Виталий Петров: "Наш новый технический центр в два раза больше, чем у "Лотуса"
Вчера после окончания тренировок перед "Гран-при Германии" российский пилот "Катерхэма" ответил на вопросы "СЭ"
Олег КАРПОВ
из Хоккенхайма
- Виталий, пятница выдалась дождливой. Наверняка пришлось непросто. Что команда успела сделать из запланированного?
- Да, было мокро. Трасса здесь сложная. Есть несколько коварных мест - важно выбрать правильную траекторию. Тем более по такой погоде. В принципе работали много: с настройками, с новым комплектом обновлений. Мы знали, что или сегодня, или в субботу практически наверняка пойдет дождь. Так что и планы выстраивали соответственно. В боксах не отсиживались. Ездили на протяжении обеих сессий довольно много.
- В Сильверстоуне из-за дождя в пятницу и субботу команде так и не удалось понять, насколько эффективен новый комплект обновлений для машины. Здесь, очевидно, погода тоже не слишком помогла...
- Все новинки стоят. Просто пока действительно тяжело начать с ними работать, тяжело понять, как выжать максимум из имеющегося в распоряжении материала. Просто когда идет дождь или даже просто холодно, как сейчас или как было в Сильверстоуне, у нас чуть больше деградирует резина, чем у других команд. Сложно оценивать результаты, понимать, что именно и почему происходит. Влияют ли на поведение машины изменения в аэродинамике или это больше зависит от состояния шин. У машин соперников пока прижимной силы больше. Им проще работать в такую погоду.
- Какие процедуры посуху вы обычно делаете, чтобы понять, насколько эффективны новые детали?
- Все стандартно. Нам нужно двигаться с определенной скоростью на прямой. Здесь это отрезок от пятого к шестому повороту - перед шпилькой. Датчики фиксируют необходимые параметры, по которым можно затем провести анализ. Мы делаем это на каждом круге выезда и заезда в боксы. Пробовали работать и в этот раз. Но в таких условиях, при меняющейся погоде, данные собрать тяжело. Тут уж ничего не поделаешь. На погоду мы никак повлиять не можем.
- "Пирелли" предоставила командам на этом этапе два типа экспериментальной жесткой резины.
- Да, мы попробовали ее. Но, опять же, - здесь слишком холодно. Резина жесткая, и, мне кажется, нам не удается ее даже прогреть до рабочей температуры. Так что сказать инженерам "Пирелли" что-то определенное довольно сложно. Возможно, в жаркую погоду покрышки будут вести себя совершенно по-другому. Никто этого не знает. Так было, например, в Сильверстоуне. Мы не смогли поработать на тренировках с резиной, и у всех команд в итоге были проблемы с мягкими составами. В гонке, когда было солнце, жесткие шины вели себя намного лучше, чем мягкие. Но это не значит, что мягкие - плохие. Скорее всего, командам просто не хватило времени, чтобы выбрать для нее правильные настройки под конкретную трассу. Будь больше времени посуху, возможно, и гонка бы сложилась по-другому, и победитель был бы иной.
- Сегодня было много вылетов по ходу тренировок. Шумахер разбил машину...
- Он уже объяснил, что отвлекся. Говорил по радио, потерял концентрацию, вылетел. Этот поворот в дождь очень опасен. Там была сухая линия, но заходить в поворот надо шире, атаковать мокрый поребрик на выходе, а потом возвращаться на сухую трассу. Чуть больше газа - и все. Такую ошибку допустить очень легко.
- Зона вылета там начинается с искусственной травы. У многих пилотов были проблемы…
- Да, она только мешает. По мне, лучше бы они это место вообще засыпали песком. Так бы мы просто знали, что можно, а что нельзя. Есть поребрик - можно атаковать, дальше - нет. А так получается, что есть эта трава, по которой в принципе можно проехать, зайти в поворот на большей скорости, отыграть время. Но проблема в том, что сейчас трава эта очень мокрая. Вода из нее не уходит. Вроде и надо атаковать, рисковать. Но очень опасно. Если сухо - проблем, конечно, меньше.
- Команда провела перед началом "Гран-при" так называемые аэродинамические тесты. Что они могут дать?
- Мы планировали сделать это еще перед гонкой в Сильверстоуне, но там пришлось все отменить из-за дождя. В принципе это очень полезно. Часто по ходу уик-энда нет времени попробовать различные варианты аэродинамических элементов. Крылья, понтоны, выхлоп и так далее. А на таких тестах ты только и делаешь, что меняешь конфигурацию. Поставил один вариант крыла, проехал вперед-назад, получил результат. Поставил второй вариант - сравнил. И так весь день. Сто или сто пятьдесят попыток. И каждый раз с разной конфигурацией. Это делается не только для того, чтобы выбрать правильный вариант. Так инженеры понимают, в каком направлении двигаться дальше.
- В какой мере это может быть заменой обычным тестам, которые проводятся на полноценных трассах? Ведь на "аэродинамических" разрешено двигаться только по прямой...
- По сути, повороты вообще не нужны. Ведь в аэродинамической трубе ветер тоже дует на машину только спереди. В поворотах данные собрать сложнее.
- "Гран-при Германии" поочередно проходит на двух трассах. Сейчас это "Хоккенхаймринг", в прошлом году - "Нюрбургринг", у которой есть определенные финансовые проблемы. Расстроитесь, если "Формула-1" больше туда не вернется?
- Если честно, мне по большому счету все равно. Главное, чтобы хотя бы одна гонка в Германии была обязательно - здесь огромное количество фанатов.
- Команда объявила, что переезжает на новую базу. Это планировалось давно. Теперь новый технический центр открыт. Вы уже были там?
- Пока нет. Думаю, в первый раз я там появлюсь в конце августа или начале сентября. Пока процесс переезда только начался. Необходимо перевезти много оборудования, много чего закупить. Работы еще очень и очень много.
- Что сулит переезд?
- Я думаю, нельзя ждать, что после этого сразу все заработает так, как надо. Это вклад в будущее команды. Новая база гораздо больше прежней. И больше, чем у некоторых ведущих команд. Мне сказали, что технический центр в два раза превышает тот, что у "Лотуса" в Энстоуне. А это очень серьезная база! Так что для "Катерхэма" это огромный шаг вперед. Но опять же - вряд ли надо ждать какого-то немедленного эффекта. Необходимо многое купить, многое наладить. Привлечь новых людей. Это огромное количество затрат. Только в этом году в команду пришло почти сто человек. Было три сотни сотрудников, сейчас уже четыре. Это уже цифры, сравнимые с тем, что есть у лидеров. В том же Энстоуне работает 470 человек. Если нас будет 500, это уже круто... Это значит, что будет больше возможностей. Но все должно происходить постепенно. Многое, конечно, упирается в деньги. Но не менее сложная задача - найти правильных людей, которые действительно помогут команде стать сильнее. К нам пришел сильный специалист из "Макларена" Джон Айли, другие люди...
- После гонки здесь будет всего несколько дней перерыва. В следующее воскресенье этап в Будапеште. Сразу отправитесь туда?
- Да, поеду на машине. Сюда приехало много моих друзей, может быть, поедем вместе. Пока не знаю, что у них с планами на Будапешт. Но я точно еду (смеется).
Чемпионат мира. "Гран-при Германии". Свободные заезды. 1-я сессия. 1. Баттон ("Макларен") - 1.16,595. 2. Хэмилтон ("Макларен") - 1.17,093. 3. Алонсо ("Феррари") - 1.17,370. 4. Шумахер ("Мерседес") - 1.17,382. 5. Перес ("Заубер") - 1.17,413. 6. Хюлькенберг ("Форс Индия") - 1.17,599. 7. Росберг ("Мерседес") - 1.17,915. 8. Масса ("Феррари") - 1.17,995. 9. Мальдонадо ("Уильямс") - 1.18,020. 10. Грожан ("Лотус") - 1.18,130. 11. Кобаяси ("Заубер") - 1.18,226. 12. Феттель ("Ред Булл") - 1.18,339. 13. Боттас ("Уильямс") - 1.18,422. 14. Риккьярдо ("Торо Россо") - 1.18,709. 15. Райкконен ("Лотус") - 1.18,831. 16. Бьянчи ("Форс Индия") - 1.18,972. 17. Вернье ("Торо Россо") - 1.19,039. 18. ПЕТРОВ ("Катерхэм") - 1.19,674. 19. Ковалайнен ("Катерхэм") - 1.19,963. 20. Уэббер ("Ред Булл") - 1.20,122. 21. Пик ("Маруся") - 1.20,169. 22. Глок ("Маруся") - 1.20,539. 23. Де Ла Роса (HRT) - 1.21,138. 24. Клос (HRT) - 1.21,740.
2-я сессия. 1. Мальдонадо - 1.27,476. 2. Росберг - 1.27,564. 3. Феттель - 1.27,902. 4. Перес - 1.28,402. 5. Грожан - 1.28,420. 6. Хюлькенберг - 1.28,495. 7. Риккьярдо - 1.28,513. 8. Баттон - 1.28,516. 9. Уэббер - 1.28,877. 10. Райкконен - 1.29,327. 11. Вернье - 1.29,364. 12. Масса - 1.29,719. 13. Кобаяси - 1.29,785. 14. Пик - 1.30,090. 15. Глок - 1.30,220. 16. Сенна ("Уильямс") - 1.30,291. 17. Ковалайнен - 1.30,331. 18. Ди Реста ("Форс Индия") - 1.30,437. 19. Хэмилтон - 1.30,617. 20. Алонсо - 1.31,207. 21. ПЕТРОВ - 1.32,241. 22. Картикян (HRT) - 1.32,349. 23. Шумахер - 1.32,777. 24. Де Ла Роса - 1.42,566.
ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ. HOCKENHEIMRING
HOCKENHEIMRING: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
? "Гран-при Германии" будет проводиться в 59-й раз. В 32 случаях он состоялся в Хоккенхайме, однажды - на берлинском "Афусе" (1959) и 25 раз - на автодроме Nurburgring (в том числе - в прошлом году).
? 7 апреля 1968 года здесь погиб легендарный британский пилот, двукратный чемпион мира Джим Кларк, принимавший тогда участие в гонке "Формулы-2". 1 августа 1980 года в Хоккенхайме насмерть разбился француз Патрик Депайе. Здесь также произошли аварии, повлекшие за собой смерть Берта Хоуторна (1972, "Формула-2"), Маркуса Хеттингера (1980, "Формула-2") и Тони Бодена (1986, драг-рэйсинг).
? К "Гран-при Германии"-2002 трасса в последний раз поменяла свою конфигурацию. Проектом реконструкции гоночного полотна занимался известный архитектор Герман Тилке. Стоимость работ составила 62 миллиона евро.
? Дистанция протяженностью 306,458 километра разбита на 67 кругов по 4574 метра. Круг насчитывает 13 поворотов (9 - правых, 4 - левых). Вместимость трибун - около 120 тысяч зрителей.
? 30 июля 2000 года Рубенс Баррикелло выиграл здесь гонку, стартовав с 18-й позиции. За всю историю "Формулы-1" лишь британец Джон Уотсон и американец Билл Вукович смогли одержать победу, занимая на стартовом поле более низкие места: первый - с 22-го в 1983 году в Лонг-Бич, второй - с 19-го в 1954-м в Индианаполисе.
? Впервые "Гран-при Германии" в Хоккенхайме состоялся 2 августа 1970 года, а победу тогда одержал Йохен Риндт на Lotus-Ford.
? Лучшее время в квалификации на Hockenheimring 24 июля 2004 года показал Михаэль Шумахер - 1.13,306. В самой же гонке днем позже быстрейший круг в последней конфигурации трассы удался Кими Райкконену - 1.13,780 (10-й, со средней скоростью 223,182 км/ч).
? Чаще всех в Хоккенхайме побеждал Шумахер-старший (4 раза). По три выигрыша у Айртона Сенны и Нельсона Пике. Сын второго Пике-младший 20 июля 2008 года единственный раз в карьере поднялся на подиум именно в Германии, заняв второе место.
? 10 раз победа на Hockenheimring доставалась пилотам Ferrari, 9 - представителям Williams.
? Младший брат Михаэля Шумахера Ральф тоже выигрывал в Хоккенхайме: 29 июля 2001 года он опередил Баррикелло - партнера старшего брата по команде Ferrari.
? Поул-позишн по три раза завоевывали Найд-желл Мэнселл, Ален Прост и Сенна. Среди конструкторов по этому показателю лидирует McLaren, у которого 11 поулов. 9 раз с первого места стартовали пилоты Williams.
? Чаще остальных быстрейший круг в гонке удавалось продемонстрировать Шумахеру-старшему (4 раза). Трижды это делал Дэвид Култ-хард, ни разу не выигрывавший в Германии. У гонщиков команды Williams 10 лучших кругов в гонке, у Ferrari - 7, у McLaren - 6.
? 7 раз в призеры попадал Михаэль Шумахер, 6 - Сенна, 5 - Герхард Бергер и Прост.
? По количеству призовых мест среди конструкторов пока лидирует Ferrari (21), вслед за которым расположились McLaren и Williams (по 20 подиумов).
? С первого ряда здесь чаще остальных стартовал Прост (7 раз).
? Наибольшее число очков на Hockenheimring набрал Шумахер (67), у Алонсо - 50. Среди конструкторов лидерство пока у Ferrari (218), а ближайшим преследователем является McLaren (187).
? Всего в Хоккенхайме очки набирали 84 гонщика из 31 команды.
? Хет-трики (поул-позишн+победа+быстрейший круг) удавалось оформить Просту (1984), Сенне (1989), Дэмону Хиллу (1996), Бергеру (1997), Шумахеру-старшему (2002) и Хуану Пабло Монтойе (2003).
? Трижды на "Гран-при Германии" был определен чемпион: в 1952 году им стал Альберто Аскари, пять лет спустя - Хуан Мануэль Фанхио, а в 1965 году - Кларк.
