Виталий Петров: "Надо цепляться за любой шанс"
Российский пилот команды "Катерхэм" ответил на вопросы корреспондента "СЭ" перед началом "Гран-при Италии"
Олег КАРПОВ из Монцы
- Виталий, футбольная команда пилотов "Формулы-1" накануне впервые за долгое время играла без вас...
- Я был немного занят. Лечил шею. Два года не пропускал матчи, но сейчас надо было пройти определенные процедуры. В августе вновь дала о себе знать травма шеи. Это тянется с 2010 года. Тогда проверялся - врачи говорили, что пока необходимости что-то предпринимать нет. Но перед гонкой в Бельгии, на последней неделе перед этапом в Спа, опять "стрельнуло", и я решил, что надо уже избавиться от этого окончательно. В понедельник посовещались с врачами. Ничего страшного, но надо было сделать уколы. Решили, что от футбола недели две-три отдохнем.
- Но ведь в Спа проблем с шеей не было.
- Лучше не дожидаться, когда они начнутся. Сейчас все нормально. Хотя после процедуры я вообще не мог двигать головой вперед и назад. Даже успел немного испугаться, но врачи сразу сказали, что пройдет. Теперь все в порядке.
- Вы согласны с тем наказанием, которое получил Ромэйн Грожан после инцидента на старте "Гран-при Бельгии"? Гонка дисквалификации - это не слишком строго?
- Согласен, слишком. Ромэйн мог не видеть Льюиса Хэмилтона. Скорее всего, тот находился в мертвой зоне. Зеркала маленькие, и бывает, ты просто не видишь соперника, когда он движется параллельно. Иногда надо просто повернуть голову. Но тут... ему действительно было сложно разглядеть Льюиса. Ошибка Ромэйна в том, что он все-таки чересчур нагло начал смещаться вправо. Если бы он оставил чуть больше места, Льюис мог бы с ним поравняться, и Грожан бы его заметил. А так... Столкновение. Он выбил четыре машины. Тут уж, конечно, судьи должны были что-то предпринять.
- На старте наверняка невозможно уследить за всеми...
- Конечно. Но ты должен все делать медленнее. Без таких резких движений по крайней мере. Штраф-то был выписан не за то, что он агрессивно смещался в сторону, а за то, к каким последствиям это привело. Идет плотная борьба в чемпионате, а он убрал двоих претендентов на титул.
- В прошлом году у вас здесь была похожая ситуация, когда Витантонио Лиуцци ошибся, его вынесло из задних рядов, и он выбил из гонки вас и Нико Росберга.
- Теперь такого уже не случится. Рядом с первым поворотом, на подходе, параллельно трассе поставили стену. То есть, никто уже не сможет "пролететь" по прямой, срезав поворот. Так лучше. Нам с Нико тогда повезло, что мы не получили травм. Сейчас же, если что-то случится, есть стена. В прошлом году она могла бы остановить Витантонио, он просто задел бы ее по касательной и, скорее всего, не долетел бы до поворота.
- Лиуцци тогда не стали наказывать, как Грожана.
- Ему дали штраф в десять позиций на старте следующей гонки. Я вчера как раз пересматривал тот "Гран-при". На самом деле я бы выписал Витантонио что-то посерьезнее. Потому что он действительно был слишком агрессивен. Полез обгонять по траве, затормозил и, естественно, его развернуло. Может быть, надо в таких случаях выписывать крупный денежный штраф. Но ситуации действительно были похожи.
- Грожана заменит в этой гонке Жером д’Амброзио. Каково это - посреди сезона сесть в чужую машину?
- Думаю, если он приедет в очках, это будет успех. Потому что сейчас середина сезона. Это "Формула-1". Столько пилотов сидят и ждут своего шанса. У него есть возможность показать, на что он способен. Да, ситуация не из приятных. Он не знает машину так же хорошо, как боевые пилоты. Но все может быть. Я не верю, что он сможет сразу показать что-то сверхъестественное. Но выбора нет. Шанс представился - надо сделать все, чтобы им воспользоваться. Я не могу представить, чтобы кто-то на его месте отказался.
- Но это огромный риск. Если он провалится, те команды, которые хотели бы видеть его в своем составе в следующем году, могут потерять интерес.
