Латиноамериканское нашествие
Ряд команд "Формулы-1" уже внесли изменения в свои составы, подписав новых пилотов. Причем в этих "трансферах" просматривается латиноамериканский след.
Раньше всех о появлении нового гонщика в составе своей команды отрапортовал "Заубер": в 2011-м напарником Кобаяси в швейцарской конюшне станет пилот со звучным именем Серхио Перес Мендоса.
Родившись в Мексике, Перес еще в детстве попал под опеку самого богатого человека в мире – Карлоса Слима. Гоночная академия мексиканского магната, владеющего всей телекоммуникационной сетью центральной Америки, занимается финансовой поддержкой пилотов-соотечественников на международной арене.
Так, воспитанник этой программы Эстебан Гуттьерес в 2010 году выиграл молодежную серию GP-3, и в следующем году станет третьим пилотом "Заубера". Ну а Перес, завоевавший вице-чемпионское звание уже в GP-2, согласно мексиканской субординации стал гонщиком "Заубера" под номером два.
Массовый приход мексиканцев в "Ф-1" не случаен: за все заезды латиноамериканских пилотов щедро платит Слим – принадлежащая ему компания Telmex стала титульным спонсором швейцарской команды на сезон-2011. В прессе не устают обсуждать возможность покупки мексиканским миллиардером всего "Заубера" целиком, однако фигуранты возможной сделки открещиваются от подобного развития событий: недавно Петер Заубер в очередной раз подтвердил, что является держателем 100 процентов акций команды и в ближайшем будущем никому свое детище продавать не собирается.
Так или иначе, Серхио Перес гарантированно дебютирует в "Формуле-1" в следующем сезоне, так же как его визави по схватке за титул в GP-2, новоявленный чемпион серии Пастор Мальдонадо.
25-летний венесуэлец подписал контракт с командой "Уильямс", и в 2011 году станет первым со времен Джонни Чекотто-старшего представителем своей страны, выступающим в "Королевских гонках".
В "Больших призах" Мальдонадо и Перес дополнят нарождающуюся латиноамериканскую группировку: в будущем сезоне в "Формуле-1" окажется как минимум четверо пилотов из Центральной и Южной Америки, при этом к ним все еще могут примкнуть Бруно Сенна с Лукасом ди Грасси.
Сам Мальдонадо пользуется персональной поддержкой президента Венесуэлы Уго Чавеса, который через национализированный нефтяной концерн PDVSA финансирует выступления в гонках своего соотечественника. 10 миллионов ископаемых долларов явно пойдут на пользу испытывающему финансовые трудности "Уильямсу".
Вообще, на следующий год в посткризисной "Формуле-1" намечается как никогда много рента-драйверов, однако не спешите судить о дебютантах по толщине их спонсорского кошелька: некоторые из них действительно способны на достойный результат. И если в случае с "переростком" Мальдонадо надеяться, скорее всего, не на что, то Серхио Перес выглядит весьма одаренным гонщиком, за считанные месяцы выросшим из дебютанта GP-2 в фаворита первенства и уже ко второму году в серии добившимся серьезных успехов.
Готовых контрактов с новичками чемпионата на 2011 год больше нет, но то, как складывается ситуация с пилотами в команде "Торо Россо", заставляет нас увериться в мысли: в следующем сезоне нас ждет еще один дебют.
На данный момент все выглядит следующим образом: формально имеющие действующие контракты с "Торо Россо" Буэми и Альгерсуари не были включены в предварительную заявку своей команды на следующий сезон. Что это – необязательность кадровой службы или хорошо просчитанное умолчание?
С середины 2010 года казалось очевидным, что Себастьян с Хайме сохранят свои места: достаточно стабильные выступления дуэта вкупе с отсутствием на верхушке юниорской программы "Ред Булла" готовых к дебюту новичков исключало всякие подозрения о разрыве отношений. Но подписания контрактов все не было, и по паддоку поползли всевозможные слухи.
Кто-то говорил, что Уэббер закончит карьеру и на его место возьмут Буэми – в таком случае одно из мест в "Торо Россо" становилось бы свободным. По другой информации, швейцарец вел переговоры с "Индийской Силой", и только долгосрочное соглашение с компанией "Ред Булл" предотвратило готовящийся переход Себастьяна к индийцам. Наконец, осенние слухи утверждали, что в коллективе недовольны низким темпом прогресса Буэми и рассматривают возможность замены швейцарца на кого-нибудь из новичков – якобы Хельмут Марко высказывал недовольство Себом.
Тем не менее, в ноябре команда объявила, что в 2011 году за "Торо Россо" по-прежнему поедут Альгерсуари и Буэми, что не помешало итальянскому коллективу не включить своих пилотов в текст предварительной заявки.
Все дело в том, что на подступах к "Формуле-1" возникли два очень быстрых гонщика, с юных лет ведомые концерном "Ред Булл". Речь идет об австралийце Даниэле Риккиардо и французском пилоте по имени Жан-Эрик Вернь.
Риккиардо в 2010 году стал вице-чемпионом "Мировой серии Рено", и логичным шагом в карьере пилота стал бы переход австралийца в GP-2. Вместо этого Даниэль проведет еще один сезон в "Мировой серии", совмещая намечающуюся борьбу за титул с регулярным пилотированием болида "Формулы-1" по пятницам: в 2011 году Риккиардо примет участие в тренировочных заездах каждого "Гран-при" за рулем "Торо Россо".
Такой поворот событий не может не напрягать действующих пилотов – у босса команды Франца Тоста появится возможность в реальном времени сравнить трех своих подопечных. Гонщики будут выступать на одной трассе в одинаковое время: идеальный расклад для выявления быстрейшего.
К тому же глава программы поддержки молодых пилотов "Ред Булл" Хельмут Марко не так давно отметил, что контракты с Буэми и Альгерсуари рассчитаны только на полгода – в случае неудовлетворительных результатов кого-то из этой парочки можно будет выгнать на вполне законных основаниях. В таком свете понятно, что заставляло гонщиков медлить с подписанием соглашения: каждый хочет себе больше гарантий, но "Торо Россо" уже 5 лет славится наплевательским отношением к контрактам и своеобразной манерой взаимодействия с пилотами – чего стоит хотя бы драка Франца Тоста с тогдашним гонщиком команды Скоттом Спидом в паддоке Нюрбургринга в 2007-м.
Утверждение Риккиардо в качестве резервного гонщика, а также то, что австралийца не перевели в более конкурентную GP-2, говорит об одном: Даниэль дебютирует в "Формуле-1" в 2011-м. Причем заменит австралиец одного из гонщиков "Торо Россо" - судя по всему, того, кто слабее проведет начало следующего сезона.
Что же касается Верня, то впереди у француза первый полный сезон в "Мировой серии Рено", где Жан-Эрик уже числится главным фаворитом: за несколько дебютных гонок 2010-го Вернь успел быстро вкатиться в новый гоночный класс и с ходу начал завоевывать подиумы. В дальнейшем француз должен будет перейти в "Формулу-1", где, в свою очередь, заменит наименее быстрого из грядущей пары пилотов "Торо Россо": при определенных обстоятельствах и Буэми, и Альгерсуари могут досрочно покинуть "Королевские гонки", не дожидаясь окончания сезона-2011.
Наконец, Нико Хюлькенберг явно найдет себе место в "Формуле-1" - если не боевым, то хотя бы резервным гонщиком в одной из команд. И если невероятные слухи о замене Фелипе Массы на Хюлькенберга в "Феррари" явно запущены менеджером немца Вилли Вебером, то сообщения о переговорах с другими командами выглядят более реалистично.
Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