Почему Петров опять не закончил гонку?
Что же это такое: третий "Гран-при" сезона, на этот раз в Малайзии, - и третий сход Виталия Петрова из-за технических проблем! Может, это следствие ошибок, допущенных российским гонщиком, или конструктивных недостатков болида "Рено"? И когда, наконец, наш пилот сможет преодолеть всю дистанцию? В поисках ответа на эти и многие другие вопросы корреспондент "СЭ" обратилась к самому знающему человеку - Оксане Косаченко, являющейся менеджером Петрова.
- Почему Виталий в третий раз подряд не закончил гонку? В интернете уже гуляет версия: мол, все это следствие экстремального стиля вождения, которого придерживается Петров. А машина на такое не рассчитана...
- Если машину колотить обо все подряд бордюры и заграждения безопасности, то она, конечно, не выдержит. Только ведь Виталий этого не делает! На самом деле у него абсолютно нормальная манера вождения.
- В чем же тогда дело?
- Есть такой непредсказуемый фактор, как удача. Недаром после "Гран-при Малайзии" руководитель "Рено" Эрик Буйе сказал про Петрова: "Lack of luck". В переводе с английского - "недостаток везения".
Как вы уже, наверное, знаете, у Виталия случилась поломка коробки передач. Что ж, это может произойти с кем угодно, в том числе и с его напарником по команде Робертом Кубицей. Но знаете, в чем разница? В том, что Петров вынужден был сойти, а поляк доехал до финиша. И технические проблемы возникли у него лишь после клетчатого флага.
- Получается, сразу у двух болидов "Рено" возникли технические проблемы. В чем причина?
- Объяснение тут такое. В преддверии нынешнего сезона в команде "Рено" почти полностью поменялся состав сотрудников. Мало того что любая автоконюшня делает к сезону новую машину, так еще и в самой команде появилось много новых людей. В такой ситуации возможны, я бы сказала, "детские болезни".
- Где сейчас собирают болиды "Рено"?
- Завод "Рено" находится в английском городке Энстоун. При этом двигатели производят во Франции - в Вири-Шатийон, отдельно делают тормоза, отдельно - коробку передач, отдельно работают специалисты по аэродинамике. Именно в Энстоуне все это собирают вместе, а потом идет проверка. Хочу подчеркнуть: автомобили Петрова и Кубицы - абсолютно идентичные, внимание к гонщикам - одинаковое, инженерный состав - высочайшего уровня.
Не надо забывать, что по ходу сезона машина постоянно дорабатывается. Какие-то новинки признаются успешными и остаются на вооружении "Рено", какие-то нет. Например, в субботу во время тренировки команда попробовала некие новшества, но все сработало не так, как планировали инженеры, и от идеи отказались.
- А как обстоят дела с тормозами, на которые жаловались оба пилота "Рено"?
- В ближайший четверг предстоит собрание всего технического персонала команды, и там этому вопросу уделят очень много внимания. Гонка - это огромное количество торможений, а если у тебя проблемы с тормозной системой, ты проигрываешь.
- Три схода подряд... Как на это реагирует Виталий?
- Не могу сказать, что он воспринимает все абсолютно спокойно. Наоборот, ужасно огорчен. А в данном случае, если честно, огорчен еще и итогами квалификации к "Гран-при Малайзии".
- Что думают о Петрове в "Рено"?
- Команда им довольна. И тем, как у Виталия идет работа, и тем, что он делает на трассе. Специалисты считают, что процесс его обучения завершится к середине европейской части сезона, когда позади останется 9 - 10 этапов чемпионата мира. Вот тогда от Виталия уже всерьез можно будет ждать, что он начнет получать очки.
- Какое впечатление произвела сама гонка на вас?
- Были положительные моменты, были и промашки. Петрова позвали на пит-стоп раньше, чем Кубицу. Я сейчас выражаю исключительно свое мнение, но, думаю, его стоило оставить на трассе подольше. Виталий стартовал на мягкой резине и вполне мог еще на ней продержаться. Когда ему поставили более жесткую, результат оказался хуже. Заметно это стало сразу: он выехал из боксов, оказался на хвосте у Нико Хюлькенберга, а тот от Виталия просто уехал.
