"Гран-при Абу-Даби": математика и психология
Накануне последней гонки "Формулы-1" сезона-2010 шансы на титул сохраняют четыре пилота. Кто из претендентов находится в лучшей форме? Что окажется определяющим в споре за победу?
Никогда прежде сезон Королевских гонок не заканчивался столь драматично: даже в невероятных 1986-м и 2007-м перед последним этапом шансы на чемпионство сохраняли три пилота. Четверых претендентов на корону на последнем этапе не было никогда. Так что 14 ноября на автодроме "Яс-Марина" Фернандо Алонсо из "Феррари", Льюис Хэмилтон из "Макларена", Марк Уэббер и Себастьян Феттель из "Ред Булла" будут переписывать историю.
ПСИХОЛОГИЯ И КОМАНДНАЯ ТАКТИКА
Фернандо Алонсо лидирует в чемпионате с отрывом в 8 баллов. На стороне первого пилота "Феррари" комфортная позиция в общем зачете, 2 чемпионских звания за спиной и всесторонняя поддержка команды. Назначенный в середине сезона "первой скрипкой" Скудерии, испанец сполна воспользовался всеми преимуществами этого статуса.
Впрочем, у того факта, что напарник Алонсо Филипе Масса выбыл из числа претендентов на победу в личном зачете и вряд ли будет претендовать на высокие позиции в Абу-Даби, есть и негативная сторона. Как ни странно, именно сейчас хороший финиш бразильца очень важен: Масса может отобрать важные очки у конкурентов своего партнера. Однако хоть Фелипе и храбрится, обещая проехать как можно лучше, в успех верится с трудом – ряд проваленных гонок не вселяют надежд на быстрое возвращение былой скорости.
По сравнению с гонщиками Скудерии у пилотов "Ред Булла" больше поводов для волнений. Это и неуверенность в надежности болидов (RB6 подводил своих седоков чаще, чем автомобили команд-соперников), да и сами Феттель с Уэббером легко вспомнят невынужденные ошибки, совершенные по ходу сезона.
Однако главным фактором нервозности напарников остаются они сами. С самого начала сезона немец и австралиец ожесточенно борются между собой, но никак не могут выявить победителя. В Турции напарники даже столкнулись – но, похоже, тот инцидент ничему их так и не научил.
Феттель недавно признался, что не может назвать Уэббера своим другом. Марк же предпочитает обходиться без прямых высказываний, действует куда более утонченно. Умело раздуваемые истории о распределении запасных частей в команде, слова австралийца о том, что Феттель – любимчик команды, а также хитроумное давление на "Ред Булл" через завуалированную критику в прессе выявляют в Уэббере умелого интригана, знающего, как склонить на свою сторону общественное мнение.
В итоге сейчас в отношении противоборства Феттеля и Уэббера расхожим мнением является штамп о несправедливо возносимом Себастьяне и притесняемом Марке. Но не стоит забывать, что в отличие от австралийца Феттель никогда не выносил сор из избы и не позволял себе критиковать собственную конюшню.
Даже слова руководителя "Ред Булл" Кристиана Хорнера об истинной подоплеке перестановки переднего антикрыла в Великобритании остались незамеченными в свете громких заявлений Уэббера о том, что с его машины сняли новинку. О том, что никакой выгоды эта деталь не приносила, Марк предусмотрительно умолчал.
В общем, можно сделать вывод, что в плане подковерной борьбы Себастьян серьезно уступает напарнику, зато в отношении чистой скорости раз за разом доказывает свое превосходство: в последних пяти гонках Уэббер ни разу не смог навязать Феттелю реальную борьбу. Счет 9-5 по поул-позициям также весьма красноречив.
Наметившееся психологическое преимущество Уэббера несколько компенсируется дополнительным прессингом на Марка в силу его возраста. Австралийцу 34, и многие обитатели паддока уверены, что это последний шанс гонщика стать чемпионом. Осознает это и сам Уэббер: надо думать, перспектива скорой отставки сыграла немаловажную роль в выборе стратегии поведения вне трассы. Будь Уэббер чуть более уверен в своем будущем, плевать в колодец вряд ли пришло бы ему в голову.
Уважения заслуживает позиция команды: "Ред Булл" принципиально не вмешивается в борьбу своих гонщиков. "Второе место в честной борьбе может быть лучше, чем победа с помощью приказов и подтверждений. Победа в зачете команд принесла нам удовлетворение. Мы упустили ее в прошлом году, но сейчас все сработало. Вмешательство же в борьбу наших пилотов мы никогда не рассматривали. Весь мир критиковал "Феррари" после того, что они сделали в Хоккенхайме, а сейчас вдруг оказывается, что мы идиоты, раз не вели себя так же", – рассказал владелец конюшни Дитрих Маттешиц – убежденный сторонник честной игры и настоящего спорта – в интервью британскому еженедельнику Autosport.
