Второй день на "Поль Рикаре": некого винить, кроме всех вокруг
В воскресенье на французской трассе против россиянина Михаила Алешина сыграли все возможные факторы - включая и его самого.
Первый сезон в "Мировой серии Рено" выдался для российской команды непростым. Если самый удачный этап среди состоявшихся определить несложно - на бельгийском этапе Михаил Алешин финишировал в шаге от подиума, то на звание самого неудачного есть сразу несколько "достойных" претендентов. Разве не обидно было двум российским пилотам на домашнем, московском этапе оказаться в задних рядах стартового поля? А как оценить ситуацию в британском Сильверстоуне, когда тот же Алешин в обеих гонках пробивался в десятку (во второй гонке шел даже на 4-м месте) - и оба раза сходил с трассы на последних кругах.
В упомянутых выше гонках главной проблемой для команды становилась техника. Сложновато привести машину к финишу, если в один далеко не прекрасный момент из-за непонятного сбоя в электрике все системы автомобиля - от мотора до стоп-сигнала под задним антикрылом - банально выключаются. Чрезвычайно сильный инженерный состав, новейшее оборудование, опытные пилоты - даже имея в своем распоряжении эту, внешне беспроигрышную комбинацию, оказалось чрезвычайно трудно справиться с детскими болезнями, присущими новому, только в этом году вышедшему на трассу автомобилю. Нельзя сказать, что организаторы турнира, представители гоночного отделения "Рено", реагируют на происходящее равнодушно. "Их инженеры уже чуть ли не живут в наших боксах," - обронил как-то Алешин. Но проблема в том, что после всех обсуждений, объяснений и обменов данными надежнее автомобиль не становится...
Совладелец команды Дмитрий Сапгир в ответ на вопрос "Как дела?" автоматически начинает перечислять те узлы и системы, с которыми возникли проблемы в очередной уик-энд: электрика, коробка передач, тормоза... "После середины сезона мы уже перестали возмущаться, размахивать руками, ругать последними словами тех, кто собирал и разрабатывал машину, - устало говорит Дмитрий. - Просто делаем все необходимое, чтобы автомобили наконец поехали..." Проблема в том, что большинство неисправностей проявляется уже в ходе заездов или непосредственно перед ними, поэтому каждый "глюк", любая поломка - это упущенное время на тренировках, сильно сдвинувшийся, а то и вовсе сорванный график подготовки автомобилей к гонке. Не обошелся без технических проблем и французский этап. Но в том и была главная особенность гонки на "Поль Рикаре", что неисправности выглядели не так уж страшно: помимо них воскресную гонку лидеру Team RFR портили все, кто (и что) только мог - вплоть до самого российского пилота.
Сначала судьи в решающий момент квалификации остановили ее красными флагами. Парадокс в том, что до конца сессии в этот момент оставалось меньше 30 секунд, то есть в любом случае многие гонщики уже направлялись в боксы, а остальные должны были это сделать в ближайшее время. Но остановившаяся на трассе машина Кевина Корьюса вынудила судей поступить хоть и странновато, но в полном соответствии с регламентом и требованиями безопасности. К сожалению, своим решением судьи непроизвольно подпортили Алешину квалификационный результат: россиянин в этот момент был на быстром (и очень неплохом по времени круге) - но не смог проехать в боевом темпе третий сектор, где уже появились красные флаги. Рисковать, "не заметив" флагов, смысла не было: ведь обездвиженный болид Корьюса вполне мог стоять и на траектории - да и судьи быстро во всем разобрались бы. Ведь если пилот находится под подозрением, его команда обязана предоставить телеметрию - а по ней очень легко понять, сбрасывал гонщик газ или мчал на полной скорости.
Дождь, поливший трассу накануне гонки, также не был на руку российскому пилоту. Сам Михаил чувствует себя на мокром асфальте более чем уверенно и в сложных погодных условиях, как правило, отыгрывает позиции - но увы, далеко не все соперники пилотируют безошибочно. Днем раньше это продемонстрировал португалец Феликс да Кошта: этот талантливый (одержал две победы подряд) пилот при обгоне Алешина поскользнулся и не смог избежать контакта - хотя Михаил понимал, что перекрывать траекторию поздно, и предоставил сопернику практически всю ширину поворота. В воскресенье ехавшие сзади Алешина пилоты вели себя пристойно - но на этот раз неприятный сюрприз преподнес тот, кто ехал впереди.
"Ехавший передо мной пилот перепутал точки торможения и нажал на педаль метров на 50 раньше, чем надо - когда я еще продолжал разгон, - пояснил россиянин. - По всем правилам виноват тот, кто был сзади, и я не снимаю с себя ответственности. Но в такой ситуации сложно избежать столкновения: это же не обычная дорога, где можно держать безопасную дистанцию". В этот момент Михаилу повезло: в отличие от сошедшего с трассы соперника он продолжил заезд и даже остался в пределах первой десятки. Но поврежденное в столкновении переднее антикрыло давало о себе знать: в скоростных поворотах машина вела себя уже не так стабильно и надежно. В результате под атакой преследователей Алешин допустил ошибку и потерял сразу несколько позиций.
"Мы предпочли пораньше заехать на обязательный пит-стоп, чтобы воспользоваться появлением на трассе автомобиля безопасности в случае какого-то инцидента, - продолжает Михаил рассказ о гонке. - Пусть я и оказался после переобувания в задних рядах. Если бы после этого автомобили снова собрались бы в пелотон за сэйфети-каром, то после пит-стопов соперников был определенный шанс отыграть много позиций". Но везение в этом сезоне редко посещает боксы российской команды. Во-первых, достойной причины для появления на трассе автомобиля безопасности так и не возникло. Во-вторых, во время пит-стопа снова произошло то же самое отключение электрики, уже имевшее место несколько недель назад в Венгрии. После этого и 17-е место россиянина на финише гонки можно считать определенной удачей.
После завершения французского этапа в календаре "Мировой серии" остался один-единственный гоночный уик-энд - через три недели на трассе в Барселоне. Российский коллектив, само собой, надеется добиться успеха хоть под конец сезона. Но ведь и конкуренция будет неслабой: в гонках по-настоящему счастлив только победитель, а все остальные пилоты после заезда остаются в той или иной степени разочарованными.
Кирилл КАЧНОВ