Виталий Петров: "Я уже полностью адаптировался в команде"
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 5-й этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ
Вчера российский пилот "Катерхэма" ответил на вопросы "СЭ"
Олег КАРПОВ из Барселоны
- Стив Нильсен, спортивный директор "Катерхэма", говорил перед стартом сезона, что вам нужно будет провести хотя бы четыре гонки в составе команды, чтобы окончательно освоиться и на равных бороться с Хейкки Ковалайненом. Позади как раз четыре "Гран-при"...
- Я думаю, в гонках мой темп уже достаточно хорош. Немного отстаю в квалификации, и мы с инженером знаем почему - есть еще некоторые проблемы с KERS, его надо правильно настроить, чтобы задние колеса не блокировались на торможениях. Как только мы с этим справимся, по субботам будем выглядеть сильнее. В остальном - никаких проблем. Я полностью адаптировался.
- Удалось побывать на базе в перерыве между гонками?
- Нет, у меня закончилась британская виза - новой пока нет. Поэтому после тестов в Мюджелло сразу отправился в Барселону.
- До тестов соответственно были в России?
- Да, у мамы был день рождения, ей исполнилось 50 лет. Прилетел домой - отпраздновали. Хорошей компанией посидели: с семьей, с друзьями.
- Отсюда же, из Барселоны, вы уехали 4 марта с последних предсезонных тестов. Насколько сильно машина сейчас отличается от той, что была в Барселоне в начале весны?
- Конечно, каждый раз, от гонки к гонке, машина становится чуть-чуть лучше. Мы находим верные настройки, привозим какие-то новые аэродинамические элементы. Но сказать, что она изменилась очень сильно, нельзя. Поэтому каких-то сюрпризов ждать сложно.
- Вы говорили о том, что на тесты в Мюджелло, которые состоялись в начале мая, команда привезла новое заднее антикрыло, и аэродинамика заметно улучшилась...
- Да, все так. Сюда мы привезли три разных варианта, которые хотим опробовать в первой тренировке сразу на двух машинах. Александр Росси (один из тест-пилотов команды заменит постоянного напарника Петрова по "Катерхэму" Хейкки Ковалайнена в первой сессии свободных заездов. - Прим. О.К.) тоже будет работать с ними. Нам нужно выбрать правильную конфигурацию именно для этой трассы.
- У Росси хватит опыта оценить, какой из вариантов предпочтительнее?
- Здесь на самом деле от пилота зависит не так много. В основном это задача для инженеров. Мы будем работать по определенной программе - каждый круг выезда и заезда из боксов в тренировках проезжать прямые на ограничителе оборотов. На стартовой со скоростью 270 км/ч, на задней - 220 км/ч. На машине стоят специальные датчики, которые дадут понять, насколько эффективно работает крыло. По телеметрии все будет ясно, плюс мы еще поделимся с инженерами своими ощущениями от поведения машины.
- После тестов в Мюджелло многие руководители команд говорили, что такие сессии по ходу сезона - бесполезная трата денег. Ваше мнение на этот счет?
- Мы привезли туда много разных настроек, аэродинамических элементов. Плодотворно поработали. Деградация колес была незначительной, что помогло лучше понять реакцию машины на настройки. В этой связи для нас тесты были очень полезны - это все, что я могу сказать со своей стороны.
- По интернету разлетелась ваша фраза о том, что трасса в Мюджелло не отвечает требованиям безопасности "Формулы-1". Некоторые пилоты потом язвили. Есть что ответить?
- Я не думаю, что сказал что-то плохое или экстраординарное. Если Марк Уэббер говорит "вспомни, как гонялись в 80-е годы", я могу ответить только одно: давайте сегодня все наденем открытые шлемы и темные очки, как это было раньше. Хорошо, не случилось никакой аварии - тогда, наверное, комментарии изменились бы. А трасса действительно великолепная - в этом я согласен и с Марком, и с остальными. Она мне очень нравится, я выигрывал там гонки в младших сериях. Но для таких скоростей, как в "Формуле-1", она не слишком подходит. Я говорил только об этом. Если он хочет покритиковать - это его проблемы. Я не обращаю на это внимание.