- Так зачем случился столь ранний пит-стоп?
- Рассчитывали опередить на нем Дженсона Баттона. Просто механики замешкались, и на этом были потеряны 2 секунды, которые все и решили.
- Но сражение с Льюисом Хэмилтоном все-таки было!
- Это был удивительный эпизод. Например, французское телевидение в своих новостях из Малайзии сообщило следующее: гонка была невеселая, обычно в Малайзии под дождем все гораздо интереснее, но есть два положительных момента. Первый - Хэмилтон, второй - Петров. И если телевизионщики из 24 пилотов для сюжета выбрали этих двоих, значит, что-то в этом есть. Однако скажу, что к разным пилотам у руководителей гонки разное отношение. Повторюсь, это мое личное мнение, но когда мы подали протест на опасные действия и маневры Хэмилтона, его не удовлетворили.
- Тем не менее Хэмилтона предупредили.
- Это малое наказание. Ведь он нарушал правила: траектории можно перекрестить один раз, Хэмилтон же сделал это трижды, почти четырежды.
- Раз чемпион мира был вынужден так сражаться против Петрова, это показатель класса россиянина.
- Безусловно. Эта дуэль была невероятно важна для самоутверждения Виталия. Пусть он говорит, что ему все равно, кто перед ним на трассе: Михаэль Шумахер или кто-то другой, но это, безусловно, не так! Да, в первый момент Виталий действительно не знал, кто перед ним, но потом же понял! Почему же он должен был уступить ему только потому, что тот чемпион мира? На сегодняшний день у "Макларена" более высокий уровень подготовки автомобиля, и потому дуэль с Хэмилтоном говорит о "зубастости" Петрова. О том, что он настоящий боец.
- Наверное, многие внутренне пасуют перед чемпионами?
- А нечего перед ними пасовать! Это похоже на ситуацию, когда неопытные водители чрезмерно боятся представителей ГИБДД. У них опускаются руки, от страха сами собой нарушаются правила. Надо не бояться и сражаться за каждую позицию. Что Виталий и делал.
- Петров сейчас только ищет свое место в "Формуле-1". "Гран-при Малайзии" - большой шаг в этом направлении?
- Каждая гонка - это шаг. Но опыта у Виталия еще очень мало, и это сказывается. Разница в две секунды с Кубицей говорит о классе пилотирования. Виталий учится, процесс идет, и мы не можем его ускорить. Я уже говорила: "Формула-1" - технический вид спорта, требующий больших умственных и психологических затрат. Мозг должен все время быть в напряжении, нужно постоянно анализировать ситуацию, принимая моментальные решения. А в условиях жары это делать в десять раз сложнее. Погода в Малайзии была жуткая! На солнце более 40 градусов и высочайшая влажность. Люди в обморок падали.
Мне очень понравились слова Роберта Кубицы: "Новый день - новый урок". И ведь это сказал 25-летний молодой человек, мальчишка по большому счету. Весь вопрос в том, как ты учишь этот урок, что из него выносишь. Я вижу, что Виталий прилагает максимум усилий для того, чтобы все уроки выучить. Он сейчас невероятно много работает, перед его упорством можно снять шляпу. Приходит на трассу ранним утром и сразу после быстрого завтрака идет к инженерам, выходит на короткое интервью и возвращается к инженерам. Он все время с ними сидит… Я видела, как они разбирали малазийскую квалификацию. Это продолжалось несколько часов. Думаю, именно сейчас Виталий накапливает опыт, о котором мы говорим.
- Виталию бы после трех "Гран-при" еще несколько дней тестов.
- О да! Сейчас в "Формуле-1" наблюдается политика сокращения расходов. Это замечательно, но молодежи нужен накат. В противном случае "Формула-1" превращается в своеобразную школу, в одном классе которой занимаются, условно говоря, десятиклассники и первоклашки. Шумахер эту школу уже закончил, Петров и другие дебютанты еще только пробиваются через подготовительные курсы в первый класс. И в такой ситуации правильно поступают организаторы некоторых автоспортивных чемпионатов, когда разыгрывают по итогам сезона номинацию "новичок года". С другой стороны, "Формула-1" - это взрослый вид спорта для "не мальчика, но мужа".
