16 декабря 2010, 20:42

Как осовременить "Формулу-1"?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Информационное обеспечение "Формулы-1" серьезно уступает не только футболу и Олимпийским играм, но даже другим, казалось бы, менее масштабным гоночным сериям. Какие шаги нужно предпринять, чтобы имидж высокотехнологичных гонок соответствовал веяниям современности?

Держатель коммерческих прав "Формулы-1" Берни Экклстоун – грандиозный бизнесмен. Он умеет продать что угодно, при этом с каждой сделки получает сверхприбыль.

Этот постулат стал общим местом в "Королевских автогонках": для всех Берни ассоциируется с феноменально успешным ведением дел, и помыслить, что кто-то может извлечь из "Формулы-1" больше прибыли, чем старина Экклстоун, кажется кощунством. Меж тем, на "Больших призах" можно и нужно зарабатывать больше – в этом заинтересованы и участники, и простые зрители.

Для команд все понятно: чем больше денег, тем проще пережить финансовый кризис и массовый отток спонсоров. Но какая выгода может быть для болельщиков, если на них начнут зарабатывать и без того не бедные воротилы автомобильного бизнеса? Ответ прост: всем хочется прикоснуться к "Формуле-1", и за возможность приобщиться к легенде настоящие фанаты не пожалеют никаких денег.

Год за годом Берни Экклстоун с патологическим ретроградством отказывается реформировать коммерческие схемы продвижения "Формулы-1". В результате на плодах технического прогресса наживаются все вокруг, но только не "Королевские гонки".

На данный момент организационная составляющая спектакля под названием "Формула-1" хромает как минимум по трем направлениям:  трансляции гонок до сих пор недоступны в HD, мелкую графику трансляций проклинают все плохо видящие зрители, а "обязательные" для гонщиков подходы к прессе неизменно заканчиваются повторением одних и тех же клише. Для улучшения ситуации необходимо вплотную заняться всеми перечисленными пунктами.

Во-первых, трансляции "Формулы-1" нуждаются в срочном апгрейде. В то время как NASCAR давно перешел на съемки камерами высокой четкости, для "Формулы-1" стандарт High Definition остается недостижимой мечтой: в середине сезона на вопрос о внедрении HD Берни Экклстоун заявил, что в ближайших планах конверсии не планируется.

Более того, англичанин добавил, что, по его мнению, подобный технический переход невозможен в автогонках в принципе: камеры устанавливаются прямо на болиды, а те, как известно, развивают скорость свыше 300 километров в час. Согласно словам Экклстоуна, новомодные HD-объективы просто не выдержат подобных нагрузок, а большие объемы камер телевидения высокой четкости вообще не позволят смонтировать их на борту гоночного болида.

К сожалению, стоит констатировать: держатель коммерческих прав "Формулы-1" несведущ в современных технологиях. 80-летний Экклстоун, видимо, не знает, что в сериях NASCAR и IndyCar HD-камеры монтируются не только на гоночные машины, но и устанавливаются непосредственно в шлем пилоту! Миниатюризация технологий началась не вчера, и двухлетний опыт использования микрокамер высокой четкости за океаном дает все основания внедрить эти устройства в "Формуле-1".

Гонки Гран-при и так упустили пальму первенства в плане внедрения инноваций – но вместо того чтобы нагонять конкурентов, Берни упорно держится за старые добрые камеры, не желая признавать своих просчетов. Вместо развития HD-технологий "Большие призы" избрали свой путь: 3D.

Здесь сыграл свою роль глобальный спонсор "Ф-1" - LG, уже сейчас наладивший выпуск три-дэ телевизоров. Понятно, что для корейской компании было бы выгоднее представить общественности сразу весь комплект: автогонки в 3D на новом телевизоре LG стали бы прекрасной рекламной платформой. Однако такая избирательность во внедрении инноваций настораживает – новомодный 3D могут позволить себе далеко не все, в то время как бремя затрат на переоборудование камер ляжет на зрителей – то есть на нас с вами.

Между тем трансляции большинства международных спортивных соревнований уже перешли на HD, а значительная часть населения Европы и Америки успела обзавестись телевизорами, поддерживающими режим высокой четкости. Недавно первый HD-канал появился и у нас: российским первопроходцем стал государственный "Спорт 1", в данный момент концентрирующийся на английской футбольной премьер-лиге. В случае оперативного переоснащения "Больших призов" "Формула-1" стала бы отличным дополнением к новым высокотехнологичным трансляциям свежего детища ВГТРК.

