9 июня 2009, 08:50

"Браун" может собой гордиться

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     "ФОРМУЛА-1" с Виталием ПЕТРОВЫМ

     Шестой победы в сезоне добился на "Гран-при Турции" лидер чемпионата, пилот команды "Браун" Дженсон Баттон. Разбираться в нюансах гоночного уик-энда "Формулы-1" читателям "СЭ" по традиции помогает Виталий Петров - 24-летний пилот серии GP2, выступающий за испанскую команду Barwa Addax.

     - Состоялось 7 гонок из 17, в которых 6 побед одержал Дженсон Баттон. Наверное, уже можно предсказывать исход чемпионата?

     - Шесть побед в одном сезоне "Формулы-1" - большое достижение, но, думаю, успокаиваться команде "Браун" рановато. Уверен, что они этого и не делают: выиграют одну гонку, чуть-чуть попразднуют и сразу начинают готовиться к следующему уик-энду.

     - Автоспорт непредсказуем. Может сломаться машина, ошибиться гонщик или его команда. Слишком много факторов влияет на результат...

     - И в этом свете стабильность Баттона потрясает, не так ли? Я-то прекрасно знаю, что результат в гонке подчас висит на волоске. Например, в ходе субботнего заезда в Стамбуле у меня поломался топливный насос. Команда потом удивилась, как вообще удалось доехать до финиша. Во время гонки я, естественно, ничего не почувствовал, но позже инженеры стали изучать автомобиль и поняли, что еще чуть-чуть, и я бы просто остановился на трассе.

     - Получается, цена победы - выход из строя небольшой детальки?

     - Верно. Я, лидируя, пытался как можно мягче переключать передачи, по максимуму беречь автомобиль. И это даже не зная, что есть какие-то проблемы! Впрочем, так делают всегда. "Железо" есть "железо", оно всегда может сломаться.

     - Можно только представить, как весь мир "Формулы-1" завидует "Брауну".

     - Не завидует, а понимает, что эта команда достигла того, к чему стремятся все. Думаю, британцы сейчас сами собой гордятся, потому что нащупали правильный путь.

     - Баттон и Баррикелло. Складывается такое впечатление, что все неприятности команды выпадают на долю бразильца, у англичанина же все идеально.

     - Да, такое случается, что у одного пилота все отлично, а у напарника неприятности. Далеко ходить за примерами не надо: для меня турецкий уик-энд сложился очень удачно - первое и третье места, а мой напарник Ромэн Грожан испытывал сплошные проблемы - в первой гонке он не финишировал, а на старте второй его отодвинули на 10 мест за нарушение правил.

     - На самом старте стамбульской гонки Баррикелло оказался откинутым далеко назад, но почему же он на лучшей машине чемпионата не сумел пробиться наверх?

     - Обгонять тяжело. Когда ты едешь позади соперника, изнашиваешь резину и тормоза гораздо сильнее. Больше рискуешь, резче атакуешь повороты. Я уже говорил - лидировать всегда лучше, чем ехать вторым. И уж точно лучше, чем 17-м, как Баррикелло! Когда в воскресенье я выбирался с восьмого места, то пытался давить, но в итоге просто износил резину.

     Плюс, не забывайте, что, когда с самого старта оказываешься в последних рядах, против тебя работает и отставание впереди идущих машин. Уже через 10 кругов у Баррикелло, который в иных условиях мог бы ехать в одном темпе с Баттоном, было уже чуть ли не 30 секунд отставания. Это может удивить зрителя, но не гонщика, каждый из которых много раз бывал в таких ситуациях.

     - Команда "Браун" не устает повторять, как упорно трудится для достижения каждой победы. Это не лукавство?

     - Думаете, они просто не хотят говорить, как легко у всех выиграли? Это не легко, поверьте. Все их победы трудовые, заслуженные.

     - Мне кажется, что словосочетание "упорная гонка" означает преимущество на финише в пару-тройку секунд. Когда же разница в 20, о какой борьбе может идти речь?

     - Это неправильное мнение.

     - Забудем про "Браун", вспомним про обладателя поул-позишн Себастьяна Феттеля, которого Баттон обошел уже на первом круге. Немец ошибся на связке девятого и десятого поворотов. Вам она хорошо известна?

     - В девятом повороте очень важно правильное торможение, а десятый необходимо проходить на полном газу, чтобы на прямой, следующей за ним, тебя не сумели догнать. Есть там поблизости и еще один непростой поворот - восьмой. Важно, чтобы машина вела себя там стабильно. В этом месте есть кочки, которые очень "нервируют" машину. Так что его нужно проходить плавно. Выходит, что именно восьмой поворот - ключевой с точки зрения результата на круге.

     - Обидно, что Феттель по ходу гонки поменялся местами с напарником по команде Марком Уэббером. А все из-за того, что у немца было запланировано три пит-стопа. Неужели в тот момент, когда "Ред Булл" стало ясно, что этот вариант не срабатывает, команда не могла ничего поменять?

     - Ну а как это можно было сделать? В машину Феттеля после квалификации было залито определенное количество бензина - с расчетом на три остановки в боксах. Тут уже менять ничего нельзя, и даже если на втором пит-стопе команда залила бы ему полный бак, бензина бы до финиша не хватило. Помните, немец заезжал в боксы в третий раз последним, всего за 10 кругов до финиша.

     - И все это сыграло на руку Уэбберу.

     - Да, к сожалению для Феттеля.

     - Как такое происходит в условиях, когда команды заранее прикидывают стратегию?

     - Решение должно быть принято еще перед началом квалификации. Ведь после ее окончания топливо в бак не доливается. Как принимается это решение? На тренировках инженеры смотрят, как ведет себя машина, насколько она быстра, и прикидывают, как им при таких характеристиках добиться в гонке максимального результата и на сколько пит-стопов они могут пойти. В "Ред Булле" решили, что лишь со стратегией трех остановок в боксах Феттель сможет обойти Баттона на финише. Но все эти прикидки работали лишь в том случае, если немец оставался впереди англичанина. А он пропустил Баттона вперед уже на первом круге и 15 кругов до пит-стопа ехал позади него. В этот момент вся стратегия и поломалась.

     - Следующая гонка пройдет в Сильверстоуне...

     - Главный тамошний фактор - погода. Она всегда изменчивая, с высокой вероятностью дождя. Трасса сама по себе очень скоростная, и, думаю, разница между результатами пилотов в квалификации будет минимальная, а борьба в гонке плотной.

     - Вы сами когда прибудете в Сильверстоун?

     - В среду, накануне "Гран-при". А до того очень хочу слетать в Хельсинки на футбольный матч Финляндия - Россия.

     Лина Холина

 

Гид по ЕВРО

Откройте глаза на свое будущее

Новости