21 апреля 2009, 09:16

Аквапланирование в Шанхае

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     "Гран-при Китая" завершился первым в истории команды "Ред Булл" победным дублем. Казалось, что гонка, прошедшая под непрерывным дождем, была специально создана для пилотов "Красных быков" - Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера.

     Разбираться в нюансах гоночного уик-энда "Формулы-1" читателям в интервью корреспонденту "СЭ" Лине Холиной помогает Виталий Петров - российский пилот популярной формульной серии GP2, выступающий за испанскую команду Barwa Campos.

     - То, что лидеры чемпионата гонщики "Брауна" Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло проиграли в квалификации пилотам "Ред Булла", можно было бы объяснить различной тактикой команд на гонку. Однако и в воскресенье "Красные быки" смотрелись более мощно. Означает ли это, что "Браун" потерял подавляющее преимущество в чемпионате?

     - Не сказал бы. В сильный дождь сложно что-то прогнозировать любой команде. Слишком многое в таких непростых условиях зависит от конкретного гонщика и от того, что называется чутьем пилота. Чтобы абсолютно точно понять изначальный расклад сил в прошедшей гонке, нужно знать, у кого какие настройки автомобилей были на старте "Гран-при". Все понимали - стартовать придется под дождем, однако мало кто предполагал, что лить будет все два часа.

     - За счет чего же в итоге выиграл "Ред Булл"? Благодаря более мастеровитым пилотам или более правильной тактике?

     - Лично я не ездил на шанхайской трассе под дождем: прошлой осенью китайский этап в GP2 прошел посуху. Но и в сухую погоду эта трасса невероятно сложна: здесь тяжелые повороты, каждая часть которых под разным углом. Этот "Шанхай интернешнл" - изобретение не для слабонервных! Нам, помнится, так и не удалось найти идеальные настройки для автомобилей.

     Что же касается прошедшего "Гран-при", то, мне кажется, все стало понятно уже в квалификации: на этой конкретной трассе "Ред Булл" был быстрее всех. А Феттель и вовсе феноменален. Потом, уже в гонке, у машин "Красных быков" наверняка были максимально "мягкие" настройки. В "Ред Булле" явно были уверены: дождь будет лить вечно...

     - Как вам кажется, в прошедшей гонке пилоты сражались с полной отдачей или осторожничали?

     - Что значит, работали не с полной отдачей? В таких сложных погодных условиях - дождь, да еще с ветром - психологически выкладываешься на все сто! Другое дело, что рисковать в воскресенье никто не стал. И это понятно: везде сплошная вода, и как вести себя в том или ином повороте - неизвестно. Я думаю, что гонку вообще не стоило начинать. Ведь на деле вышло не пилотирование, а сплошное аквапланирование. Вы посмотрите, сколько случилось ошибок - лавина! Вылетали и разворачивались на трассе многие, даже самые талантливые и одаренные. Лично я предпочел бы немного отложить старт или хотя бы дать гонщикам еще какое-то время двигаться за машиной безопасности.

     - Но они и так провели за пейс-каром восемь стартовых кругов... Мне кажется, что больше других от этого пострадал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, который занял в квалификации второе (!) место, но был вынужден заехать в боксы для дозаправки, когда на трассе еще был пейс-кар. В итоге испанец оказался одним из последних. Можно ли было это как-то предотвратить?

     - В "Рено" прекрасно понимали, что делают. В субботу, чтобы показать высокий квалификационный результат, они залили в баки машины Алонсо минимум топлива. Конечно, они рисковали, но, проходи гонка в сухих условиях, за семь кругов пелотон бы растянулся и испанец после пит-стопа не оказался бы в самом хвосте. В "Рено" явно не ожидали, что дождь будет идти так долго. Вернее, что на трассе так долго пробудет пейс-кар. А может, они изначально рассчитывали раньше остальных заехать в боксы и, учитывая погодные условия, переобуться на более подходящий тип резины? На самом деле мы даже точно не знаем, сколько топлива было у испанца. Может, там вообще возникла какая-то другая проблема. Или же это была такая суперграмотная тактика, которая, однако, себя не оправдала. Ее дождь смыл!