? Марк Уэббер свою первую победу одержал 12 июля 2009 года на "Гран-при Германии" на автодроме Nurburgring. Тогда же он впервые в своей карьере выиграл квалификацию.
? Но при этом "Гран-при Германии"-2003 стал для австралийца одним из самых обидных в карьере: он умудрился сойти на 64-м круге (из 67 - самый поздний сход в карьере).
Антон СЫЧЕВ
ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ"
Два года назад в первом сегменте квалификации Виталий показал 16-й результат. Во втором оказался 13-м (1.15,307), уступив занявшему десятую строчку Нико Росбергу 0,289 секунды.
Уже на самом старте Петров отыграл одну позицию, на которой продержался до 13-го круга. Далее ниже 12-го места по ходу гонки не опускался. Высшим же достижением являются шесть кругов на восьмом месте (с 18-го по 23-й).
Лишь второй раз в карьере финишировал "в очках", заняв десятое место - один балл (ранее - 6 очков за 7-е место в Китае). Правда, не смог пересечь финишную линию в одном круге с победителем, которым оказался Фернандо Алонсо.
Быстрейшее время показал на 62-м круге - 1.17,198 со средней скоростью 213,301 км/ч. Этот результат стал 17-м в той гонке - на 1,374 секунды хуже лучшего круга Себастьяна Феттеля.
В 2011 году в первом сегменте квалификации был 12-м, а во второй и третьей ее части показал девятый результат. Победителю квалификации Марку Уэбберу уступил 2,108 секунды, а занявшего десятое место Михаэля Шумахера опередил на 0,295.
На старте смог подняться на восьмое место, но продержался на нем лишь один круг.
Лучшим местом по ходу гонки было шестое - на протяжении трех кругов (с 18-го по 20-й).
Большую часть "Гран-при" провел на девятом месте (22 круга).
Вновь не смог финишировать "в круге" с победителем (Льюисом Хэмилтоном).
На десятом месте помимо обоих немецких этапов финишировал лишь в Бразилии в 2011 году.
Лучшее время продемонстрировал на 50-м круге - 1.36,186 со средней скоростью 192,677 км/ч. Это восьмой результат гонки, а лучшему времени, которое показал Хэмилтон, уступил 1,884 секунды.
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2001 |
Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari |
Жак ВИЛЬНЕВ BAR-Honda |
| |||
2002 |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW |
Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW |
| |||
2003 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW |
Дэвид КУЛТХАРД Maclaren-Mercedes |
Ярно ТРУЛЛИ Renault |
| |||
2004 |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Дженсон БАТТОН BAR-Honda |
Фернандо АЛОНСО Renault |
| |||
2005 |
Фернандо АЛОНСО Renault |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ McLaren-Mercedes |
Дженсон БАТТОН BAR-Honda |
| |||
2006 |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Фелипе МАССА Ferrari |
Кими РАЙККОНЕН McLaren-Mercedes |
| |||
2008 |
Льюис ХЭМИЛТОН McLaren-Mercedes |
Нельсон ПИКЕ Renault |
Фелипе МАССА Ferrari |
| |||
2009 |
Марк УЭББЕР Red Bull |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull |
Фелипе МАССА Ferrari |
| |||
2010 |
Фернандо АЛОНСО Ferrari |
Фелипе МАССА Ferrari |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull |
| |||
2011 |
Льюис ХЭМИЛТОН McLaren-Mercedes |
Фернандо АЛОНСО Ferrari |
Марк УЭББЕР Red Bull |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Фернандо АЛОНСО |
129 |
2. Марк УЭББЕР |
116 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
100 |
4. Льюис ХЭМИЛТОН |
92 |
5. Кими РАЙККОНЕН |
83 |
6. Нико РОСБЕРГ |
75 |
7. Ромэйн ГРОЖАН |
61 |
8. Дженсон БАТТОН |
50 |
9. Серхио ПЕРЕС |
39 |
10. Пастор МАЛЬДОНАДО |
29 |
11. Пол ДИ РЕСТА |
27 |
12. Михаэль ШУМАХЕР |
23 |
13. Фелипе МАССА |
23 |
14. Камуи КОБАЯСИ |
21 |
15. Бруну СЕННА |
18 |
16. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
17 |
17. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
4 |
18. Даниэль РИККЬЯРДО |
2 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL |
216 |
2. FERRARI |
152 |
3. LOTUS F1 |
144 |
4. MCLAREN |
142 |
5. MERCEDES GP |
98 |
6. SAUBER |
60 |
7. WILLIAMS |
47 |
8. FORCE INDIA |
44 |
9. TORO ROSSO |
6 |