Всем миром против Феттеля
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 19-й этап. "ГРАН-ПРИ США"
К сохранению интриги в чемпионате приложили руки почти все участники "Гран-при США" - и выигравший гонку Льюис Хэмилтон, и даже команда "Ред Булл", чей лидер мог стать чемпионом досрочно.
Льюис Хэмилтон за рулем болида команды "Макларен" одержал победу в "Гран-при США", состоявшемся на трассе в городе Остин, столице штата Техас. Претенденты на чемпионский титул - Себастьян Феттель, представляющий команду "Ред Булл", и Фернандо Алонсо, выступающий за "Феррари" - финишировали вторым и третьим соответственно. Накануне последней гонки сезона, которая состоится в следующие выходные в Бразилии, отрыв Феттеля в общем зачете чемпионата вырос до 13 очков.
Традиционная схема, по которой Феттель проводит свои победные гонки, на этот раз не сработала, хотя на первом круге все сложилось в пользу "Ред Булла": стартовавший третьим Марк Уэббер обогнал Льюиса Хэмилтона и позволил своему партнеру по команде выполнить первую часть победного уравнения - создать пусть небольшой, но исключающий использование системы DRS отрыв от соперников. После двух кругов Хэмилтон отставал от Феттеля почти на три секунды, но скорость "Макларена" позволила британцу быстро реабилитироваться: на 5-м круге он вернул себе вторую позицию, а к 15-му подобрался на дистанцию атаки к лидировавшему Феттелю.
Конфигурация американской трассы, ее скользкий асфальт и проблемы с прогревом жестких типов резины, которые привезла в Америку компания "Пирелли", сделали гонку чрезвычайно насыщенной событиями. Полная ошибок и обгонов (и при этом позволившая сохранить машины в целости) борьба кипела среди середняков и аутсайдеров вплоть до середины гонки. При этом практически все события были на руку Фернандо Алонсо: стартовавшие выше него пилоты подарили испанцу три позиции еще на старте, а чуть позже двукратный чемпион мира получил презент от непосредственных соперников - с трассы сошел Марк Уэббер. Австралиец сообщил, что причиной схода вполне мог стать генератор: напомним, по ходу сезона этот узел уже минимум дважды подводил гонщиков "Ред Булла". Таким образом, занявший в квалификации 9-е место и стартовавший 7-м испанец к моменту своего пит-стопа выбрался на 3-е место - при том что проигрывал лидерам уже больше 10 секунд.
Так как износ резины был минимален, абсолютное большинство пилотов проехало гонку с одним пит-стопом, стартовав на более мягкой резине (состав "медиум") и закончив заезд на более жесткой. Нестандартные условия привели к тому, что некоторые гонщики переобулись очень рано (Роман Грожан сделал это на 10-м круге), а некоторые - достаточно поздно (Даниэль Риккьярдо посетил боксы только на 30-м). Что касается первой тройки, то она совершила свои пит-стопы почти одновременно в районе 20-го круга. Одним из немногих пилотов, не воспользовавшихся типовой схемой, был Дженсон Баттон: он стартовал на более жестком типе и на 35-м круге сменил его на более мягкий. Это помогло англичанину с 12-й стартовой позиции к финишу переместиться на 6-ю.
Нюансы взаимодействия шин и асфальта сказывались и на борьбе лидеров, в темпе которых наблюдались эпизодические взлеты и провалы: Хэмилтон мог методично подбираться к Феттелю и в какой-то момент оказаться в зоне DRS - как вдруг на отдельно взятом круге делал шаг назад, разом теряя полсекунды и больше. Впрочем, и Феттель порой позволял своему преследователю на одном-единственном круге или даже секторе существенно уменьшить отставание. Хэмилтон не смог провести атаку до пит-стопа, после посещения боксов снова оказался примерно в 3 секундах от лидера, потратил следующие 20 с лишним кругов на ликвидацию этого отрыва - и наконец, на 42 (из 56) круге вышел вперед. Казалось, что Феттель способен на контратаку: немец не отпускал британца более чем на две секунды. Но и уменьшить отставание до секунды, чтобы получить право на использование системы DRS, лидер чемпионата не смог. Впрочем, финиш Феттеля на втором месте позволил команде "Ред Булл" за один этап до финиша стать (в третий раз подряд) обладателем Кубка конструкторов.
