Виталий Петров: "Сенна молодец - не задается"
Сегодня пройдут первые свободные тренировки накануне "Гран-при Италии". А вчера российский пилот "Лотус-Рено" рассказал, изменилось ли что-то в команде после прихода Бруну Сенны.
Олег КАРПОВ
из Монцы
Петров отмечал вчера в паддоке "Гран-при Италии" свое 27-летие, и было бы логично, если бы разговор с прессой начался именно с этой темы. Но как только российский пилот "Лотус-Рено" появился перед журналистами, моментально стало понятно, что начать придется с другого - под правым глазом гонщика сиял небольшой, но заметный синяк.
- Ничего страшного - вчера в футбол командой "Формулы-1" играли, и мяч попал в лицо. Мне уже сказали: если под вторым глазом такой же синяк поставить - вообще ничего заметно не будет.
- Против кого играли-то?
- Да против каких-то итальянских болельщиков "Феррари". Плюс там вроде бы были еще и бывшие сотрудники команды.
- Ну тогда все понятно. Мстили за "Гран-при Абу-Даби", где вы не дали Фернандо Алонсо выиграть титул…
- Да, скорее всего (смеется).
- Какой счет-то?
- Проиграли. Не залетало ничего. Вроде бы и комбинации получались, и пасы хорошие, и били по воротам немало. Не знаю… Не повезло. Во втором тайме нам вообще играть, можно сказать, не давали. Соперники менялись через каждые пять минут - народа в команде было на два состава.
- Может, Михаэля Шумахера не хватало? Он в этом году по-прежнему не играет…
- Я к нему подходил, специально узнавал. Говорит - травма. Хочет играть, но не может. Говорит - может, к концу сезона поправится или хотя бы к следующему.
- Теперь о более приятном. С днем рождения - примите поздравления от "СЭ". О каких подарках мечтают пилоты "Формулы-1"?
- Если сказать - желание не сбудется. В первую очередь хотелось бы провести хороший уик-энд. У меня обычно не слишком удачные гонки получаются в уик-энды, которые совпадают с днем рождения. В прошлом году, например, были механические проблемы. Да и до того…
- Теперь вот синяк под глазом…
- Я и говорю! Началось...
- Кто-нибудь из друзей приехал сюда?
- Никто.
- Совсем?
- Ну только вы, журналисты. Вы то уж никогда не бросите. Даже если захотите.
- Когда в последний раз отмечали день рождения дома, в Выборге?
- Чтобы именно 8 сентября? Давно. В последние годы все время в Монце. В прошлом году, например, сюда приехало много друзей, в воскресенье после гонки отметили. А чтобы в Выборге… Не помню уже. Честно. Но очень давно.
- Сообщений на телефон много получили?
- Еще сыплются. Не переставая. Хорошо, что с ночи отключил звук у телефона - так бы вообще, наверное, не дали заснуть.
- Пора переходить к более серьезным вещам. Команда меняется…
- Я бы не сказал, что уж слишком. У нас сменился гонщик - это все.
- Тем не менее в команде не осталось опытных пилотов. И для вас, и для Бруну Сенны - это всего-навсего второй сезон в "Формуле-1".
- У нас все в порядке. Мне кажется, нам всего хватает. Наверное, в начале этого года нам действительно нужен был опытный пилот. Но сейчас я уже знаю и понимаю все, что нужно. Или по крайней мере почти все.
- И как работается с новым напарником?
- Вы видели последний этап в Спа. Я ничего не менял в своем пилотировании. Да, у нас были небольшие проблемы с надежностью. Но гонка получилась хорошая. Даже несмотря на то, что под конец вышла неприятная история с тормозами. Тем не менее мы все равно были почти все время там, где хотели, - в десятке. Я уже говорил, для меня, по сути, ничего не поменялось. Пилотирую как всегда. Мне все равно, кто сидит во второй машине. Главное, чтобы автомобиль у команды был быстрый.
- Руководитель команды Эрик Булье сказал по ходу прошлого уик-энда, что команда с приходом Сенны ощутила эмоциональный подъем…
- В субботу парни действительно были очень довольны, когда мы обе машины привезли в первую десятку. Такого ведь давно уже не случалось. С таких позиций на старте намного легче бороться за очки, чем с 12-й и 14-й. Думаю, команда довольна именно этим, а не самим фактом смены пилота.
- Нет волнений по поводу места в команде на следующий сезон? Претендентов ведь немало…
- Нет, никакого давления. У меня есть действующий контракт. Это Бруну, наверное, должен ощущать некое волнение.
- То, что вокруг Сенны столько шумихи, не мешает? Западные журналисты и у вас постоянно о нем спрашивают…
- Нет, все в порядке. Это можно понять - он новичок в этой команде. У меня тоже был такой период, когда на каждый брифинг приходило очень много журналистов. Плюс - у него фамилия. Он молодец - не задается.
- То, что его контракт теперь продлен до конца сезона, - хорошо для команды?
- Думаю, да. Он сможет освоиться, может быть, принести очки.
- Заканчивается европейская часть сезона - эта гонка последняя. Вы довольны промежуточными итогами?
- Нет, конечно. Ни один человек в команде не может быть доволен. Мы хотим бороться с "Мерседесом", мы хотим выиграть эту дуэль. И в начале сезона все видели - они были нигде по сравнению с нами. Но после трех-четырех гонок они здорово прибавили, а у нас начался спад. Естественно, трудно быть довольным при таком развитии событий.
Мы потеряли достаточно много времени в этом году - обновляли аэродинамическую трубу, в результате не могли успеть за остальными командами по темпу развития машины. И сейчас достаточно сложно вернуться в борьбу, вновь набрать ту форму, которая была в начале сезона. Сейчас мы, скорее всего, уже не будем привозить на гонки большие пакеты обновлений - в основном команда занимается машиной для следующего сезона. Мы уже достаточно далеко продвинулись в ее разработке. Надеюсь, этот шаг себя оправдает.
- Что ждете от этого уик-энда?
- Мы привезли сюда специальный аэродинамический пакет. Здесь отличная от других автодромов конфигурация, и требуются другие антикрылья. Посмотрим, как они будут работать… Пока не поездишь - понятно не будет.
- Виталий, вы наверняка слышали о том, что случилось в Ярославле…
- Да. Мои соболезнования всем родным и близким погибших. Это большая трагедия. И я, и все мои друзья - в шоке. Я не знаю… Я сам боюсь летать. И когда происходят такие катастрофы - это какой-то ужас.
ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ"-2010
В первом сегменте квалификации показал 15-е время. Такой же результат был и во втором, когда от попадания в первую десятку его отделили 0,749 секунды.
Однако стартовал с 20-й позиции из-за штрафа, наложенного за то, что создал помехи немцу Тимо Глоку во время его быстрого круга в первом сегменте квалификации.
Уже на старте отыграл 5 позиций. На 18-м круге вышел на 13-е место, а с 38-го по 49-й замыкал десятку лидеров. Тем не менее из-за пит-стопа финишировал только на 13-м месте.
Быстрейшее время продемонстрировал на заключительном 53-м круге - 1.24,644. Этот результат стал 9-м на "Гран-при Италии" и уступил лучшему 0,505 секунды (1.24,139 - Фернандо Алонсо на 52-м круге).
AUTODROMO NAZIONALE MONZA: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Этот "Гран-при Италии" станет 62-м в истории "Формулы-1". При этом гонка проводилась в Монце 60 раз. Единственным исключением был сезон-1980, когда бразилец Нельсон Пике первенствовал в Имоле.
Итальянский этап - последний из четырех в календаре сезона-2011, который был представлен на самом первом чемпионате мира в 1950 году. На этом автодроме прошло наибольшее количество гонок "Формулы-1" (в Монте-Карло их было 58).