     - Так какая же тактика в ситуации, сложившейся на "Гран-при Китая", была самой правильной?

     - Вот, на мой скромный взгляд, самые важные, основополагающие истины: не рисковать, смотреть за идущей впереди машиной и учить трассу - в смысле наблюдать за каждым поворотом и следить, где воды больше, а где меньше. Еще одна прописная истина: во время дождевых гонок можно делать меньше пит-стопов, ведь покрышки снашиваются не так быстро, как посуху. А две остановки в боксах всегда эффективнее, чем три. Правда, в минувшее воскресенье идеальным был бы вообще один пит-стоп.

     - Был ли непрекращающийся дождь главным фактором этой гонки или результат в любом случае был бы таким же?

     - Разумеется, дождь был главным фактором! А вот что случилось бы, прекратись он, и начни подсыхать, неизвестно. К сожалению, настройки-то команд в интернете не публикуют! Конечно, подавляющее большинство не рассчитывали на полностью дождевую гонку, почти все думали, что погодные условия по ходу "Гран-при" будут меняться. Помните предыдущую гонку в Малайзии, когда надо было угадывать со сменой типа резины? А вот у болидов "Ред Булла" в Китае явно были полностью дождевые настройки, как будто Феттель и Уэббер специально к этому готовились.

     - А насколько сложнее полностью дождевая гонка?

     - В определенном смысле она легче! Ведь в таком случае не надо менять настройки. С другой стороны, психологически в дождь ехать тяжелее - приходится постоянно концентрироваться, ведь всегда есть опасность, что вылетишь с трассы, что аквапланнинг сыграет свою мерзкую роль. Короче, приходится осторожничать, а значит, нет возможности выкладываться на все сто. Физически же дождевая гонка гораздо легче, чем "сухая": нагрузки гораздо меньше, нет сильных ускорений, боковых перегрузок.

     - С осторожностью у пилотов, похоже, были проблемы: в прошедшей гонке случилось огромное количество мелких аварий - столкновений и вылетов с трассы.

     - Как я уже говорил, нельзя было стартовать в таких условиях. Но, видно, руководители решили, что хватит уже задержек, отмен, остановок гонок - вот и дали старт. С какой-то точки зрения это может быть правильно, но то, что машину безопасности рано убрали с трассы, - это точно. Не видно же было ничего! Ехать приходилось практически на ощупь. В таких условиях каждый обгон - это подвиг!

     - Несколько раз вылетал за пределы полотна и терял отвоеванные места и действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон…

     - В дождь такие вещи простительны. Причем всем, даже чемпионам мира. Да, Феттель в воскресенье был более удачлив. Но невозможно сравнивать Феттеля и Хэмилтона или Феттеля и Кими Райкконена. Немец всего вторую гонку в карьере выиграл, а те ребята уже чемпионы! Просто такая погода не прощает мелких помарок. Если в дождь тебя снесло с трассы, это вопрос не мастерства, а везения. Ведь зацепись колеса за асфальт, и все было бы отлично. В таких условиях результат гонки в большей степени зависит именно от везения, а это, на мой взгляд, несправедливо.

     - Что, в таком случае, вам как гонщику больше всего понравилось или не понравилось в прошедшем "Гран-при"?

     - Здесь моя точка зрения явно отличается от точки зрения зрителей! Они купили билеты и прилетели на другой конец света, чтобы посмотреть красивые вылеты и аварии. Для них гонки - это шоу! Причем кровавое. Но я не думаю, что такое гладиаторство оправданно - выходить на трассу в условиях, которые были в Шанхае в минувшее воскресенье, просто опасно. Это мне не понравилось. Восхитила же работа Феттеля - отличная работа. Просто супер!

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости