Перемены в "Марусе": не виноватая она - Глок сам ушел?
Может быть, к "разводу" англо-русской команды со своим лучшим пилотом не имеют отношения
ни Виталий Петров, ни даже сама "Маруся"?
"Это было нелегкое решение, но мы приняли его, чтобы придать команде новый импульс в нелегкой экономической ситуации," - вроде бы эти слова сказал сегодня Джон Бут, возглавляющий команду "Маруся", по поводу расставания со своим лучшим пилотом Тимо Глоком? Или такую мысль озвучил год назад Тони Фернандес, владелец коллектива "Катэрхем", по случаю внезапного прощания с Ярно Трулли? А кто из них (и когда) произнес, что "проблемы, с которыми сталкивается вся отрасль, вынуждают нас делать шаги, которые позволяют с большей уверенностью смотреть в будущее" - малайский бизнесмен или британский менеджер? Придираться к словам – конечно, не самая здравая мысль, в показательно политкорректном мире "Формулы-1" любят говорить обтекаемыми типовыми фразами. Но уж слишком похожи решения, одно из которых принято руководство "Катэрхема" в прошлом феврале, а другое – менеджментом "Маруси" несколько дней назад.
В обоих случаях в приказе на увольнение стояла фамилия весьма опытного и успешного пилота, который приносил команде – в соответствии с официальными формулировками – "огромную пользу". В обоих случаях польза приносилась не бесплатно, а за приличную зарплату: по слухам, Тимо Глок получал порядка 2 миллионов долларов в год. В обоих случаях все происходит глубокой зимой – в это время команды частенько принимают на работу новых пилотов, а вот старых выгоняют (особенно если у этих старых есть, как у Глока, действующий до конца 2014 года контракт) крайне редко. А если и выгоняют, то прекрасно зная, кого на освободившееся место возьмут. Разница в том, что год назад слухи о переговорах Петрова с "Катэрхемом" появились за пару недель до официального объявления о контракте, а сейчас можно только гадать, кому Тимо Глок грел кокпит на протяжении последних недель.
Неудивительно, что именно о Петрове разом подумали сразу все – от уважаемых экспертов до начинающих болельщиков. Менеджер пилота Оксана Косаченко оперативно заявила, что никаких переговоров с "Марусей" не ведет. С одной стороны, это звучит весомо: Оксана Павловна всегда говорила меньше, чем хотелось бы журналистам и публике, но уж в заблуждение их никогда не вводила. С другой стороны, "заместитель" Глока может и не вести в настоящий момент с командой переговоров – в случае, если контракт уже подписан.
Британская пресса подготовила небольшой список из возможных претендентов на освободившуюся вакансию: вместе с Петровым в него вошли Бруно Сенна, Себастьян Буэми и Луис Разия. Британским журналистам можно верить – они, как правило, знают чуть больше чем их коллеги из других стран мира. Хотя Бруно Сенну сюда могли вписать "на автомате": о суммах, которые он сможет принести с собой, ходят легенды, поэтому бразилец считается претендентом сразу на все свободные места. Второй бразилец – Луис Разия, вице-чемпион Grand Prix 2 прошлого сезона – также считается среди молодых пилотов "богатеньким", хотя мало кто может сказать, сколько именно спонсорских денег за душой у 23-летнего гонщика. Но бразилец по-прежнему фигурирует и в другом списке – претендентов на пока не занятое место в "Катэрхеме". А вот об активности на трансферном рынке Себастьяна Буэми в последнее время ничего слышно не было. Сложно представить, что представители "Ред Булла" (напомним, что швейцарец является резервным гонщиком чемпионской команды) станут платить за пилота, которого сами же год назад уволили из "Торо Россо" как не оправдавшего надежд.
Повторение Джоном Бутом пройденного в прошлом году Тони Фернандесом вызывает определенное разочарование. "Катэрхем" и "Маруся", дебютировавшие в "Формуле-1" в 2010 году, сделали попытку отстраниться от своих предшественников – коллективов-аутсайдеров, катавших за деньги кого угодно. Пилоты с опытом работы в топ-командах, авторитетные инженеры в лице Майка Гаскойна и Ника Уирта, свежие (хоть и не всегда удачные) идеи вроде проектирования машины, не отходя от компьютера… Конечно, хоронить два этих коллектива рано, но в сфере выбора гонщиков тенденция выглядит уж слишком однозначно. Меньше года назад из четырех пилотов двух "конюшен" за зарплату работали трое - в новом сезоне таких не останется, скорее всего, ни одного (шансы Хейкки Ковалайнена перезаключить контракт с "Катэрхемом" расценивает как весьма низкие даже сам гонщик). Причем каждый раз менеджмент соответствующей команды даже не пытался скрывать, что перемены связаны именно с возможностью получить дополнительное финансирование в непростой экономической ситуации. Да и сейчас "Катэрхему" вроде бы не грех сохранить в своем составе Петрова, который по итогам сезона оказался лучше высокооплачиваемого товарища по команде и уж вряд ли поедет медленнее вчерашнего новичка Пика. Ан нет, на носу первые тесты, а команда по-прежнему обсуждает и обдумывает варианты. Скорее всего, пытается выбрать самый выгодный из нескольких просто выгодных…
Казалось бы, все в этой ситуации ясно - осталось лишь узнать, ради кого из пилотов устроен весь сыр-бор. Но остается один заусенец: первая информация о возможном увольнении Глока появилась в выходные - а уже сегодня вечером стало известно, что BMW пригласила немца на тесты автомобиля одной из команд чемпионата DTM. Вряд ли с гоночным отделением баварской марки можно так быстро договориться - хоть Глок со времен совместной работы в команде Toyota и знаком с руководителем этого отделения Йенсом Марквардтом.
Стало быть, объявление о грядущих тестах стало только промежуточным результатом переговорного процесса, проходившего в обстановке полной секретности (итоговым результатом наверняка станет контракт боевого пилота, в одной из команд BMW как раз осталось свободное место). Уместно вспомнить, что в прошлом году победу в чемпионате одержал один из будущих коллег Глока, а пилоты, перешедшие в DTM из королевских гонок, порой зарабатывают приличные деньги: Ральф Шумахер, говорят, получал миллион в год. Вдобавок сейчас участие в DTM - главный спортивный проект баварцев. И при достойных результатах Тимо сможет чувствовать себя там на порядок увереннее, чем в команде-аутсайдере "Формулы-1", откуда могут в любой момент "попросить" даже гонщика со столетним контрактом. Так, быть может, не виноватая она, "Маруся" - может быть, Глок сам ушел?
Кирилл КАЧНОВ
Тимо Глок в чемпионате мира "Формулы-1"
Дебют |
2004 г., "Гран-при Канады" |
Последняя гонка |
2012 г., "Гран-при Бразилии" |
Кол-во проведенных "Гран-при" |
95 в течение 6 сезонов (2004, 2008-2012) |
Выступал в составе команд |
Jordan, Toyota, Marussia |
Лучшее место в гонке/квалификации |
2 / 2 |
Лучшее место в общем зачете чемпионата |
10 (2008 и 2009) |
Кол-во заработанных очков |
51 |
Прочие достижения |
1 лучший круг / 13 кругов лидирования |
Прочие достижения вне "Формулы-1" |
чемпион турнира Grand Prix 2 (2007) |