- Михаэль Шумахер в последние пару недель довольно жестко критиковал шины "Пирелли", даже назвал их "сырыми яйцами". Вы в каком лагере: тех, кто недоволен покрышками, или тех, кого все устраивает?
- Даже Джеки Стюарт (трехкратный чемпион мира в "Формуле-1". - Прим. О.К.) сказал, что покрышки нуждаются в доработке. Одна из проблем - это ошметки резины: когда шины изнашиваются, вне траектории скапливается огромное количество "червяков". И стоит чуть съехать с идеальной линии - шины становятся грязными. Первое торможение после этого - очень сложное. Такое происходит во всех гонках, но нынешние "Пирелли" крошатся слишком сильно. В то же время критика со стороны Шумахера, как мне кажется, это следствие проблем его команды - они, может быть, строили машину, рассчитывая на то, что шины будут несколько другими. Сейчас у них есть определенные сложности в гонках, и Михаэль не может по-максимуму использовать потенциал машины - наверное, это ему и не нравится.
Что касается меня, считаю, гонки с этими шинами стали интереснее. Тут немало зависит и от пилота: нужно планировать не только стратегию на саму гонку, но и на квалификацию, и даже то, как будешь вести себя на прогревочном круге. Иногда действительно тяжело понять, как будут реагировать колеса на изменения температуры - это добавляет головной боли.
- Давайте вернемся к теме акклиматизации в команде. Третий год в "Формуле-1" вы начинаете с новым физиотерапевтом. Это доставляет проблемы? Как складываются отношения с новым тренером Ником?
- Могу сказать, что скоро мы еще раз поменяем тренера. Потому что физиотерапевт - это человек, который постоянно должен быть рядом. Ты должен доверять ему на все сто процентов, ведь с ним ты проводишь по 300 дней в году. Я не люблю, когда тренер не может подстроиться под меня, под мою программу - так мы не можем двигаться вместе в одном направлении. Я должен ему доверять, но пока у нас отношения не сложились. В прошлом году у меня был другой тренер, Чави. С ним у нас было полное взаимопонимание. Но когда мы расторгли контракт с предыдущей командой, он попросил дать ему год, чтобы заняться собственными делами. У Чави собственный спортивный зал в Барселоне, сейчас там грядут перемены, и ситуация довольно тяжелая - ему надо много времени посвящать своему делу. Я не стал настаивать. К сожалению, пришлось отпустить его на год поработать на себя. Сейчас мы ведем поиски нового тренера - возможно даже, это будет человек из России. Я жду предложений.
- Вы заезжали к Чави перед началом "Гран-при"?
- Да, я приехал сюда еще неделю назад и все это время жил у него дома. Мы вместе тренировались - это была отличная неделя.
- "Заубер" объявила о контракте с футбольным клубом "Челси", который принадлежит Роману Абрамовичу... Для вас это сулит какие-нибудь перспективы?
- Почему? Я не знаю Романа Абрамовича лично. Не знаю, для чего ему этот контракт, какие у него планы на будущее. Но если такой человек купит команду и сможет вывести ее в лидеры - а я думаю, у него есть для этого возможности, - будет здорово.
- Следите за чемпионатом мира по хоккею? С Хейкки Ковалайненом его обсуждали?
- Я смотрел все матчи сборной России. Что касается Хейкки... Наши ведь еще не встречались с финнами - так что пока говорить было не о чем. Но если Россия и Финляндия будут играть друг с другом, я обязательно напишу ему перед матчем что-нибудь вроде: "Ну как, ты готов к поражению?"