- Где новичков бросают в воду и те выплывают?
- Совершенно верно. Цепляются зубами и учатся, учатся. Еще раз убеждаюсь, имея в виду команду "Рено", что Виталий оказался в нужном месте. В команде не столь высокого уровня он к нынешнему моменту набрал бы гораздо меньше опыта. В "Рено" Петров работает уже над очень тонкими вещами и таким образом растет быстрее.
- Пилоту накануне гонки дается командой какое-то задание?
- Скорее это выглядит примерно так: "Давай, парень, вперед, все в твоих руках". Перед началом квалификации инженеры могут сказать: "У нас достаточно хорошо подготовленный автомобиль, поэтому у тебя есть все шансы пробиться во вторую часть заездов".
- Кстати, о квалификации в Малайзии…
- 11-е место - это результат правильного решения инженера Виталия, Марка Слейда. Обладая колоссальным опытом, он сразу сказал: мы ничего не будем ждать, не будем стоять в боксах. Виталий был первым, кто отправился на трассу, и правильно сделал. Вторая часть квалификации стала ударом ниже пояса. Это была погода Виталия, и он был уверен, что легко попадет в десятку. Тем более после того, как туда не попали две "Феррари" и Хэмилтон, а Баттон оказался выключенным из борьбы. Но случилось недопонимание во время переговоров с инженером…
- Жаль, ведь Виталий был так быстр.
- Смотрите, мы уже недовольны 11-м местом! Такую позицию, кстати, будет крайне сложно подтверждать в других гонках. Не забудьте, что сзади осталась четверка сильнейших пилотов "Формулы-1".
- Каковы дальнейшие планы Петрова?
- Сразу после гонки он улетел в Италию, в город Вьяреджо, где находится физиотерапевтическая база "Рено". Там у него состоится встреча с новым тренером и физиотерапевтом Саймоном Фитчеттом, известным специалистом, который долгое время работал с Дэвидом Култхардом. Первые "Гран-при" прошли в условиях высокой температуры, теперь нужно восстанавливаться. Да и вообще после трех гонок, которые завершились для Виталия сходами, нужно как можно быстрее переключиться на другую работу и сконцентрироваться на будущем.
Лина ХОЛИНА
7 ЗНАМЕНИТЫХ ПИЛОТОВ, КОТОРЫЕ ЗАВЕРШИЛИ СХОДАМИ ТРИ ПЕРВЫХ "ГРАН-ПРИ" В "ФОРМУЛЕ-1"
Пилот |
Страна |
Достижения |
Дебют |
Круги |
|
|
Всего |
|
|
|
|
1-й ГП |
2-й ГП |
3-й ГП |
|
Нельсон ПИКЕ |
Бразилия |
3-кратный чемпион мира (1981, 1983, 1987) |
1978 |
31 |
2 |
16 |
49 |
Марио АНДРЕТТИ* |
США |
Чемпион мира (1978) |
1968 |
32 |
31 |
0 |
63 |
Алан ДЖОНС |
Австралия |
Чемпион мира (1980) |
1975 |
3 |
61 |
1 |
65 |
Найджел МЭНСЕЛЛ |
Великобритания |
Чемпион мира (1992) |
1980 |
40 |
15 |
25 |
80 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ* |
Колумбия |
7 побед, 30 подиумов на этапах "Гран-при" |
2001 |
40 |
3 |
38 |
81 |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО* |
Бразилия |
1-й в истории по кол-ву "Гран-при" (288) |
1993 |
31 |
13 |
70 |
114 |
Грэм ХИЛЛ* |
Великобритания |
2-кратный чемпион мира (1962, 1968) |
1958 |
69 |
41 |
12 |
122 |
Виталий ПЕТРОВ |
Россия |
? |
2010 |
13 |
9 |
32 |
54 |
* - Андретти сошел в 5 первых гонках, Монтойя и Баррикелло - в 4 первых гонках, Хилл - в 6 первых гонках.