5 октября 2012, 00:30

Шумахер: гений, переоценивший самого себя

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 15-й этап. ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ

Вчера на автодроме "Сузука" семикратный чемпион мира 43-летний Михаэль Шумахер объявил на специальной пресс-конференции о завершении своей карьеры в "Формуле-1" по окончании сезона-2012

Напомним, что первый раз он делал это в 2006 году, когда на его счету было семь высших чемпионских титулов, 91 победа в "Гран-при" и 68 поулов. В строй немец вернулся спустя три года, и в 2010-м за рулем "Мерседеса" начал, по всеобщему убеждению, поход за восьмой короной чемпиона. Однако вопреки ожиданиям никаких дивидендов возвращение не принесло - лучшим результатом Красного барона за минувшие три сезона стало третье место на "Гран-при Европы" этого года в Валенсии, в то время как на счету его напарника Нико Росберга числятся не только несколько призовых мест, но даже одна победа.

Хотя борьба за высший титул сезона-2012 достигает своего апогея, главной новостью паддоков королевы автоспорта в эти дни был все же не вопрос о будущем чемпионе мира, а всевозможные слухи о разного рода переходах пилотов, часть из которых стала реальностью. Напомним, в частности, что "Макларен" подписал многолетнее (точное количество лет не уточняется) соглашение с мексиканцем Серхио Пересом, а чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон, выкормыш британской конюшни, на три ближайших года отправился в "Мерседес".

И вот эта-то последняя новость породила новую волну, рефреном в которой звучало: ну и что теперь будет делать семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, царственно откладывавший объявление о собственных планах на будущее в полной уверенности, что Росс Браун не предпримет ничего до тех пор, пока суперчемпион не определится?

Росс Браун предпринял.

Шумахеру не оставалось ничего иного, как объявить о завершении карьеры. Что он и сделал в четверг на "Сузуке".

Собрав пресс-конференцию, 43-летний немец заявил: "Цели, поставленной после моего возвращения в гонки три года назад, мы не достигли, но я могу быть счастлив теми достижениями, которые у меня уже есть".

Шумахер признался, что его энтузиазм и мотивация начали иссякать довольно давно. Циркулировавшие в паддоках слухи о том, что семикратный из "Мерседеса" направит свои божественные стопы в "Заубер", на место Переса, вызвали у Шумахера только улыбку.

Возвращение Михаэля три года назад уже вызывало у наиболее информированных и наименее восторженных знатоков и представителей прессы, мягко говоря, недоумение. Вслух об этом говорили редко, однако общий настрой был таким: Шумахер переоценил собственный гений. На момент принятия им решения о возвращении в гонки "Формула-1", по мнению многих, не имела в своих рядах ярких личностей, общий ее уровень казался довольно средним, и, видимо, это, как быстро выяснилось, ошибочное утверждение и подвигло амбициозного и падкого на славу Шумахера вернуться. Скорее всего, он был уверен, что нынешнее поколение пилотов ему вполне по зубам даже в 40-летнем возрасте, ибо возвращался он не куда-нибудь, а в экс-"Браун", только что выигравший чемпионат и Кубок конструкторов, имея в составе "средненького" Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло, чьи возможности Шумахер за годы партнерства в "Феррари" изучил вдоль и поперек и привык считать ниже собственных.

Главным же было, что возглавлял команду, обретшую к приходу Шумахера гордое имя "Мерседес", не кто иной, как маг и кудесник, гений тактики и стратегии, настоящий формулический гуру Росс Браун, человек, можно сказать, стоявший у руля всех семи высших титулов Шумахера.

Но верно говорит пословица: нельзя дважды войти в одну реку.

Гуру Браун при практически неограниченных возможностях (и не только финансовых) "Феррари" при Жане Тодте - это не совсем то же самое, что гуру Браун в условиях жесткой экономии и ограничений на расходы в "Мерседесе". Да и усредненность молодых пилотов нынешней "Формулы-1" Шумахер оценил неверно. Хотя бы по той простой причине, что для этого поколения семикратный чемпион мира отнюдь не являлся идолом и фигурой, на трассе неприкосновенной.

Никакого трепета перед титулами, никакого почтения или страха перед свойственной немцу бесцеремонной манерой вождения эти парни не испытывали. Кому, скажите, из прежней, прошумахеровской, "Формулы" могло прийти в голову и сойти с рук то, что позволил себе однажды на трассе испанец Хайме Альгерсуари на скромной "Торо Россо", 17 (!) кругов не пропускавший суперчемпиона вперед себя?! И уж точно в прежние годы Шумахеру вполне сошла бы с рук дикая атака на Баррикелло на Хунгароринге, в результате которой он чуть не размазал бразильца по бетону стены, отделяющей пит-лайн от прямой старт-финиш...

В "той", прежней, "Формуле-1" Шумахеру была создана атмосфера повышенной комфортности, его окружала аура непобедимого суперчемпиона, но в "этой" короли были уже другие. Они, как, к примеру, тот же Алонсо, на словах выражали немцу всяческое почтение и восхищение, а на деле никакого трепета перед ним не испытывали.

Именно по этой причине, как мне кажется, второе пришествие Шумахера в "Формулу-1" было обречено на провал.

И вчера на "Сузуке" подошло к своему логическому завершению словами: "Моя мотивация и мой энтузиазм начали иссякать уже довольно давно".

Ольга ЛИНДЕ

7 ТИТУЛОВ, 91 ПОБЕДА, 155 ПОДИУМОВ

Самые значимые рекорды Михаэля Шумахера в "Формуле-1"

Чемпионские титулы

7 (1994, 1995, 2000-2004)

Чемпионские титулы подряд

5 (2000-2004)

Победы в "Гран-при"

91

Победы в "Гран-при" за одну команду

72 (Ferrari)

Серия побед в "Гран-при"

7 (Европа-2004 - Венгрия-2004)

Победы на одном "Гран-при"

8 (Франция)

Количество "Гран-при", на которых побеждал

22

Количество трасс, на которых побеждал

23

Период между первой и последней победами

14 лет 1 месяц 1 день

Вторые места на "Гран-при"

43

Подиумы

155

Серия "Гран-при", завершенных на двух первых местах

15 (Бразилия-2002 - Япония-2002)

Серия подиумов

19 (США-2001 - Япония-2002)

Период между первым и последним подиумом

20 лет 3 месяца 2 дня

Количество "Гран-при" с набранными очками

220

Количество "Гран-при", на которых добрался до финиша

232

Количество "Гран-при", завершенных в одном круге с победителем

217

"Гран-при" за одну команду

181 (Ferrari)

Серия "Гран-при" с набранными очками

24 (Венгрия-2001 - Малайзия-2003)

Период между первой и последней гонками с набранными очками

21 год 1 день

Поул-позишн

68

Старты с первого ряда

116

Быстрейшие круги

77

Быстрейшие круги за сезон

10 (2004)

Быстрейшие круги на одной трассе

7 (Барселона)

Количество "Гран-при" с быстрейшими кругами

22

Количество трасс с быстрейшими кругами

24

Период между первым и последним быстрейшим кругом

19 лет 10 месяцев 22 дня

"Гран-при", на которых лидировал

142

Круги лидирования

5111

Километры лидирования

24 148

Дубли (поул-позишн+победа)

40

Хет-трики (поул-позишн+победа+быстрейший круг)

22

Хет-трики в одном сезоне

5 (2004)

Очки

1560

Наибольшее количество побед в сезоне для вице-чемпиона мира

7 (2006)

Победы на "Гран-при Франции"

8

Победы на "Гран-при Канады"

7

Победы на "Гран-при Сан-Марино"

7

Победы на "Гран-при Бельгии"

6

Победы на "Гран-при Европы"

6

Победы на "Гран-при Испании"

6

Победы на "Гран-при Японии"

6

Победы на "Гран-при Италии"

5

Победы на "Гран-при Австралии"

4

Победы на "Гран-при Венгрии"

4

Победы на "Гран-при Германии"

4

Всего побед на "Гран-при" за сезон

13 (2004)

Подиумы за сезон

17 из 17 (2002)

Чемпионский титул за наибольшее количество гонок до конца сезона

6 (2002)

Преимущество перед 2-м местом (по старой системе до 2010 года)

67 очков (2002)

Серия сезонов с победами в "Гран-при"

15 (1992-2006)

Серия сезонов с поул-позишн

13 (1994-2006)

Серия сезонов с быстрейшими кругами

15 (1992-2006)

Серия сезонов с набранными очками

16 (1991-2006)

Количество "Гран-при", на которых был лидером в чемпионате мира

121

Пребывание в ранге чемпиона мира

1813 дней (с 08.10.2000 по 25.09.2005)

Подготовил Павел ОСИПОВ

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости