Места в командах "Формулы-1" продают с аукциона
Стартовую цену никто вслух не объявляет, но одного из успешных молодых гонщиков не пустили на порог даже с семью миллионами долларов.
За три месяца до старта нового чемпионата мира место в команде Force India остается самой привлекательной вакансией для пилотов, которые пока остаются за бортом "Формулы-1", но не теряют надежды присоединиться к 20 гонщикам, чьи контракты уже подтверждены. Руководство коллектива утверждает, что выбирать из имеющихся претендентов будет по их способностям, но традиция не верить таким заявлениям сложилась почти так же давно как и привычка эти заявления делать. Если речь идет исключительно о способностях и талантах Адриана Сутиля, Бруно Сенны и Жюля Бьянки, вряд ли что-то мешало сделать выбор до Нового года: с 25 ноября никто из этих пилотов не проехал ни одной гонки, наблюдение за ходом которой могло бы открыть менеджерам Force India открыть глаза на какие-то достоинства или недостатки претендентов. Следовательно, в настоящий момент команда из трех гонщиков пытается выбрать не более быстрого, а более богатого.
Когда контракт будет подписан, журналисты наверняка сообщат публике сумму, которую спонсоры пилота-счастливчика заплатят за место в команде для своего протеже. И эта сумма сразу же станет очередным пунктом обвинения "Формулы-1" в зацикленности на деньгах и пренебрежении спортивными интересами. Другими уликами станут 16 миллионов долларов, проложивших Эстебану Гутьерресу дорогу в "Заубер", или 11 миллионов фунтов, которые сделали Макса Чилтона пилотом "Маруси". Найдутся и потерпевшие - взять хотя бы итальянца Давиде Вальсекки. В прошлом году он выиграл чемпионат Grand Prix 2, главная миссия которого - как раз ковать достойные кадры для "Формулы-1". Казалось бы, победитель такого турнира должен попадать в королевские гонки автоматом, но Вальсекки не смог этого сделать, даже имея в своем распоряжении 7 миллионов долларов.
Впрочем, британский журнал Autosport не считает такое обвинение оправданным. По мнению авторитетного издания, сейчас в "Формуле-1" вообще не осталось пилотов, которых можно было бы назвать популярным словом "рент-э-драйвер" - то есть пробивающий себе дорогу исключительно кошельком. В доказательство приводятся красочные примеры того, насколько смешно смотрелись такие гонщики в прошлые годы. К примеру, Джованни Лаваджи впервые стартовал в гонках в 28 (!) лет, а на "Формулу-1" замахнулся почти в 40 и стабильно отставал от своего партнера на полторы-две секунды. Впрочем, этот итальянец выглядел даже достойно на фоне Шаноха Ниссани, который около десяти лет назад управлял Minardi на пятничных тренировках перед "Гран-при Венгрии". Хотя, как сказать - управлял: израильтянин отставал от своего товарища по команде на 12 секунд с круга и вскоре вылетел с трассы. Мало того - Ниссани не смог снять рулевое колесо, из-за этого не смог выбраться из кокпита, поэтому болид пришлось поднимать краном и эвакуировать из гравийной ловушки с гонщиком внутри!
Сравните этих "корифеев" с Гутьерресом и Чилтоном, выигрывавшим гонки в чемпионате Grand Prix 2. А еще лучше с Пастором Мальдонадо, который в прошлом году пополнил "Уильямсу" и очковый счет (45 баллами, включая 25 за победу в "Гран-при Испании"), и банковский (45 миллионами долларов от своих спонсоров). Одним словом, появилась некая прослойка молодых пилотов, в активе которых есть одновременно и талант, и бюджет. Когда несколько таких гонщиков начнут "торговаться" между собой за одно место, само собой, весьма велики шансы, что команда выберет самого богатого. Но не стоит преувеличивать и обвинять менеджеров в измене делу спорта: ведь они предпочитают одному быстрому претенденту другого быстрого, а не безнадежно медленного. Сутиль, Сенна и Бьянки (точнее, их менеджеры) в настоящий момент меряются, скорее всего, деньгами - но в отсутствие таланта и мастерства они вообще не попали бы в поле зрения Force India.
Впрочем, английские журналисты тут же предостерегают владельцев команд от излишнего оптимизма при отборе претендентов. Если в их число за компанию с парой по-настоящему быстрых пилотов за компанию прошмыгнет средненький, "конюшня" рискует, соблазнившись кругленькой суммой спонсорских денег, по итогам года остаться в проигрыше. Напомним, что чем лучше позиция коллектива в Кубке конструкторов, тем больше денег он получает от организаторов чемпионата мира в конце сезона. К примеру, "Уильямс" в командном зачете оказался на 8-й позиции - хотя вполне мог, по мнению британских экспертов, стать 5-м и благодаря этому заработать примерно на 15 миллионов долларов больше. Если представить, что виновником этого является исключительно Бруно Сенна, чей вклад в бюджет команды оценивается в 14 миллионов долларов, получится, что благодаря бразильцу "Уильямс" стал на миллион беднее. Схема, конечно, выходит сильно упрощенной, но с другой стороны, осенью британская команда избавилась от "богатенького" Сенны, променяв его на финского гонщика Валттери Боттаса…
В целом же, по мнению британских экспертов, у болельщиков нет причин для паники. Бесполезно отрицать, что под завязку набитый спонсорскими долларами чемоданчик для пилота-середняка теперь так же обязателен как шлем. Но тот факт, что гонщикам приходится покупать себе места в командах, отнюдь не значит, что вместо талантливых спортсменов за руль попадают богатые бездари.
Кирилл КАЧНОВ по материалам Autosport