- Возможно и такое. Но надо цепляться за каждый шанс. В любом случае сказать "нет" сложно. Мы видели, как Камуи Кобаяси за две гонки смог произвести впечатление и заработал себе контракт.
- Здесь, на трассе в Монце, очень важны характеристики мотора. Говорят, "Рено" несколько слабее, чем "Мерседес" и "Феррари".
- Пока их не поставишь на один стенд и не измеришь количество лошадиных сил, никто наверняка не сможет сказать. У меня здесь, кстати, новый мотор. Тот, который был в Спа, отправили на базу - были небольшие проблемы, но думаю, мы еще будем использовать его в гонках. В любом случае в Монце почти все ставят на машину новые двигатели. Это важно на длинных прямых.
- Для Монцы команды часто готовят и специальные аэродинамические обвесы.
- У нас здесь новое переднее антикрыло, боковые понтоны, еще некоторые детали. Так что в пятницу будет чем заняться на тренировках. У нас запланирована большая программа. Но при этом я не могу сказать, что это специальный пакет для Монцы. Это новинки, которые в принципе должны помочь машине стать быстрее. В больших командах к Монце действительно готовят отдельные конфигурации крыльев и что-то еще - только на один уик-энд. В прошлом году в "Рено" мы так делали, и машина вела себя очень неплохо. Поэтому вдвойне обидно было сойти в первом же повороте. Весь уик-энд мы готовили настройки под гонку, все должно было быть хорошо. Но, увы, не получилось.
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Фернандо АЛОНСО |
164 |
2. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
140 |
3. Марк УЭББЕР |
132 |
4. Кими РАЙККОНЕН |
131 |
5. Льюис ХЭМИЛТОН |
117 |
6. Дженсон БАТТОН |
101 |
7. Нико РОСБЕРГ |
77 |
8. Ромэйн ГРОЖАН |
76 |
9. Серхио ПЕРЕС |
47 |
10. Михаэль ШУМАХЕР |
35 |
11. Фелипе МАССА |
35 |
12. Камуи КОБАЯСИ |
33 |
13. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
31 |
14. Пастор МАЛЬДОНАДО |
29 |
15. Пол ДИ РЕСТА |
28 |
16. Бруну СЕННА |
24 |
17. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
8 |
18. Даниэль РИККЬЯРДО |
4 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL |
272 |
2. MCLAREN |
218 |
3. LOTUS F1 |
207 |
4. FERRARI |
199 |
5. MERCEDES GP |
112 |
6. SAUBER |
80 |
7. FORCE INDIA |
59 |
8. WILLIAMS |
53 |
9. TORO ROSSO |
12 |
AUTODROMO NAZIONALE MONZA
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2001 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Ральф ШУМАХЕР |
|
Williams-BMW |
Ferrari |
Williams-BMW |
2002 |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Михаэль ШУМАХЕР |
Эдди ИРВАЙН |
|
Ferrari |
Ferrari |
Jaguar-Ford |
2003 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
|
Ferrari |
Williams-BMW |
Ferrari |
2004 |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Михаэль ШУМАХЕР |
Дженсон БАТТОН |
|
Ferrari |
Ferrari |
BAR-Honda |
2005 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Фернандо АЛОНСО |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
|
McLaren Mercedes |
Renault |
Renault |
2006 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Кими РАЙККОНЕН |
Роберт КУБИЦА |
|
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
BMW-Sauber |
2007 |
Фернандо АЛОНСО |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Кими РАЙККОНЕН |
|
McLaren-Mercedes |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
2008 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Хейкки КОВАЛАЙНЕН |
Роберт КУБИЦА |
|
Toro Rosso |
McLaren-Mercedes |
BMW-Sauber |
2009 |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Дженсон БАТТОН |
Кими РАЙККОНЕН |
|
Brawn GP |
Brawn GP |
Ferrari |
2010 |
Фернандо АЛОНСО |
Дженсон БАТТОН |
Фелипе МАССА |
|
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
2011 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Дженсон БАТТОН |
Фернандо АЛОНСО |
|
Red Bull |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ"
В 2010 году в первом сегменте квалификации показал 15-е время. Во втором улучшил свой результат на 0,267 секунды, однако так и остался 15-м. Победителю квалификации Фернандо Алонсо проиграл 1,857 секунды.