Россиянин Виталий Петров может занести этап себе в актив: после неважных результатов, показанных в квалификации, в гонке он смог стать лучшим из представителей команд-аутсайдеров. Фундаментом успеха стал первый круг, на котором выборжанин отыграл разом три позиции, но и в дальнейшем Петров действовал весьма уверенно и увидел клетчатый флаг на 7 секунд раньше своего товарища по команде Хейкки Ковалайнена. "Старт был сумасшедшим, - поделился россиянин своими впечатлениями. - К старту почти никто не смог толком прогреть резину, поэтому многие в первом повороте оказались за пределами трассы. Я прошел этот поворот чисто и смог создать безопасный зазор между собой и ехавшими следом машинами, как только покрышки полноценно заработали. Пит-стоп был проведен вовремя и без задержек, а небольшие вибрации ближе к финишу не испортили впечатления от хорошего дня. Думаю, что я сегодня добился от машины максимума"
Кирилл КАЧНОВ
Пилот | Автомобиль | Время | |
1. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren-Mercedes | 1:35.55,269 |
2. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | + 0,600 |
3. | Фернандо АЛОНСО | Ferrari | + 39,200 |
4. | Фелипе МАССА | Ferrari | + 46,000 |
5. | Дженсон БАТТОН | McLaren-Mercedes | + 56,400 |
6. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus-Renault | + 1.04,400 |
7. | Роман ГРОЖАН | Lotus-Renault | + 1.10,300 |
8. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India-Ferrari | + 1.13,700 |
9. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams-Renault | + 1.14,500 |
10. | Бруно СЕННА | Williams-Renault | + 1.15,100 |
11. | Серхио ПЕРЕС | Sauber-Ferrari | + 1.24,300 |
12. | Дэниэл РИККЬЯРДО | Toro Rosso-Ferrari | + 1.24,800 |
13. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | + 1.25,500 |
14. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber-Ferrari | - 1 круг |
15. | Пол ди РЕСТА | Force India-Ferrari | - 1 круг |
16. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | - 1 круг |
17. | Виталий ПЕТРОВ | Caterham-Renault | - 1 круг |
18. | Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Caterham-Renault | - 1 круг |
19. | Тимо ГЛОК | Marussia-Cosworth | - 1 круг |
20. | Шарль ПИК | Marussia-Cosworth | - 2 круга |
21. | Педро де ла РОЗА | HRT-Cosworth | - 2 круга |
22. | Нарайн КАРТИКЕЯН | HRT-Cosworth | - 2 круга |
Сходы
Пилот | Автомобиль | Круг | Причина схода |
Марк УЭББЕР | Red Bull-Renault | 17 | отказ мотора |
Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso-Ferrari | 15 | поломка подвески |
Лучший круг
Пилот | Автомобиль | Круг | Время |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | 54 | 1.39,347 |
Личный зачет
Пилот | Команда | Очки | |
1. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull | 273 |
2. | Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 260 |
3. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus | 206 |
4. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren | 190 |
5. | Марк УЭББЕР | Red Bull | 167 |
6. | Дженсон БАТТОН | McLaren | 163 |
7. | Фелипе МАССА | Ferrari | 107 |
8. | Роман ГРОЖАН | Lotus | 96 |
9. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 93 |
10. | Серхио ПЕРЕС | Sauber | 66 |
11. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber | 58 |
12. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India | 53 |
13. | Пол ди РЕСТА | Force India | 46 |
14. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams | 45 |
15. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | 43 |
16. | Бруну СЕННА | Williams | 31 |
17. | Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso | 12 |
18. | Даниэль РИККАРДО | Toro Rosso | 10 |
...21. | Виталий ПЕТРОВ | Caterham | 0 |
Кубок конструкторов
Команда | Очки | |
1. | Red Bull | 440 |
2. | Ferrari | 367 |
3. | McLaren | 353 |
4. | Lotus | 302 |
5. | Mercedes | 136 |
6. | Sauber | 124 |
7. | Force India | 99 |
8. | Williams | 76 |
9. | Toro Rosso | 22 |
...11. | Caterham | 0 |