11 марта 2012, 19:14

Гадание на гуще испанских тестов перед первой гонкой в Австралии

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

"ФОРМУЛА-1"

18 марта в Мельбурне состоится первая гонка нового сезона. За неделю до старта чемпионата мира-2012 трудно удержаться от анализа предсезонных тестов - даже при всей неблагодарности этого занятия.

Каждую зиму немолодые и неглупые люди, много лет следящие за "Формулой-1" и порой даже творящие (или творившие) ее историю, произносят одну и ту же фразу: "По результатам предсезонных тестов никаких выводов делать нельзя". С одной стороны - не поспоришь: разница в степени готовности машин, целях и содержании испытательных программ, составах резины и количестве топлива на борту не дает возможности проводить прямые сравнения. С другой - те, кто только что говорил о бессмысленности каких-либо прогнозов, немедленно начинают дотошно анализировать ход тех самых "ничего не значащих" тестов, уточняя скорость ветра и температуру воздуха вплоть до сотых долей градуса и метра в секунду. В ход идет все - вплоть до молчания: на второй сессии тестов в Барселоне "Феррари" попросила своих гонщиков не общаться с журналистами. Тем самым итальянская команда пополнила список косвенных доказательств того, что дела у нее идут хуже некуда.

Точкой отсчета по ходу всех трех сессий (одна проходила в Хересе, две других - в Барселоне) служили машины "Ред Булла". И не только потому, что эта команда выиграла два последних чемпионата мира. Может быть, преимущество "быков" над соперниками уже не столь впечатляющее, как раньше (когда Феттель и Уэббер в барселонском повороте Кампса выбирали на одну передачу выше, чем все остальные), но их болиды по-прежнему впечатляют. "Ред Булл" позволяет уверенно атаковать поребрики, - делится своими наблюдениями Жером Д`Амброзио, резервный пилот "Лотуса". - Себастьян и Марк не боятся на них заезжать, если считают нужным, и не ищут компромиссных траекторий. При этом машину не разбалтывает, не возникает сноса передней оси или заноса задней. Если немного преувеличить, можно сказать так: по поребрику "Ред Булл" едет, как по ровному асфальту" Экс-пилот "Формулы-1" австриец Алекс Вурц отметил, что машины Феттеля и Уэббера хороши в быстрых поворотах, близки к идеалу в среднескоростных и при этом меньше других теряют в условиях нехватки прижимной силы - в медленных поворотах и при сильном ветре, дующем в неудачном направлении.

Ближайшим конкурентом "Ред Булла" считается "Макларен". Ему порой явно не хватает сцепления в среднескоростных поворотах, но зато он почти не уступает лидеру в быстрых. Определенную пищу для размышлений дают имитации гонки, которые две команды проводили почти одновременно. В картине, конечно, по-прежнему хватает неизвестных. Например, сколько топлива было на борту той и другой машины. Кроме того, "Ред Буллы" заезжали на пит-лейн только для замены резины, в то время как "Макларены" после каждого отрезка закатывали в боксы на время, которого вполне могло хватить для дозаправки. Средний результат на круге у "Макларена" каждый раз оказывался чуть лучше. 1.29,329 у Хэмилтона против 1.29.833 у Феттеля по ходу заезда длиной в 55-58 кругов с использованием разных комплектов резины. Или 1.29.325 у Баттона против 1.29.637 у Уэббера по ходу 16 кругов на жесткой резине, которые оба гонщика проехали в идентичных условиях и со сравнимым (по мнению экспертов) запасом топлива.

Темной лошадкой тестов считается "Мерседес", от которого многие ждут сюрпризов на первой гонке сезона в Мельбурне. По словам этих многих, положительным моментом можно считать хорошие результаты на длинных сериях кругов при, как предполагается, не самых "злых" программах управления двигателем, большом количестве топлива и даже, возможно, дополнительном балласте. Впрочем, другие отмечают быстрый износ мягких покрышек на болидах немецкой команды - и делают из этого вывод, что "Мерседесы" около секунды проигрывают "Ред Буллам" и "Макларенам". По ходу имитации гонки на первой сессии в Барселоне среднее время на круге Нико Росберга было очень хорошим – 1.26,6. Но эксперты обращают внимание на средний круг Михаэля Шумахера, целью которого была оценка долговечности покрышек – 1.29,3, почти на три секунды хуже! Это показывает, насколько разным может быть темп у гонщиков, работающих по разным программам. А поскольку программы пилотов "Ред Булла" были схожи, скорее, с шумахеровской, возникают подозрения, что болиды "быков" вполне могут "привезти" "Мерседесам" те самые три секунды.

"Лотус" стал антигероем первой сессии в Барселоне: команда свернула тесты и покинула автодром в первый же день, проехав всего семь кругов! Причиной проблем стали крепления рычагов передней подвески. Обычно их делают из алюминия. Конструкторы команды ради экономии веса решили изготовить эти детали из карбона, но ошиблись в расчетах, и при больших нагрузках (к примеру, в конце главной прямой барселонской трассы, когда скорость и прижимная сила достигают максимума) рычаги начинали буквально ломать карбоновый монокок. Потеря четырех тестовых дней - неприятный сюрприз для любой команды. Зато и до, и после (когда возврат к традиционным алюминиевым креплениям устранил проблему) этого конфуза "Лотусы" выглядели весьма надежно и стабильно. На второй сессии в Барселоне Ромен Грожан проводил имитацию гонки параллельно с Фернандо Алонсо из "Феррари". И хотя среднее время круга у испанца было лучше (1.28,7 против 1.29,0), по итогам виртуальной гонки он отстал от француза секунд на пять - потому что сделал четыре пит-стопа, а не три, как Грожан.

Проблемы "Феррари" проявились в первый же день тестов в Хересе. Автомобиль никак не удавалось толком настроить. Если на входе в повороты он вел себя нормально, то гонщики испытывали трудности на апексе и на выходе - и наоборот. Невооруженным глазом было видно, что "Феррари" едет нервно и нестабильно. В сравнительно безобидных ситуациях пилотам приходилось подруливать и виртуозно "играть" газом. Даже отсутствие прошлогодних проблем с прогревом резины не принесло команде особенного облегчения, так как появился риск перегрева покрышек. В результате врожденные недостатки болида не удалось побороть вплоть до второй сессии в Барселоне. Похоже, что на первый этап чемпионата мира "Феррари" едет, не особо рассчитывая на хороший результат.

Оценить силу команд-середняков еще сложнее, так как они используют больше вариантов загрузки топливом, чем лидеры. Пока лучше конкурентов смотрится "Форс Индия". Она быстра и на одном быстром круге, и на сериях в полтора десятка кругов. Вдобавок машина нечувствительна к ветру, что считается признаком хорошо проработанной аэродинамики. "Уильямсу" удалось быстро решить проявившиеся в Хересе проблемы в медленных поворотах: в Барселоне машина смотрелась стабильно на длинных сериях, хотя время одного круга никогда не было особо впечатляющим. Хуже непосредственных конкурентов выглядели "Торо Россо" и "Заубер". Их гонщики слишком много времени проводили в заносах, что свидетельствует о нехватке прижимной силы на задней оси. Та же проблема, по словам экспертов, характерна и для "Катерхэма", который в новом сезоне предстоит пилотировать россиянину Виталию Петрову.

Разумеется, во всех этих раскладах еще немало белых пятен. Ведь почти у каждой команды есть технические новинки, которые она привезет только на первую гонку сезона в австралийском Мельбурне.

Кирилл КАЧНОВ

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости