Это будет отличный чемпионат!
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 1-й этап
Вчера в Мельбурне победой Кими Райкконена на "Лотусе" завершилась первая гонка сезона-2013
Олег КАРПОВ
из Мельбурна
Есть все-таки что-то особенное в "классических" трассах. Что-то из прошлого. Нет, я не согласен с теми, кто утверждает, что современные трассы, построенные Германом Тилке (а это половина автодромов, фигурирующих в календаре ЧМ-2013), нарисованы будто под копирку. Они интересны и хороши - прежде всего своей инфраструктурой. Так что критикующие Тилке журналисты на самом деле кривят душой. Бьюсь об заклад, что им самим куда удобнее добираться до трассы по скоростным магистралям, а не по хитро переплетенным улочкам Мельбурна, парковаться на огромных заасфальтированных площадках, а не на холмистом газоне неподалеку от озера в "Альберт-парке" и справлять нужду в отполированных до блеска уборных, а не в комнатке с двумя кабинками и фанерной перегородкой. И все же...
Чего автодромам Тилке действительно не хватает - так это индивидуальности, своего неповторимого характера. В этом плане они и правда очень похожи. С огромными, как кинозалы, пресс-центрами, с просторными паддоками раза эдак в три больше, чем в Мельбурне. Но знаете, в чем проблема? На большинстве трасс, построенных Тилке, вы никогда не увидите такого количества болельщиков, как в "Альберт-парке", Спа или Монце. У каждой из "классических" трасс есть свой неповторимый шарм, свои особенные черты. Вроде стареньких мельбурнских трамвайчиков, которые доставляют зрителей к трибунам.
У Кими Райкконена тоже есть что-то общее с такими трассами. Он не очень похож на современного пилота. Ведь что такое современный пилот "Формулы-1"? Это прежде всего бренд. Тоже в каком-то смысле отполированный - усилиями пресс-служб. Говорит то, что должен, улыбается, как опытная стюардесса, и всегда приветлив, когда этого требует ситуация…
Райкконен точно не из этой категории. Он должен был родиться в 50-е годы и гоняться против Джеймса Ханта в 70-е. Тогда никого не удивило бы, что этот парень катается на лодке в костюме гориллы, матерится в прямом эфире или поет, слегка перебрав с алкоголем в баре.
Впрочем, теперь это тоже никого не удивляет, но только в случае с Кими. Просто в паддоке к выходкам финна уже все привыкли. Ему, конечно, несказанно повезло с командой. В "Лотусе" Райкконена готовы принимать таким, какой он есть, и закрывать глаза на все. На то, что он не всегда приветлив с прессой и может даже не приехать вовремя на трассу. Больше того, в "Лотусе" готовы тиражировать футболки с уже крылатой фразой Райкконена из радиопереговоров с инженером, попавших в эфир во время трансляции с "Гран-при Абу-Даби": "Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю".
"Лотус" и правда готов оставить его в покое - пусть делает то, что считает нужным. Главное, чтобы просто продолжал выигрывать гонки. Райкконен был силен еще в прошлом году. Пропустив два сезона и вернувшись затем из ралли в "Формулу-1", финн ничуть не растерял скорости. Именно он был самым стабильным пилотом прошлого чемпионата - единственным, кто финишировал во всех гонках. Ну а после вчерашнего "Гран-при Австралии" уже ни у кого нет сомнений в том, что Кими будет в этом году бороться за титул.
Конечно, в Мельбурне ему немного повезло. Основные соперники - Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель - в середине дистанции уперлись в "Форс Индию" Адриана Сутиля. Вполне возможно, что именно в этот момент они и упустили шанс догнать Райкконена. Впрочем, сам финн после финиша заявил, что в случае необходимости мог и прибавить.
И все же главный итог Мельбурна - это вовсе не победа Райкконена. Какой бы символичной она ни казалась в "Альберт-парке". Куда приятнее то, что на подиуме перед толпой болельщиков вчера стояли три чемпиона мира из трех разных команд. А в числе претендентов на победу успели походить еще минимум трое. Это будет отличный чемпионат. Который когда-нибудь кто-нибудь тоже назовет "классическим".
Он сказал "Поехали!"
Ольга ЛИНДЕ
После в прямом смысле бойни, которую "красные быки" устроили своим соперникам в квалификации, такого исхода, будет справедливо сказать, не ожидал никто. Большинство специалистов, окончательно уверившись, что зимой на тестах "Ред Буллы" явно вешали лапшу на уши, нарочно маскируя истинную скорость, предсказывали, что гонка пройдет при тотальном преимуществе если не обоих пилотов австрийской конюшни, то одного-то уж точно. И поначалу Феттель вроде бы прогнозы - радужные для себя и печальные для конкурентов - оправдывал, однако же довольно быстро выяснилось, что не все так примитивно.