С 2000 года утверждена последняя конфигурация трассы в Монце. Длина круга составляет 5793 метра, всего их 53, а общая протяженность дистанции равна 306,720 километра. Трасса насчитывает 10 поворотов (6 правых и 4 левых). Вместимость трибун - 115 000 зрителей. Обычно команды прибегают здесь к тактике одного пит-стопа.
Автодром в Монце - один из старейших в мире. Первый камень был заложен еще в феврале 1922 года звездами автоспорта того времени - Николой Лянча и Феличе Наццарио. Архитектором трассы является Альфредо Роселли. Уже к июлю 1922 года трасса была сдана в эксплуатацию.
"Гран-при Италии" занимает первые 6 мест по средней скорости победителя, а всего в десятке он представлен 9 раз. Быстрейшим же в истории "Формулы-1" был Михаэль Шумахер: 14 сентября 2003 года немец прошел дистанцию со средней скоростью 247,586 км/ч.
В 1971 году в Италии был установлен еще один рекорд - отрыв финишировавшего первым Питера Гетина от ближайшего преследователя Петерсона составил лишь 0,01 секунды.
В Монце ранее часто происходили трагедии. В 1928 году Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и унес с собой жизни 27 зрителей. Во время тестов в 1955 году погиб двукратный чемпион мира итальянец Альберто Аскари. В 1961-м столкновение Вольфганга фон Трипса на Ferrari и Джима Кларка на Lotus повлекло за собой смерть 14 болельщиков и немецкого гонщика. В 1970-м в повороте Parabolica разбился пилот Lotus Йохен Риндт, который скончался до приезда в больницу. Впоследствии прошли еще три "Гран-при" сезона-1970, однако ни одному пилоту не удалось опередить австрийца, который с 45 очками стал чемпионом мира посмертно. Ронни Петерсон также закончил жизненный путь в Монце - на первом же круге гонки 1978 года. Наконец, в 2000 году в результате массового столкновения на старте из-за разлетевшихся обломков машин погиб маршал трассы.
5 побед в Монце одержал Шумахер. По три на счету еще 6 гонщиков - Рубенса Баррикелло, Стирлинга Мосса, Петерсона, Пике-старшего, Алена Проста и Хуана Мануэле Фанхио.
Среди конструкторов с огромным преимуществом лидирует Ferrari - 18 побед (у McLaren - 9).
По 5 раз поул-позишн завоевывали Айртон Сенна и Фанхио. В командном зачете счет поединка Ferrari - McLaren - 19:10.
По три раза быстрейшие круги в Монце показывали Кларк, Кими Райкконен, Клэй Регаццони, Сенна, Фил Хилл и Мика Хаккинен. С тем же счетом - 19:10 - у конструкторов Ferrari впереди McLaren.
На подиум чаще остальных поднимался Шумахер - в 8 гонках. В общей сложности пилоты Ferrari делали это 61 раз (у McLaren - 24).
7 раз с первого ряда стартовал только Фанхио, по 6 - Сенна и Шумахер.
По набранным очкам лидирует Шумахер (74). А всего очки набирали 150 пилотов из 45 команд. Среди конструкторов лидирует Ferrari - 478 баллов (против 238 у McLaren и 143 у Williams).
Быстрейший круг в квалификации на последней конфигурации трассы в 2004 году показал бразилец Баррикелло - 1.20,089. Ему же принадлежит и быстрейшее время в гонке: днем позже он показал результат 1.21,046 на 41-м круге (со средней скоростью 257,321 км/ч).
Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) в Монце оформляли Фил Хилл (1960), Джон Сертиз (1964), Сенна (1990), Шумахер (2003), Баррикелло (2004) и дважды Фернандо Алонсо (2007 и 2010).
Свои первые очки в карьере Шумахер набрал в 1991 году в Монце, финишировав на 5-й позиции (2 балла).
Для Себастьяна Феттеля победа и поул-позишн в Монце-2008 стали первыми в карьере.
Его партнер по Red Bull Марк Уэббер ни разу в 9 предыдущих гонках в Монце не поднимался на подиум, набрав в них лишь 11 очков.
Антон СЫЧЕВ