Стартовал только с 20-го места - за создание помех Тимо Глоку в первом сегменте был оштрафован на пять позиций.
Уже после первого круга оказался 15-м: Кобаяси не вышел на старт, Хэмилтон - сошел, Сутиль сразу же отправился на пит-стоп, а Трулли и Ковалайнен были пройдены в суматохе первых метров.
По ходу гонки медленно, но верно улучшал свою позицию - только благодаря тому, что другие пилоты отправлялись на пит-стоп. На 38-м круге оказался на десятом месте и продержался на нем 12 кругов.
За четыре круга до финиша был вынужден совершить обязательный, свой единственный пит-стоп и в результате финишировал на 13-й позиции, но в том же круге, что и победитель гонки Алонсо.
Быстрейшее время показал на последнем, 53-м круге - 1.24,644 (со средней скоростью 246,383 км/ч). Это был девятый результат на том "Гран-при", который уступил лучшему кругу все того же Алонсо лишь 0,505 секунды.
В прошлом году блестяще провел квалификацию: шестое место - в первом сегменте, девятое - во втором и в итоге - седьмое. Победителю квалификации Себастьяну Феттелю уступил 1,255 секунды.
Увы, гонку завершил уже в первом повороте. Виновником этого стал Витантонио Лиуцци, который, стартовав с последнего места, так хитро вылетел с трассы, что его болид, проскользив по траве, торпедировал сразу четверых - Петрова, Нико Росберга, Рубенса Баррикелло и Камуи Кобаяси (двое последних, правда, смогли продолжить гонку).
AUTODROMO NAZIONALE MONZA: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Этот "Гран-при Италии" станет 63-м в истории "Формулы-1". При этом гонка проводилась в Монце 61 раз. А единственным исключением стал сезон-1980, когда бразилец Нельсон Пике первенствовал в Имоле.
Итальянский этап - последний из четырех в календаре сезона-2012, который был представлен на самом первом чемпионате мира в 1950 году (после Монако, Британии и Бельгии). На этом автодроме прошло наибольшее количество гонок "Формулы-1" (в Монте-Карло их было 59).
С 2000 года утверждена последняя конфигурация трассы в Монце. Длина круга составляет 5 793 метра, общее их количество - 53, а протяженность дистанции равна 306,720 километрам. Трасса насчитывает десять поворотов (шесть правых и четыре левых). Вместимость трибун - 115 000 зрителей.
Автодром в Монце - один из старейших в мире. Первый камень был заложен еще в феврале 1922 года звездами автоспорта того времени - Николой Лянча и Феличе Наццарио. Архитектором трассы является Альфредо Роселли. Уже к июлю 1922 года она была сдана в эксплуатацию.
10 сентября 1922 года состоялся первый "Гран-при Италии", победу в котором одержал Пьетро Бордино.
"Гран-при Италии" занимает первые шесть мест по средней скорости победителя, а всего в десятке он представлен девять раз. Быстрейшим же в истории "Формулы-1" был Михаэль Шумахер: 14 сентября 2003 года немец прошел дистанцию со средней скоростью 247,586 км/ч.
В 1971 году в Италии был установлен еще один рекорд - отрыв финишировавшего первым Питера Гетина от ближайшего преследователя Ронни Петерсона составил лишь 0,01 секунды.
В Монце ранее часто происходили трагедии. В 1928 году Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и унес с собой жизни 27 зрителей. Во время тестов в 1955 году погиб двукратный чемпион мира итальянец Альберто Аскари. В 1961-м столкновение Вольфганга фон Трипса на Ferrari и Джима Кларка на Lotus повлекло за собой смерть 14 болельщиков и немецкого гонщика. В 1970-м в повороте Parabolica разбился пилот Lotus Йохен Риндт, который скончался до приезда в больницу. Впоследствии прошли еще три "Гран-при" сезона-1970, однако ни одному пилоту не удалось опередить австрийца, который с 45 очками стал чемпионом мира посмертно. Петерсон также закончил жизненный путь в Монце - на первом же круге гонки 1978 года. Наконец, в 2000 году в результате массового столкновения на старте из-за разлетевшихся обломков машин погиб маршал трассы.