Хотя начать надо все-таки с квалификации. Австралийская погода задала командам заковыристую задачку, то и дело, как ветреная красотка, меняя настроение с пасмурно-дождливого на почти безоблачно-ясное. В субботу определить обладателя поула не получилось - дождь был настолько сильным, что вместо отведенного регламентом часа квалификация шла добрых два с половиной, и в итоге из-за облачности, непросыхающего асфальта и спустившихся сумерек два решающих фрагмента решено было перенести на утро воскресенья. Но если вы думаете, что этим директор гонки Чарли Уайтинг уберег-таки элиту "Формулы-1" от игры в рулетку, то ошибаетесь. Утро было сухим и ясным. Но за два часа до старта квалификации прошел сильнейший дождь. Потом он вроде бы кончился, потом опять заморосило, потом снова полило, и в итоге на более-менее сухом асфальте гонщики сумели поездить только в завершающие несколько минут, да и то выезд на обеспечивающем наивысшую скорость супер-софте требовал определенного риска.
Первым направление главного удара соперникам показал чемпион мира-2009 Дженсон Баттон, но "Макларен" все-таки совершил ошибку - слишком рано переобули болид в сверх-мягкие "галоши", и к концу квалификации они уже истерлись почти до дыр. В итоге Баттон, еще в пятницу завивший, что у машины нет скорости и его ждет один из самых кошмарных уик-эндов, остался только 10-м. Бой за поул прошел без него. И завершился нокаутом со стороны "Ред Буллов" - Феттель и Уэббер единственными из всех сумели выскочить из 1.28, при этом немец выиграл свой 37-й в карьере полу с преимуществом над напарником в 0,4, над ставшим третьим Хэмилтоном в 0,6, а ставшему пятым Алонсо он привез секунду! Райкконен же отстал на 1,3.
Однако разгром в квалификации никак не сказался на боевом настрое испанца и финна. Феттель старт, конечно, выиграл, но Алонсо, к примеру, не хватило считанных сантиметров для того, чтобы, опередив Массу, захватить второе место. Бразилец, который умудрился выиграть у напарника квалификацию, наотрез отказался уступать испанцу свое место, в итоге два подряд атаки Алонсо успехом не увенчались. Четвертым устроился Хэмилтон, пятым Райкконен, шестым Росберг, замкнул десятку Адриан Сутиль на "Форс Индии", вернувшийся в гонки после годичного перерыва.
На первом круге Феттель сразу оторвался на две секунды, и показалось, что гонка станет для него легкой прогулкой. Как бы не так! Свою лепту в интригу внесла резина, разрушавшаяся довольно быстро, однако же у каждого пилота со своей скоростью. И Феттель, которого настигали обе "Феррари", а следом просто летел "Лотус" Райкконена, свой первый пит-стоп совершил первым из группы лидеров.
Затем в боксы наведались Масса, затем Алонсо и Райкконен. Этот пит-стоп к перемене мест в этом квартете не привел - расстановка сил осталась прежней: Феттель, Масса, Алонсо, Райкконен. Однако все четверо оказались позади Хэмилтона, Росберга и Сутиля, максимально затянувших свои визиты в боксы.
Забегая вперед скажу - Сутиль вообще избрал на редкость рискованную тактику, которая позволила немцу возглавлять пелотон большую часть гонки, но на финише вынудила растерять все, что было отвоевано такими усилиями.
А вот Райкконен, единственный из квартета лидеров выбравший тактику с двумя пит-стопами, в итоге преуспел. Новый "Лотус" оказался не только быстр, но и бережен в обращении в резиной, что в итоге и сыграло решающую роль. Так же уверенно выглядел на новой "Пирелли", о скорости разрушения которой зимой на тестах рассказывали настоящие страшилки, и Алонсо, а вот Феттель после второго и особенно третьего пит-стопов скорость явно растерял. Покрышки на его машине, образно выражаясь, шелушились со скоростью уроженца Севера, попавшего под лучи тропического солнца.
Вобщем судьба гонки фактически решилась на втором пит-стопе, после которого Алонсо сумел оказаться впереди не только Массы, но и Феттеля, и уже не позволил немцу подобраться к себе на дистанцию для атаки. Кстати на финише гонки немец уже просто не в состоянии был поддерживать задаваемый лидерами темп. Райкконен же, остановившийся позже всех, отыгрывал места не только за счет большего количества остановок у соперников, но и за счет собственного хладнокровного и точного пилотажа.
Украшением же австралийской гонки бесспорно стала потрясающая по жесткости и чистоте дуэль двух экс-партнеров по "Макларену" Алонсо и Хэмилтона, состоявшаяся на 31-32-м кругах. Испанец и британец, во всеуслышание называющие друг друга лучшими гонщиками современного пелотона (чем страшно уязвляют самолюбие Феттеля!), устроили в прямом смысле слова показательную схватку. Атакующие и защитные действия были разнообразными, предельно жесткими, но и предельно честными, без каких-либо намеков на провокации и грязную игру, и увенчались победой Алонсо. Вообще эта схватка, видимо, была единственным светлым пятном в поединках лидеров, где судьба мест решалась не за счет реальных схваток, а в боксах, а вот за спинами авангарда таких мгновений было в достатке.