Приятно, что в "Формуле-1" есть люди, ставящие честь и достоинство спорта на первое место и не готовые продать репутацию за победу в чемпионате. Впрочем, отсутствие командных приказов не означает, что Уэббер непременно проиграет: перед началом "Гран-при Абу-Даби" Себастьян Феттель признался, что самостоятельно может принять решение о пропуске партнера, в случае если сам потеряет шансы взять титул. "Если в воскресенье возникнет подобная ситуация, то мы будем знать, что выступаем на благо команды. У нас были случаи в этом году, когда мы оказывались друг рядом с другом, и это заканчивалось не слишком удачно, так что главная задача - не повторить подобного", – сказал Феттель.
Наконец, на дне списка претендентов на титул до сих пор царапается Льюис Хэмилтон. От Алонсо его отделяют 24 очка, при цене победы – 25. Соответственно, чтобы стать чемпионом, британцу необходимо не только выиграть "Гран-при Абу-Даби", но и следующее маловероятное стечение обстоятельств: Алонсо не должен заработать очков, Уэббер может финишировать не выше 6-го места, а Феттель - третьего.
Понятно, что такой расклад является чудом и проку в его анализе немного. Поэтому Хэмилтон не тратит время на переживания и в своих интервью говорит уже о будущем. "Если не удастся стать победителем, я буду не так разочарован, как конкуренты, ведь мои шансы значительно меньше. Год прошел очень интересно. "Макларен" полностью выложился в этом сезоне, но другие команды-лидеры поработали чуть лучше. Я уже с нетерпением жду следующего года", – заметил Хэмилтон.
МАТЕМАТИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЕРОЯТНОСТИ
Пятничные тренировки в Абу-Даби показали, что скорость у "Макларенов" есть и сразиться за победу британцам вполне под силу. Если конюшня из Уокинга не потеряет темп, пилоты английской команды вполне могут отобрать подиум у Фернандо Алонсо, а это сулит очень интересные математические расклады.
Напомним, для гарантированной победы в чемпионате Алонсо достаточно завоевать второе место. Третье место допустимо только в случае невыигрыша Уэббера, а вот дальше начинается череда условий, при которых испанец может победить и с четвертого, и с пятого места.
Наиболее неожиданным и красивым выглядит следующий исход: Феттель выигрывает гонку, Уэббер становится вторым, за ними финишируют "Макларены", а Алонсо остается на пятой позиции. В таком случае у трех гонщиков на финише сезона оказывается равное количество очков!
Если претенденты на титул в итоге наберут по 256 баллов, в дело вмешаются дополнительные показатели – победы в гонках. Виктория в Абу-Даби может стать для Феттеля пятой в сезоне. Тогда пилот "Ред Булла" сравняется с достижением Фернандо Алонсо, а вот Марк Уэббер имеет в своем активе 4 выигранных в 2010 году гонки.
Таким образом, австралиец отправится на третью строчку в финальной классификации, а подсчет достижений Феттеля с Алонсо продолжится. Удивительно, но и вторых, и третьих мест у немца с испанцем поровну! Только при подсчете четвертых позиций выясняется, что Фернандо финишировал в шаге от подиума дважды, а Себастьян – три раза. Представляете, что будет, если выяснится, что титул Феттелю обеспечило четвертое место "Гран-при Италии"!
Если описываемый сценарий осуществится, мы получим самый плотный финиш в истории "Формулы-1": никогда прежде титул чемпиона мира не выигрывался при равенстве баллов нескольких гонщиков. Самый маленький отрыв между чемпионом и вице-чемпионом был зафиксирован в 1984 году, когда ставшего чемпионом Ники Лауду на "Макларене" от собственного напарника Алена Проста отделило пол-очка. Кто бы мог предположить, что этот кажущийся вечным рекорд когда-нибудь падет, да не с двумя фигурантами, а сразу с тремя!
Впрочем, существует и масса других вариантов, среди которых и вовсе невероятные – например, тройной сход лидеров чемпионата и победа Хэмилтона, выводящая Льюиса в чемпионы.
Перечислять различные возможности распределения очков – гиблое дело, количество вариантов исхода чемпионата просто не умещается в голове. Куда лучше просто получать удовольствие от гонки и, не зацикливаясь на статистических выкладках, насладиться великолепной борьбой за титул.
Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