В 2003 году Шумахер одержал здесь 50-ю победу в составе Ferrari.
Во время пит-стопа в 1956 году Питер Коллинс, который при определенных обстоятельствах мог рассчитывать на чемпионский титул, передал свою машину будущему триумфатору Хуану Мануэлю Фанхио - и аргентинец в четвертый раз стал чемпиона мира.
В 1988 году "Гран-при Италии" был единственным из 16, в котором не смог одержать победу McLaren во главе с Айртоном Сенной и Аленом Простом. Тогда дубль сделали гонщики Ferrari - Герхард Бергер и Микеле Альборетто.
Пять побед в Монце одержал Шумахер. По три на счету еще шести гонщиков - Рубенса Баррикелло, Стирлинга Мосса, Петерсона, Пике-старшего, Проста и Фанхио.
Среди конструкторов с двукратным перевесом Ferrari ведет у McLaren (18 побед против девяти).
По пять раз поул-позишн завоевывали Фанхио и Айртон Сенна. В командном зачете счет поединка Ferrari - McLaren - 19:10.
По три раза быстрейшие круги в Монце показывали Джим Кларк, Кими Райкконен, Клэй Регаццони, Сенна, Фил Хилл и Мика Хаккинен. У конструкторов преимущество Ferrari над McLaren чуть меньше - 19:11.
На подиум чаще остальных поднимался Шумахер - в восьми гонках (пять гонщиков - в пяти). В общей сложности пилоты Ferrari делали это 62 раза, McLaren - 24, Williams - 19.
Семь раз с первого ряда стартовал только Фанхио, по шесть - Сенна и Шумахер.
По набранным очкам лидирует Шумахер (86), главными преследователями которого являются Алонсо (68) и Баттон (58). Среди конструкторов лидирует Ferrari - 491,5 балла (против 268 - у McLaren и 144 - у Williams).
Быстрейший круг в квалификации на последней конфигурации трассы в 2004 году показал Баррикелло - 1.20,089. Ему же принадлежит и быстрейшее время в гонке: днем позже он показал результат 1.21,046 на 41-м круге (со средней скоростью 257,321 км/ч).
Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) в Монце оформляли Фил Хилл (1960), Джон Сертиз (1964), Сенна (1990), Шумахер (2003), Баррикелло (2004) и дважды Алонсо (2007 и 2010).
Для Шумахера предстоящий "Гран-при" станет 300-м в карьере. Больше него гонок провел только Рубенс Баррикелло (323).
А свои первые очки в карьере Шумахер набрал в Монце в 1991 году, финишировав пятым (два балла). В 2003 году он одержал здесь свою 50-ю победу за Ferrari, а спустя три года на пресс-конференции после 90-й в карьере победной гонки (между прочим - своей предпоследней) объявил о завершении карьеры (как оказалось, временном) по окончании того чемпионата мира.
Победа и поул-позишн в Монце-2008 стали первыми в карьере Себастьяна Феттеля.
Свой первый (из четырех) поул в составе Ferrari Алонсо завоевал в Италии в 2010 году.
Льюис Хэмилтон набрал в Монце всего 22 очка - худший личный результат для тех "Гран-при", в которых он участвовал не менее трех раз (в Италии - пять). В прошлом году британец показал здесь свой последний (из 11) быстрейший круг.
Еще хуже выступал на "Гран-при Италии" Марк Уэббер - лишь 11 очков за десять гонок, ни одного подиума и три схода (в том числе - последний, 50-й, в прошлом сезоне).
Виталий Петров помимо Италии-2011 сошел на первом круге еще лишь один раз - в Японии в 2010 году.
Для Камуи Кобаяси оба предыдуших "Гран-при Италии" завершились сходами, для Серхио Переса - единственный, в прошлом году.
В последний раз (из четырех) Хейкки Ковалайнен поднимался на подиум в 2008 году в Италии (второе место).
Год назад Бруну Сенна набрал в Италии свои первые очки в "Формуле-1" (два).
Павел ОСИПОВ