Формула-1: смотрите, кто пришел
Пелотон "Формулы-1" обновился по сравнению с прошедшим сезоном почти на треть.
Расставшись с несколькими старожилами, чемпионат мира обрел пятерых дебютантов. В Мельбурне впервые в своей карьере на старт "Гран-при" выйдут Эстебан Гутьеррес, Вальттери Боттас, Гидо ван дер Гарде, Макс Чилтон и Жюль Бьянки…
Эстебан ГУТЬЕРРЕС (Sauber): ЗАЛОЖНИК РАННИХ УСПЕХОВ
В минувшем августе Эстебану Гутьерресу исполнился 21 год. Но его дебют называют ранним отнюдь не из-за возраста - по мнению многих, мексиканец просто пока не готов к "Королевским гонкам". И эту точку зрения разделяет даже основатель команды Петтер Заубер. Гутьеррес молод, быстр, но, откровенно говоря, пока не наработал на то, чтобы считаться восходящей звездой.
Так или иначе, мексиканец отлично вписывается в философию Sauber. Команды, которая дала путевку в "Формулу-1" многим нынешним звездам чемпионата. Топовые коллективы сейчас на треть укомплектованы теми, кого в свое время из младших серий подобрал герр Заубер: Фелипе Масса выступает за Ferrari, Кими Райкконен - за Lotus, а Серхио Перес вот-вот начнет свой первый сезон с McLaren, куда отправился прямиком из швейцарской конюшни.
Решение Sauber сделать ставку на Гутьерреса, несмотря на все симпатии Петтера Заубера к молодым пилотам, по большей части все-таки продиктовано его связями с миллиардером Карлосом Слимом, вот уже три года подряд возглавляющим список Forbes самых богатейших людей планеты. Борта автомобилей Sauber на протяжении двух последних сезонов, когда в команде выступал Перес, были украшены логотипами латиноамериканской телекоммуникационной компании, принадлежащей Слиму. После перехода Серхио в McLaren, швейцарской конюшне требовалось сохранить хорошие отношения со спонсорами. И контракт с Гутьерресом - отчасти вынужденный шаг.
Для самого Гутьерреса - это аванс, который только предстоит отработать. Переход в серию GP2, которую называют последней ступенью перед "Формулой-1", оказался непростым. Дебютный 2011 год был потрачен на знакомство с техникой: итоговое восьмое место - не провал, но ждали от Гутьерреса немного большего. Третье место в 2012 году тоже лишь подпортило резюме - Эстебан должен был побеждать, но, по сути, даже не боролся за титул.
В то же время Гутьеррес в каком-то смысле заложник своих собственных ранних успехов. Через младшие классы Эстебан промчался стремительно, и, возможно, просто слишком рано оказался за рулем столь мощного автомобиля. Главное, что есть у Гутьерреса сейчас, - это его несомненный потенциал. Раскрывать который - не в последнюю очередь благодаря богатому соотечественнику - придется уже в "Больших призах".
Вальттери БОТТАС (Williams): БЫВШИЙ "ПИЛОТ ПО ПЯТНИЦАМ"
23-летний финн на фоне остальных дебютантов выглядит солиднее всего. В первую очередь потому, что лучше всех к своему первому в жизни "Гран-при" подготовлен. Боттас - не новичок Williams. Команда из Гроу заключила контракт с перспективным финном еще три года назад, в 2010-м, после того, как финн провел пару фантастических сезонов в младших сериях. Едва перейдя из картинга, Боттас сразу освоился в "Формулах" и во втором своем полном сезоне выиграл сразу два чемпионата в "Формуле-Renault 2.0", одном из самых многочисленных и жестких молодежных классов.
Последние три года помимо титула в серии GP3 принесли Вальттери опыт работы в команде "Формулы-1", которого так не хватает нынешним дебютантам. После запрета на тесты в ходе сезона молодым гонщикам приходится непросто. Если раньше перед дебютом в чемпионате пилотов основательно "выкатывали" на тестах, то теперь максимум на что они могут рассчитывать - участие в пятничных тренировках в рамках "Гран-при". Боттас - один из немногих, кому удалось перед своим дебютом попробовать себя в роли "пилота по пятницам". На протяжении двух первых лет в Williams он работал в основном на симуляторе, но в прошлом сезоне откатал 15 тренировок в рамках этапов чемпионата мира, сменяя за рулем основного пилота Бруно Сенну.
В пользу Боттаса сыграло и то, что одним из совладельцев и руководителей команды был его менеджер и покровитель Тото Вольф. Сейчас он уже покинул Williams, перейдя в Mercedes AMG, но на судьбу Вальттери это не повлияло - соотечественника поддержали и несколько финских компаний, логотипы которых появились на бортах автомобилей команды еще в прошлом сезоне.
У Вальттери есть все для того, чтобы стать лучшим дебютантом чемпионата. Из новичков "Формулы-1" он подготовлен лучше всех, а в самой Williams говорят о том, что никаких скидок на отсутствие опыта у Боттаса делать не надо: за три года он успел стать в команде своим, и спрашивать с него будут как со "взрослого".
Гидо ВАН ДЕР ГАРДЕ (Caterham): БАЛОВЕНЬ ЛЮБВИ
Почти всю зиму, вплоть до начала первых тестов, Caterham подбирала себе второго пилота. Из трех кандидатов, в числе которых были и прошлогодние гонщики команды Хейкки Ковалайнен и Виталий Петров, выбор в пользу Гидо ван дер Гарде кажется не слишком логичным. У финна и россиянина за плечами в общей сложности опыт девяти сезонов в "Формуле-1", в то время как голландец даже не попадает под категорию "подающих надежды". Громкие успехи в карьере Гидо все-таки были - пять лет назад ван дер Гарде в одну калитку выиграл первенство "Формулы Renault 3.5". Но последние три года голландец фактически топтался на месте: дебютировав в GP2 в 2009 году, он занял в чемпионате седьмое место, год спустя вновь остался седьмым, а в прошлом сезоне стал пятым. Не самый яркий послужной список, особенно учитывая "преклонный" для дебюта возраст Гидо - в апреле ему стукнет 28. Но Caterham все-таки предпочла его Петрову и Ковалайнену.
Этот контракт - одно из многих подтверждений, сколь непросто в последнее время приходится маленьким командам в "Формуле-1". Собрать необходимый бюджет удается во многом благодаря личным спонсорам гонщиков. В случае с ван дер Гарде - это компания будущего тестя пилота. Гидо сделал предложение своей девушке в августе прошлого года, а теперь получил и неплохой свадебный подарок: спустя несколько дней после заключения контракта с пилотом Caterham объявила и о начале сотрудничества с голландской компанией.
Макс ЧИЛТОН (Marussia): ПАПЕНЬКИН СЫНОК
Как и большинство других дебютантов, Макс предыдущий сезон провел в GP2. Чилтон закончил год на четвертой строчке, одержав две победы и дважды стартовав с поула. Не блестящий сезон, но отнюдь не плохой для 21-летнего парня.
Вместе с этим Макс принял участие в одной из пятничных сессий по ходу сезона вместе с Marussia, а также участвовал во всех брифингах команды во второй половине сезона. Еще тогда стало понятно, что Чилтон практически наверняка дебютирует в "Больших призах" в 2013 году.
В GP2 Макс уже выступал за команду Marussia Carlin, раскраска машин которой практически полностью повторяла раскраску боевых автомобилей российской команды "Формулы-1", с тем лишь исключением, что на автомобиле Макса место для логотипа главного спонсора было отдано компании Aon. Ее основатель и совладелец - Грэм Чилтон, фанат автомобильного спорта и отец Макса. Вместе с Чилтоном-младшим логотип Aon теперь перейдет и в "Королевские гонки".
Жюль БЬЯНКИ (Marussia): ПРОТЕЖЕ "ФЕРРАРИ"
Двумя дебютантами Marussia укомплектовалась не от легкой жизни. В январе команда "по экономическим причинам" рассталась с Тимо Глоком, пилотом, на протяжении трех первых лет существования команды бывшим ее лидером. Немец имел на руках подписанный контракт с командой, но согласился уйти сам - иначе команда рисковала и не дотянуть до конца чемпионата. "Лучше я откажусь от своего места, чем в конце года работу потеряют сто человек", - сказал Тимо. Изначально планировалось, что место Тимо в команде займет Луиз Разия. Вице-чемпион серии GP2 обещал привести с собой спонсоров из Бразилии, и те даже успели перевести на счета команды первый взнос. Луиз был объявлен напарником Чилтона, но потом возникли проблемы. Спонсоры перестали платить по счетам, и к концу февраля стало очевидно, что Разия не сможет сохранить место в коллективе. За два дня до окончания тестов Marussia объявила о том, что ее вторым пилотом станет Жюль Бьянки. 23-летний француз давно известен болельщикам "Формулы-1". Жюль - слушатель Академии Ferrari, своего рода программы поддержки для молодых пилотов. Менеджером Бьянки является Николя Тодт, сын бывшего руководителя команды Ferrari, а ныне президента FIA Жана Тодта. При поддержке Скудерии в прошлом году Жюль стал тест-пилотом команды Force India и был близок к тому, чтобы заключить контракт с этим же коллективом на сезон 2013 года. Француз даже успел поработать на тестах с новой машиной команды, но она в итоге выбрала Адриана Сутиля.
После расставания с Force India казалось, что дебютировать в этом году в "Ф-1" Жюлю не суждено, но Тодт все-таки смог найти для подопечного место. Поговаривают, Marussia, приютив у себя Бьянки, может теперь рассчитывать на неплохой контракт с Ferrari - итальянцы вполне могут дать скидку российской команде на моторы в следующем году в довесок к контракту со своим французским протеже…