Уборщица как главный враг пилота
На ближайшем "Гран-при Сингапура" пилотов ждет не только специфическая городская трасса, но и необычное расписание.
На что не пойдешь ради преданных болельщиков? Чтобы больше европейцев смогли посмотреть ночную гонку по улицам Сингапура, пилоты живут по странному расписанию: подъем примерно в два часа дня, отбой - около шести утра. "Это вовсе не так сложно, как может показаться, - утверждает Пол ди Реста, выступающий за команду "Форс Индия". - Конечно, надо заставлять себя есть в непривычное время, а найти подходящее занятие между двумя и шестью часами утра трудновато… Еще очень важно не забыть повесить предупреждающую табличку на дверь номера - иначе горничная начнет ломиться в девять утра, когда у тебя только самый сон настал…"
Впрочем, оказавшись за рулем, просыпаются все. На трассе много поворотов и мало прямых - что вместе с отнюдь не прохладной азиатской погодой обеспечивает достаточно тяжелый тепловой режим работы различных узлов и агрегатов. Бразилец Лукаш ди Грасси просил своего физиотерапевта не заливать в бортовую бутылку ничего кроме черного чая - ведь по ходу гонки жидкость в такой бутылке пусть не вскипятится, но очень сильно нагреется. А если серьезно, то можно ждать новых проблем с узлами, уже продемонстрировавшими свою уязвимость - к примеру, инженеры "Рено" ведь так до конца и не разобрались, отчего на нескольких машинах с французскими моторами отказали генераторы. Впрочем, высокие температуры могут сыграть на руку некоторым командам - к примеру, "Лотусу", чьи машины лучше обычного работают в таких условиях.
Повороты на сингапурской трассе - по большей части медленные, поэтому здесь команды используют конфигурацию с высоким уровнем прижимной силы. Примерно такая же конфигурация применяется на венгерской трассе "Хунгароринг", где, напомним, несколько недель назад уверенную победу одержал Льюис Хэмилтон на "Макларене". Противоречивая ситуация складывается с шинами. С одной стороны, высокий уровень прижимной силы, конфигурация поворотов (необходимость резко менять направление движения) и езда по городским улицам (где асфальт по умолчанию менее "цепкий", чем на гоночной трассе) заставляют инженеров выбирать сравнительно мягкие, а значит - щадящие по отношению к шинам настройки. С другой стороны, множество разгонов с низших передач (на выходе из медленных поворотов) могут привести к чрезмерному износу задних колес - не исключено, что из-за этого в очередной раз пострадают "Мерседесы".
При упоминании о "Гран-при Сингапура" сразу же вспоминается самая первая гонка, где Нельсон Пике-младший специально (как позже сам признался) вылетел с трассы, чтобы поспособствовать успеху рискованной стратегии своего партнера Алонсо, а претендовавший на титул Фелипе Масса уверенно лидировал, пока при выезде с пит-стопа не прихватил с собой топливный шланг (неадекватно сработал мини-светофор, который использовала "Феррари" для подачи команд пилоту). Остальные три гонки были гораздо менее сумасшедшими - и кстати, все были выиграны с поул-позишн, что делает квалификацию чрезвычайно важным элементом уик-энда.
Поскольку Сингапур появился в календаре уже после окончания эпохи беспрерывных триумфов Михаэля Шумахера, немец - отнюдь не самый результативный пилот на этой трассе. А точнее, один из наименее результативных: он не набрал здесь ни одного очка, зато в каждой из двух проведенных гонок минимум по разу сталкивался с автомобилем команды "Заубер" - так что Пересу и Кобаяси стоит быть повнимательнее, если в прямой видимости появится серебристый болид. Самый успешный пилот "Гран-при Сингапура" - Фернандо Алонсо: он финишировал во всех четырех гонках, трижды финишировал на подиуме, причем дважды - на высшей его ступени. Стоит отметить, что на подиум испанец попадал, отнюдь не являясь обладателем самой быстрой машины в пелотоне. Правда, однажды - с оказанной весьма оригинальным способом помощью товарища по команде. По одной победе одержали Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, неплохие показатели у Дженсона Баттона (не ниже 5-го места в трех последних гонках) и Тимо Глока (правда, 2-е и 4-е места были заработаны довольно давно - в годы выступлений за "Тойоту", на "Верджинах" же и "Марусях" немец ни разу не добрался до финиша).
Кирилл КАЧНОВ