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
53 |
2. Льюис ХЭМИЛТОН |
49 |
3. Марк УЭББЕР |
48 |
4. Дженсон БАТТОН |
43 |
5. Фернандо АЛОНСО |
43 |
6. Нико РОСБЕРГ |
35 |
7. Кими РАЙККОНЕН |
34 |
8. Ромэйн ГРОЖАН |
23 |
9. Серхио ПЕРЕС |
22 |
10. Пол ДИ РЕСТА |
15 |
11. Бруну СЕННА |
14 |
12. Камуи КОБАЯСИ |
9 |
13. Жан-Эрик ВЕРНЬ |
4 |
Пастор МАЛЬДОНАДО |
4 |
15. Фелипе МАССА |
2 |
Даниэль РИККЬЯРДО |
2 |
Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
2 |
Михаэль ШУМАХЕР |
2 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL |
101 |
2. MCLAREN |
92 |
3. LOTUS F1 |
57 |
4. FERRARI |
45 |
5. MERCEDES GP |
37 |
6. SAUBER |
31 |
7. WILLIAMS |
18 |
8. FORCE INDIA |
17 |
9. TORO ROSSO |
6 |
Автодром - Circuit de Catalunya
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2001 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Жак ВИЛЬНЕВ |
|
Ferrari |
Williams-BMW |
BAR-Honda |
2002 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Дэвид КУЛТХАРД |
|
Ferrari |
Williams-BMW |
Mclaren-Mercedes |
2003 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Фернандо АЛОНСО |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
|
Ferrari |
Renault |
Ferrari |
2004 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Ярно ТРУЛЛИ |
|
Ferrari |
Ferrari |
Renault |
2005 |
Кими РАЙККОНЕН |
Фернандо АЛОНСО |
Ярно ТРУЛЛИ |
|
McLaren-Mercedes |
Renault |
Renault |
2006 |
Фернандо АЛОНСО |
Михаэль ШУМАХЕР |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
|
Renault |
Ferrari |
Renault |
2007 |
Фелипе МАССА |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Фернандо АЛОНСО |
|
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
McLaren-Mercedes |
2008 |
Кими РАЙККОНЕН |
Фелипе МАССА |
Льюис ХЭМИЛТОН |
|
Ferrari |
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
2009 |
Дженсон БАТТОН |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Марк УЭББЕР |
|
Brawn-Mercedes |
Brawn-Mercedes |
Red Bull |
2010 |
Марк УЭББЕР |
Фернандо АЛОНСО |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
|
Red Bull |
Ferrari |
Red Bull |
2011 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Дженсон БАТТОН |
|
Red Bull |
McLaren-Mercedes |
McLaren-Mercedes |
ПЕТРОВ В БАРСЕЛОНЕ
В 2010 году провалил первый сегмент квалификации, заняв 16-е место. Во втором смог отвоевать пару позиций, финишировав 14-м. От завоевавшего поул-позишн Марка Уэббера отстал на 2,144 секунды.
Однако стартовал лишь с 19-й позиции - из-за штрафа за замену коробки передач.
Сразу со старта принялся улучшать положение. Правда, на 17-м круге встретил сопротивление со стороны Нико Хюлькенберга и до 31-го круга оставался 13-м. Затем до конца гонки вел борьбу с Хайме Альгерсуари за 12-е место, но так и не смог его опередить. На 65-м круге стал 11-м из-за схода Льюиса Хэмилтона.
Лучшее время показал на 63-м круге - 1.25,470 со средней скоростью 196,069 км/ч. Это был 8-й результат, который уступил времени Хэмилтона (лучший круг) 1,113 секунды.
В 2011 году в первом сегменте квалификации смог занять 2-е место, уступив лишь Михаэлю Шумахеру. Во второй части оказался 9-м. Ну а в третьей выдал 6-й результат - вслед за Уэббером, Себастьяном Феттелем, Хэмилтоном, Фернандо Алонсо и Дженсоном Баттоном.
На старте обошел Баттона и до 11-го круга шел в первой пятерке (два последних - даже 4-м).