Райкконен, хладнокровно рискнувший, в итоге пил победное шампанское и,пожимая плечами, называл свою победу самой легкой в карьере. Алонсо, снова проведший агрессивно-рассчетливую гонку, признался после финиша, что, памятую прошлогоднее стартовое фиаско, счастлив начать сезон вторым местом, а Феттель старательно делал хорошую мину и убеждал - главным образом, видимо, самого себя, - что поводов для беспокойства нет.
"Феррари", отстрелявшаяся в Австралии вторым и четвертым местами, возглавила Кубок конструкторов, чего со Скудерией давненько не случалось. "Макларен" же, невероятными усилиями Баттона буквально завоевавший девятое место и жалкие два очка, начал сезон настоящим фиаско. Мартину Уитмаршу есть, над чем поломать голову.
"ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ". МЕЛЬБУРН
Albert Park. 307,574 км (58 кругов по 5303 м)
Пилот |
Команда |
Позиция на старте |
Круги |
Время |
Очки |
1. Кими РАЙККОНЕН |
Lotus |
7 |
58 |
1:30.03,225 |
25 |
2. Фернандо АЛОНСО |
Ferrari |
5 |
58 |
+12,451 |
18 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Red Bull |
1 |
58 |
+22,346 |
15 |
4. Фелипе МАССА |
Ferrari |
4 |
58 |
+33,577 |
12 |
5. Льюис ХЭМИЛТОН |
Mercedes |
3 |
58 |
+45,561 |
10 |
6. Марк УЭББЕР |
Red Bull |
2 |
58 |
+46,800 |
8 |
7. Адриан СУТИЛЬ |
Force India |
12 |
58 |
+1.05,068 |
6 |
8. Пол ДИ РЕСТА |
Force India |
9 |
58 |
+1.08,449 |
4 |
9. Дженсон БАТТОН |
McLaren |
10 |
58 |
+1.21,630 |
2 |
10. Ромэйн ГРОЖАН |
Lotus |
8 |
58 |
+1.22,759 |
1 |
11. Серхио ПЕРЕС |
McLaren |
15 |
58 |
+1.23,367 |
0 |
12. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
Toro Rosso |
13 |
58 |
+1.23,857 |
0 |
13. Эстебан ГУТЬЕРРЕС |
Sauber |
18 |
57 |
+1 круг |
0 |
14. Валттери БОТТАС |
Williams |
16 |
57 |
+1 круг |
0 |
15. Жюль БЬЯНКИ |
Marussia |
19 |
57 |
+1 круг |
0 |
16. Шарль ПИК |
Caterham |
22 |
56 |
+2 круга |
0 |
17. Макс ЧИЛТОН |
Marussia |
20 |
56 |
+2 круга |
0 |
18. Гидо ВАН ДЕР ГАРДЕ |
Caterham |
21 |
56 |
+2 круга |
0 |
Даниэль РИККЬЯРДО |
Toro Rosso |
14 |
39 |
- |
0 |
Нико РОСБЕРГ |
Mercedes |
6 |
26 |
- |
0 |
Пастор МАЛЬДОНАДО |
Williams |
17 |
24 |
- |
0 |
Нико Хюлькенберг не смог выйти на старт из-за проблем с топливной системой.
Средняя скорость победителя |
204,927 км/ч |
Самый быстрый круг |
Райкконен (56) - 1.29,274 (213,845 км/ч) |
Круги лидирования |
Феттель - 1-6, Масса - 7, Алонсо - 8, Хэмилтон - 9-12, Росберг - 13, Сутиль - 14-20, Масса - 21-22, Райкконен - 23-33, Алонсо - 34-38, Сутиль - 39-42, Райкконен - 43-58 |
КВАЛИФИКАЦИЯ
1. Феттель - 1.27,407. 2. Уэббер - 1.27,827. 3. Хэмилтон - 1.28,087. 4. Масса - 1.28,490. 5. Алонсо - 1.28,493. 6. Росберг - 1.28,523. 7. Райкконен - 1.28,738. 8. Грожан - 1.29,013. 9. Ди Реста - 1.29,305. 10. Баттон - 1.30,357. 11. Хюлькенберг - 1.38,067. 12. Сутиль - 1.38,134. 13. Вернье - 1.38,778. 14. Риккьярдо - 1.39,042. 15. Перес - 1.39,900. 16. Боттас - 1.40,290. 17. Мальдонадо - 1.47,614. 18. Гутьеррес - 1.47,776. 19. Бьянки - 1.48,147. 20. Чилтон - 1.48,909. 21. ван дер Гарде - 1.49,519. 22. Пик - 1.50,626 (не преодолел рубеж в 107%).
В субботу из-за погодных условий (дождь и ветер) состоялся только первый сегмент квалификации, а второй и третий были перенесены на воскресенье.
ЗАЧЕТ ЧМ-2013
Пилоты. 1. Райкконен - 25. 2. Алонсо - 18. 3. Феттель - 15. 4. Масса - 12. 5. Хэмилтон - 10. 6. Уэббер - 8. 7. Сутиль - 6. 8. Ди Реста - 4. Баттон - 2. 10. Грожан - 1.
Кубок конструкторов. 1. Ferrari - 30. 2. Lotus - 26. 3. Red Bull - 23. 4. Mercedes - 10. 5. Force India - 10. 6. McLaren - 2.