17 сентября 2019, 16:30

«Один «Гран-при» дает заряд эмоций на весь год». Рассказы российских маршалов о работе на гонке «Формулы-1» в Сочи

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Для того, чтобы состоялся этап чемпионата в «Формула-1», требуется большое количество людей самых разных профессий и навыков. Большинство из них остаются за кадрами трансляций, но без них поведение «Гран-при» невозможно. Среди таких незаменимых людей — маршалы.

Маршалы играют ключевую роль в обеспечении безопасного хода гонок. Они стоят вдоль трассы на специальных постах, следят за заездом, подают сигналы гонщикам и выполняют множество других важных задач. В зависимости от уровня мероприятия, на котором они работают, маршалы могут получать деньги, но в большинстве случаев гоночное маршальство во всем мире держится на волонтерах.

Как и болельщики, эти люди влюблены в автоспорт, но в своем увлечении они пошли чуть дальше: записались на обучающие программы, семинары и прошли подготовку, чтобы стать частью любимых гонок.

Маршалы "Формулы-1".
Маршалы «Формулы-1».

Все началось с волонтерства на трибунах

— У меня все началось в школьные годы с просмотра MotoGP, — рассказывает Анна Коршунова, которая работает маршалом на всех «Гран-при России» в Сочи начиная с 2015 года. — Во время любого инцидента комментатор постоянно говорил про маршалов, которые то флагами машут, то мотоциклы выталкивают или убирают их из гравия. Я начала искать про них информацию.

Оказалось, что в мире очень много сообществ маршалов, которые любят разные виды гонок, и без которых эти самые гонки невозможно провести. Из-за отсутствия опыта судейства и огромного конкурса на самое первое «Гран-При» я смогла попасть только в качестве волонтера на трибунах.

Потом «Сочи Автодром» сделал рассылку по всем волонтером с предложением стать маршалами. Год я проходила семинары, сдавала тесты и судила много разных соревнований, как российских, так и международных. Начиная с 2015-го я каждый год работаю на «Гран-при» «Формулы-1» в России.

Для некоторых из нынешних маршалов «Гран-при России» именно появление «Сочи Автодрома» стало толчком к тому, чтобы искать возможность поработать на гонке.

— Когда в 2014 году открылся наш автодром, я начал постепенно узнавать об этом, читать и вливаться в эту сферу, — вспоминает маршал российского этапа Ф1 Владислав Солдатов.

Маршалы "Формулы-1".
Маршалы «Формулы-1».

Расписана каждая минута

Задач во время гонки или других сессий «Гран-при» у маршалов много: одни подают гонщикам сигналы флагами, другие отвечают за индикацию флагов на электронных табло вдоль трассы, третьи занимаются эвакуацией, четвертые работают на пит-лейне, другие — наблюдают и информируют коллег о ситуации на треке.

Для каждого сектора трассы — своя группа маршалов. Всего на «Гран-при» работает до 1200 человек (в том числе медицинская служба, противопожарная служба, служба МЧС, службы эвакуации и службы трассы).

Для маршалов гоночный уик-энд начинается во вторник, за два дня до старта официальной части «Гран-при». Они регистрируются в штабе, получают распорядок на каждый день, в котором указано время завтрака, ужина, трансферов на трассу и с трассы, расписание дополнительных семинаров, брифингов. Есть и другой график — поминутное расписание гоночного уик-энда, где поминутно обозначены абсолютно все действия каждой службы и участников «Гран-при».

Маршалы "Формулы-1".
Маршалы «Формулы-1».

Сувениров на трассах не бывает

Маршалы просыпаются очень рано. Обычное время завтрака — 6 утра, но в какие-то дни бывает и раньше. На трассу их везут большие автобусы, выйти или зайти в которые по дороге нельзя, так как они предназначены только организаторов гонок. После гоночных сессий маршалов развозят на автобусах по гостиницам.

— В свободное время кто-то идет на море, кто-то занимается спортом, РАФ (Российская автомобильная федерация) устраивает турниры по футболу и волейболу, кто-то просто идет спать, — отвечает Анна Коршунова на вопрос о стандартном для маршала распорядке дня в Сочи. — Но работа не заканчивается: старшие постов флагов и треков собираются на ежедневный брифинг со своими руководителями, где им передается информация от руководителя гонки. Это могут быть коррективы работы всей трассы или отдельных постов, там же разбираются произошедшие инциденты, возможные варианты работы, ошибки и прочие интересующие старших вопросы.

Одни из самых распространенных вопросов, которые задают маршалам: не страшно ли выбегать на трассу, чтобы подобрать обломок, и можно ли забрать его на память? «Нет, не страшно, ведь мы специально для этого тренируемся и нас прикрывает гоночный контроль, а также машина безопасности» — объяснил Владислав Солдатов.

Благодаря постоянным тренировкам, маршалы точно знают, сколько требуется времени, чтобы добежать до каждого участка трека, поднять обломок и вернуться обратно. Все это просчитывается в буквальном смысле по секундам. Но что касается «сувениров» с гоночных машин, то забирать их на память даже при желании у работников трассы нет никакой возможности, потому что каждая деталь гоночного автомобиля пронумерована и за ними команды строго следят.

В Монако маршальство передается поколениями

Важную роль в работе маршала играет опыт, поэтому они работают на как можно большем количестве гонок, начиная от российских и заканчивая международными соревнованиями. Маршалы, с которыми удалось поговорить, в будущем хотели бы не ограничиваться одним «Гран-при» в году. Причем среди гонок, на которые хотелось бы однажды попасть, звучали не только этапы «Формулы-1», но, например, гонка на выносливость «24 часа Ле-Мана» или знаменитая немецкая трасса «Нордшляйфе», где проходит еще один сложнейший суточный заезд.

— Мне интересно было бы поработать в Баку и Сингапуре — там настоящие городские трассы, — отмечает Анна Коршунова. — Монако было бы идеально, там вообще маршальство передается поколениями. Мельбурн, Монца, Мехико — эти места тоже интересны. Но вообще каждый «Гран-при» уникален. Работа даже на одном — это огромный эмоциональный заряд на весь год".

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости