"Гран-при России": встретимся через год
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 16-й этап. ГРАН-ПРИ РОССИИ
Главный итог первой гонки в Сочи – "Формула-1" стала в стране больше, чем спортом
Олег ШАМОНАЕВ
Долгожданный российский этап чемпионата мира со спортивной точки зрения закончился банально – двойной победой доминирующей в нынешнем сезоне команды "Мерседес". Но при этом гонка получилось нетривиальной – и не только потому, что впервые проходила на новой трассе в Сочи, и в паддоке было много свежих лиц. Главной задачей для организаторов дебютного этапа было избежать неприятных инцидентов и проколов. "Гран-при России" не просто успешно решило подобные проблемы – саженец "Формулы-1", едва коснувшись российской земли, сразу дал такие бурные побеги, что оставалось только удивленно хлопать глазами.
Два года назад, когда отечественная автомобильная федерация начала подготовку судей для "Гран-при России", на семинар в Москву были приглашены австралийские специалисты. Решив, что автогонки для русских – это примерно то же самое, что бобслей для бедуинов, гости долго излагали прописные истины и были очень удивлены, когда им начали задавать вполне профессиональные и конкретные вопросы. В действительности в нашей стране давние и крепкие гоночные традиции, а в последние годы российский автоспорт переживает настоящий бум – десятки наших соотечественников выступают во всевозможных международных сериях, да и в России проходят соревнования практически на любой вкус.
Другой вопрос, что отношения с "Формулой-1" у нас до минувшей недели по объективным причинам не клеились. Но в стране, которая имеет такой грандиозный опыт проведения крупнейших спортивных мероприятий и любит создавать на них домашнюю атмосферу, "Гран-при" было обречено на успех. Многие участники российского этапа чемпионата мира признавались: им было сложно поверить, что Сочи в "Королевской серии" – всего лишь робкий дебютант, столь органичными выглядели старты в Олимпийском парке. Лишь чрезмерное старание и внимание к нюансам выдавало в организаторах новичков.
Нужно понимать, что пилоты, руководители команд и топ-менеджеры "Формулы-1" всегда стараются вести себя политкорректно и оставаться "на позитиве". Критиковать новый этап они стали бы только в случае форс-мажора. Но никто не заставлял их рассыпаться в любезностях и признаваться в любви к России и ее руководству. А единственными серьезными претензиями, которые высказывались в ходе "Гран-при", была неудачная конфигурация пит-лейн, который получился слишком узким и с неудобным выездом. Кроме того, был небольшой сбой во время телетрансляции. Но, во-первых, не все из этих вопросов напрямую зависели от организаторов, а во-вторых, на фоне грандиозности всего проекта небольшие шероховатости картины не испортили.
Мы ждали от российского этапа "Формулы-1" праздника, и мы получили его. Но праздник этот неожиданно для многих вышел за рамки автоспорта, став событием общенационального масштаба. На трибуны "Автодрома Сочи" рванули не только прожженные болельщики "Больших призов", но и зачастую очень далекие от спорта бизнес-элита и культурный бомонд. Рванули не только потому, что на "Гран-при России" прибыли первые лица страны, а потому, что первый старт "Королевской серии" на территории России был воспринят всеми как грандиозное историческое событие, сравнимое с Олимпиадой или падением челябинского метеорита.
Эйфория усилилась, когда россиянин Даниил Квят обновил в квалификации национальный рекорд, заняв безумное высокое для его команды "Торо Россо" пятое место. Ничем иным, кроме мистической помощи родных стен, этот успех объяснить невозможно. Если ради успешного выступления на домашней зимней Олимпиаде в Сочи страна хотя бы тратила деньги на подготовку сборных, зарубежных тренеров и новые методики, то на "Гран-при России" Квят находился абсолютно в тех же условиях, что и остальные пилоты. Увы, воскресная гонка любителей мистики разочаровала – Даниил не сумел набрать очков, финишировав даже ниже своего обычного места на границе первой десятки.
Но прорыв "Формулы-1" в новостные выпуски главных федеральных каналов страны и наплыв на трибуны "чайников" все равно ознаменовался смешными недоразумениями – конструкторов путали с инструкторами, удивлялись берушам в болельщицких наборах и тому, что по телевизору смотреть гонки намного комфортнее, чем в непосредственной близости от трека. Но все трудности приобщения массовой публики к достаточно специфическому спорту вполне естественны. Главное, чтобы через год-два, когда утихнет эйфория и отсеются случайные зрители, планка интереса к "Королевской серии" в стране не опускалась. А предпосылок для этого сейчас – хоть отбавляй.