Вторым направлением улучшения качества показа гонок должна стать нормальная графика. Мелкие нечитаемые буквы титров прямого эфира вынуждают зрителей щуриться, подходить вплотную к монитору, а еще лучше - самим ориентироваться в происходящем и не обращать внимания на "подсказки" режиссера. И если опытных болельщиков эта задача не обременит, то темпы привлечения новых зрителей снизит значительно: кому хочется лишний раз напрягать зрение?

Может быть, прежняя графика и была менее информативной, но был в ней огромный плюс: крупные буквы легко читались и не допускали двояких толкований. 

Недостатки современного графического обеспечения проявляются и в нехватке важной информации: все в том же "НАСКАРе" всплывающие окна над движущимися автомобилями в реальном времени показывают их скорость и используемую передачу. В "Ф-1" такая опция доступна только при трансляции с бортовой камеры, и то лишь для одного болида – графика NASCAR позволяет следить одновременно за пятью машинами.

Слабость "продажной" способности "Формулы-1" также бросается в глаза: легально выпущенную игру F1 2010 на официальном сайте можно заказать только для приставок PlayStation и XBox! Отсутствие лицензионной PC-версии неизбежно влечет за собой новую проблему: симулятор нельзя скачать.

Портал formula1.com предлагает покупателям потратить 35 фунтов на игру, а потом доплатить еще 4 за доставку по Великобритании – отправка диска в Россию сулит доплату уже в 7 фунтов стерлингов.

Для сравнения: по адресу slfgame.com доступна компьютерная игра Superleague Formula The Game: за 40 долларов посетителям предлагается купить гоночный симулятор серии "Формула-Суперлига" с шестью трассами (Маньи-Кур, Зольдер, Донингтон, Эшторил, Монца и Харама) и всеми машинами чемпионата-2009.

Игра предоставляет традиционные для гоночных симуляторов возможности проведения чемпионата, соревнований на установление быстрейшего времени круга, редактирования стартовой решетки и многопользовательской игры по сети. Из инноваций Superleague Formula The Game можно выделить возможность совершенствования техники по ходу сезона и ощутимое изменение температуры дорожного полотна непосредственно в процессе гонки – в серьезных симуляторах такие нововведения впервые были внедрены одновременно.

Если нет желания платить, существует бесплатная пробная версия с двумя автодромами и возможностью выбирать из двух машин – впрочем, она становится неактивной спустя час игры.

В целом создатели "Формулы-Суперлига" действительно стараются быть как можно ближе к болельщикам и пытаются удовлетворять растущие потребности гоночных фанатов. И хоть игра получилась довольно посредственной, а цена в 40 долларов за всего шесть автодромов и прошлогодние болиды отпугнет даже самых стойких поклонников гонок, нельзя не признать: ни одна другая гоночная серия в Европе не предлагает поклонникам прямо у себя на сайте скачать собственный официальный симулятор. Бизнес-идея, давно витающая в воздухе, но так и не получившая развития в сверхпопулярной "Королеве автоспорта".

Вывод всех этих рекомендаций прост: "Формула-1" должна стать более дружелюбной к своим фанатам. Международная футбольная федерация умудряется устраивать шоу даже из выборов страны-хозяйки чемпионата мира – "Формула-1" может позавидовать такой открытости.

Представляете, что бы было, если бы контракты на проведение гонок подписывались не за закрытыми дверями, а государство, желающее принять Гран-при, должно было бы выиграть голосование у других претендентов? Нет сомнений: в таком случае заезды проводились бы действительно на лучших трассах планеты, и никакие Валенсии с Хунгарорингами не задержались бы в календаре чемпионата мира.

Еще один положительный пример: гонщики NASCAR летом устраивают туры по курортным городам Америки – пилоты раздают автографы, фотографируются и общаются с болельщиками в непринужденной манере.

Сколько счастья могли бы принести фанатам "Формулы-1" подобные "чесы"! Вообразите, что промозглым осенним вечером поклонник "Больших призов" мог бы на полном серьезе рассказывать друзьям: "Болтал я как-то с Ковалайненом – отличный парень, шутит все время. А вот Росберг нет, закрытый он, так и не удалось мне его растормошить".

В Америке это уже реальность. "Формула-1", мы требуем перемен!

Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости