Третий титул Феттеля. И одна из лучших гонок Петрова
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 20-й этап. "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ"
Россиянин принес команде "Катэрхем" лучший результат за всю ее историю - а немец стал чемпионом несмотря на аварию на старте.
Бразильская погода оправдала надежды абсолютного большинства наблюдавших за финальной гонкой чемпионата мира и подарила во многом непредсказуемое развитие событий на трассе. Впрочем, даже несколько раз начинавшийся над автодромом дождь не помог Фернандо Алонсо опередить Себастьяна Феттеля в борьбе за третий чемпионский титул.
Старт лучше всего провели пилоты "Ферарри" - оба прорвались в первую тройку, хотя из-за собственных ошибок достаточно быстро откатились на четвертое-пятое места. Для их противников из команды "Ред Булл" старт прошел хуже некуда. Уэббер хотя бы смог удержаться в лидирующей группе, а Феттелю пришлось вести борьбу с пилотами, которых он обычно опережает на круг. Неудивительно, что закончилось это аварией: не глядя нырнув в один из поворотов с внешнего радиуса, немец столкнулся со стартовавшим с 11-й позиции Бруно Сенной. Лидеру "Ред Булла" крупно повезло: в то время как бразилец сошел, Феттель "всего лишь" пропустил вперед весь пелотон, но смог продолжить борьбу. Машина была незначительно повреждена, но на скорость это вроде бы не влияло: к 10-му кругу немецкий пилот пробился на подступы к первой пятерке - и в этот момент пит-стоп снова отбросил его в задние ряды и заставил прорываться вверх по второму разу.
Впрочем, эту работу немцу облегчили соперники, также потянувшиеся в боксы. Небольшой дождь намочил трассу, и многие пилоты, на первых кругах искавшие счастья за пределами идеальной траектории, допускали ошибки и теряли время. В частности, благодаря этому Хэмилтон и Баттон к 9-му кругу уже успели пару раз поменяться местами. На этом 9-м круге состоялись первые пит-стопы: наиболее осторожные участники предпочли поменять слики на промежуточную резину. Их примеру вскоре последовало большинство пелотона, включая лидировавшего Хэмилтона, но исключая преследовавшего его Баттона - а также Нико Хюлкенберга на "Форс Индии", под шумок с 6-й стартовой позиции прорвашегося на 3-ю, а после пит-стопа Хэмилтона - и на 2-ю. Более того, на 19-м круге Хюлкенберг атаковал Баттона и вышел в лидеры гонки!
Поначалу было весьма трудно понять, кто же прав: времена круга и у перешедших на промежуточную резину, и у оставшихся на сликах были нестабильны. Но постепенно Баттон и Хюлкенберг стали отыгрывать у Хэмилтона до 2 секунд с круга - и в районе 20-го круга большинство пилотов (включая претендентов на титул) вновь посетило боксы, чтобы вернуться на слики. Таким образом Хюлкенберг и Баттон получили приличную фору, но ее в результате свели на нет судьи, выпустившие автомобиль безопасности - на трассе скопилось слишком много требовавших уборки обломков. Два лидера провели пит-стопы (поменяв менее жесткую резину на более жесткую) и смогли сохранить свои позиции, но достигавшее 20 секунд преимущество над соперниками свелось к нулю.
После ухода автомобиля безопасности с трассы (Алонсо в этот момент занимал 4-ю позицию, Феттель - 5-ю) борьба за лидерство возобновилась. Хэмилтон достаточно быстро обогнал Баттона и небыстро, но сокращал отставание от лидировавшего Хюлкенберга. В этот решающий момент немецкий пилот "Форс Индии" совершил ошибку, поскользнулся, пустил машину в скольжение, отловил ее - но Хэмилтон успел вырваться в лидеры. Спустя несколько кругов Хюлкенберг попробовал вернуть позицию, но не смог удержать автомобиль на входе в первый поворот - его снесло прямиком на Хэмилтона, чей "Макларен" после столкновения уже не смог продолжать движение. Хюлкенберг же получил штрафной проезд по пит-лейн и вылетел из первой тройки - а Баттон оказался единоличным лидером и в итоге довел гонку до победы.
За счет этих коллизий обе "Феррари" смогли оказаться на призовых позициях. Вдобавок в этот же момент осложнилось положение Феттеля. На 53-м и 55-м круге он совершил два пит-стопа подряд: на первом поменял более жесткие слики на менее жесткие, а на втором - получил комплект промежуточных шин. Заморосивший вновь дождь заставил и всех остальных пилотов заехать в боксы за промежуточной резиной - но они избежали ненужного первого пит-стопа с заменой одних сликов на другие. Алонсо благодаря этому сохранил место в первой тройке, а Феттель в какой-то момент откатился на 10-е место - что делало чемпионом испанца. Но за следующие несколько кругов немец смог отыграть несколько позиций - в итоге он закончил гонку на 6-м месте и гарантировал себе третий чемпионский титул. Пилот "Ред Булла" стал самым молодым трехкратным чемпионом мира и всего лишь третьим пилотом в истории, которому удалось выиграть чемпионат три раза подряд.
Бразильская гонка стала одной из лучших в карьере Виталия Петрова: россиянин финишировал 11-м, что стало лучшим результатом в истории команды "Катэрхем" и позволило ей опередить конкурентов из "Маруси" в борьбе за важное (с точки зрения распределения призовых денег 10-е место в общем зачете). Причем результат был завоеван в очной борьбе с соперниками: за несколько кругов до финиша Петров догнал одного из пилотов "Маруси" Шарля Пика и совершил обгон, воспользовавшись тем, что в этот же момент обоих обгонял на круг Фернандо Алонсо. "Эта гонка была одновременно одной из сложнейших и одной из лучших, - рассказал россиянин после финиша. - Я обогнал многих на старте, избежал проблем в повороте, где развернуло Феттеля, мы вовремя переходили с одного типа покрышек на другой - особенно удачно был выбран момент для перехода на промежуточные в последней стадии гонки. Сегодня мы славно все это отпразднуем, но в следующем году хотелось бы финишировать выше" Значат ли эти слова Петрова, что он сохранит свое место в нынешней команде?
Кирилл КАЧНОВ
Пилот | Автомобиль | Время |
|
1. | Дженсон БАТТОН | McLaren-Mercedes | 1:45.22,656 |
2. | Фернандо АЛОНСО | Ferrari | + 2,754 |
3. | Фелипе МАССА | Ferrari | + 3,615 |
4. | Марк УЭББЕР | Red Bull-Renault | + 4,936 |
5. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India-Ferrari | + 5,708 |
6. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | + 9,454 |
7. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | + 11,907 |
8. | Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso-Ferrari | + 28,653 |
9. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber-Ferrari | + 31,250 |
10. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus-Renault | + 27,463 |
11. | Виталий ПЕТРОВ | Caterham-Renault | - 1 круг |
12. | Шарль ПИК | Marussia-Cosworth | - 1 круг |
13. | Дэниэл РИККЬЯРДО | Toro Rosso-Ferrari | - 1 круг |
14. | Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Caterham-Renault | - 1 круг |
15. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | - 1 круг |
16. | Тимо ГЛОК | Marussia-Cosworth | - 1 круг |
17. | Педро де ла РОЗА | HRT-Cosworth | - 2 круга |
18. | Нарайн КАРТИКЕЯН | HRT-Cosworth | - 2 круга |
19. | Пол ди РЕСТА | Force India-Ferrari | - 3 круга |
Сходы
Пилот | Автомобиль | Круг | Причина схода |
Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren-Mercedes | 55 | столкновение |
Роман ГРОЖАН | Lotus-Renault | 6 | вылет с трассы |
Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams-Renault | 2 | вылет с трассы |
Бруно СЕННА | Williams-Renault | 1 | столкновение |
Серхио ПЕРЕС | Sauber-Ferrari | 1 | вылет с трассы |
Лучший круг
Пилот | Автомобиль | Круг | Время | Ср. скорость |
Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren-Mercedes | 38 | 1.18,069 | 198,701 км/ч |
Личный зачет
Пилот | Команда | Очки |
|
1. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull | 281 |
2. | Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 278 |
3. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus | 207 |
4. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren | 190 |
5. | Дженсон БАТТОН | McLaren | 188 |
6. | Марк УЭББЕР | Red Bull | 179 |
7. | Фелипе МАССА | Ferrari | 122 |
8. | Роман ГРОЖАН | Lotus | 96 |
9. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 93 |
10. | Серхио ПЕРЕС | Sauber | 66 |
11. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India | 63 |
12. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber | 60 |
13. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | 49 |
14. | Пол ди РЕСТА | Force India | 46 |
15. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams | 45 |
16. | Бруну СЕННА | Williams | 31 |
17. | Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso | 16 |
18. | Даниэль РИККАРДО | Toro Rosso | 10 |
19. | Виталий ПЕТРОВ | Caterham | 0 |
20. | Тимо ГЛОК | Marussia-Cosworth | 0 |
21. | Шарль ПИК | Marussia-Cosworth | 0 |
22. | Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Caterham-Renault | 0 |
23. | Жером Д`АМБРОЗИО | Lotus-Renault | 0 |
24. | Нарайн КАРТИКЕЯН | HRT-Cosworth | 0 |
25. | Педро де ла РОЗА | HRT-Cosworth | 0 |
Кубок конструкторов
Команда | Очки |
|
1. | Red Bull | 460 |
2. | Ferrari | 400 |
3. | McLaren | 378 |
4. | Lotus | 303 |
5. | Mercedes | 142 |
6. | Sauber | 126 |
7. | Force India | 109 |
8. | Williams | 76 |
9. | Toro Rosso | 26 |
10. | Caterham | 0 |
11. | Marussia | 0 |
12. | HRT | 0 |