во впечатляющий результат – в прыжок выше головы. Последнее (18-е) место на финише "Гран-при Австралии" не выглядит пока даже разминкой перед таким прыжком.
Гидо ВАН ДЕР ГАРДЕ
Возраст – 27 лет (родился 25 апреля 1985 года). Гражданство – Голландия. Родился в городе Ренен, живет в Амстердаме. Рост – 182 см. Вес – 70 кг.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КАРЬЕРЫ
Турнир |
Сезоны |
Поулы |
Победы |
Лучш. рез-т в общ. зачете |
Евросерия "Формулы-3" |
2004-2006 |
3 |
1 |
6 (2006) |
"Мировая серия "Рено" |
2007-2008 |
2 |
5 |
1 (2008) |
Турнир Grand Prix 2 Asia |
2009-2011 |
- |
1 |
5 (2011) |
Турнир Grand Prix 2 |
2009-2012 |
3 |
5 |
5 (2011) |