На 42-м круге впервые выбыл из десятки лидеров. На 51-м смог вернуться в нее, но ненадолго. После 56-го круга окончательно потерял надежду на попадание в очковую зону. Финишировал 11-м с отставанием от победителя Феттеля на один круг.
Быстрейшее время показал на 35-м круге - 1.29,592 (со средней скоростью 187,048 км/ч). Это был лишь 17-й результат среди всех гонщиков.
CIRCUIT DE CATALUNYA: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В Барселоне "Гран-при Испании" пройдет в 22-й раз.
Первый камень в фундамент трассы был заложен 24 февраля 1989 года, а сдана она была 10 сентября 1991-го. Ее конфигурация изменялась 6 раз, правда, незначительно. Архитектором изначального варианта был бывший гонщик "Формулы-1" Луис Перес-Сала (в сезонах-1988 и 1989 он, выступая за Minardi, принял участие в 26 гонках, в которых набрал одно очко).
Максимальная скорость развивается на прямой старт-финиш и достигает 310 км/ч.
Дистанция гонки - 307,104 км (66 кругов по 4655 метров). Круг трассы включает в себя 16 поворотов (9 - правых и 7 - левых). Вместимость трибун составляет 104 000 зрителей.
Первый "Гран-при Испании" в Барселоне состоялся 29 сентября 1991 года. Победу в той гонке праздновал британец Найджел Мэнселл на Williams.
Чаще остальных в Барселоне побеждал Михаэль Шумахер (6 раз). На счету немца и самая продолжительная серия побед - 4 (2001-2004).
Финн Мика Хаккинен все три свои победы в Испании одержал подряд (1998-2000).
Среди конструкторов чаще остальных здесь побеждали Ferrari (7 раз), Williams (5) и McLaren (4).
7 раз поул-позишн завоевывал Шумахер, включая 5 подряд (2000-2004).
Быстрейший круг в гонке 7 раз показывал Шумахер, а у пилотов Ferrari их в общей сложности набралось 9 (5 - у Шумахера, 2 - у Фелипе Массы, по одному - у Рубенса Баррикелло и Кими Райкконена).
Трем пилотам удавалось выиграть поул в составах двух команд - это Шумахер (Benetton/Ferrari), Джанкарло Физикелла (Jordan/Renault) и Рубенс Баррикелло (Ferrari/Brawn-Mercedes).
12 раз поднимался на подиум Шумахер-старший. Среди конструкторов лидерство у Ferrari (18), что на 4 больше, чем у McLaren.
Шумахер со 118 набранными очками лидирует по этому показателю в Барселоне. У ближайшего преследователя Фернандо Алонсо 69 очков.
Всего в Барселоне очки набирали 42 пилота и 25 команд.
Среди конструкторов лидирует Ferrari (185 очков), вслед за которой расположились представители McLaren (149) и Williams (100).
Быстрейший круг в квалификации в 2010 году показал Уэббер - 1.19,995 со средней скоростью 209,488 км/ч.
В самой гонке быстрее всех круг прошел Райкконен - 27 апреля 2008 года он показал результат 1.21,670 (на 46-м круге со средней скоростью 205,192 км/ч).
Победители 21 предыдущего "Гран-при Испании", проходивших в Барселоне, 13 раз становились чемпионами мира.
Хет-трик (победа+поул+быстрейший круг) на Circuit de Catalunya удавалось сделать Мэнселлу (1992), Хаккинену (1998), Шумахеру (2001, 2002 и 2004), Массе (2007) и Райкконену (2008).
3 дубля (причем кряду) удалось сделать пилотам McLaren (Хаккинену и Дэвиду Култхарду - 1998-2000). Помимо английской команды первые две строчки занимали Benetton-1995 (Шумахер и Джонни Херберт), Ferrari-2004 (Шумахер и Баррикелло) и 2008 (Райкконен и Масса), Brawn-Mercedes-2009 (Дженсон Баттон и Баррикелло).
Антон СЫЧЕВ