21 октября 2013, 08:45

Гонка по-японски

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Главной героиней шестого этапа чемпионата мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) стала непогода. Вчера она так и не дала участникам показать хоть какие-то результаты.

В Японию команда G-Drive Racing, выступающая при поддержке компании "Газпром нефть", ехала с единственной целью – победить. Расклад в турнирной таблице не оставлял других вариантов, так как российский коллектив намерен бороться за первое место по итогам сезона. Сила экипажа, выигравшего два предыдущих марафона, позволяет ставить задачу именно так. Теперь Роман Русинов, Майк Конвей и Джон Мартин – фавориты в каждой гонке.

КОВАРНАЯ ТРАССА

Календарь чемпионата составлен так, что автодром "Фудзи" является последней исторической трассой в этом году. Оставшиеся два этапа пройдут в Шанхае и Бахрейне, которые еще не успели пропитаться легендами. А вот трек у самого подножия Фудзиямы – дело другое. Крепкий орешек со своенравным характером.

Автодром был открыт в середине шестидесятых и тогда являлся одним из самых скоростных в мире. Японцы планировали построить овал на манер американских, но средств хватило только для того, чтобы построить один гигантский вираж. Оставшуюся часть трассы вписали в ландшафт. В результате один из участков получился безумно скоростным – с двумя поворотами "газ в пол" и полуторакилометровой стартовой прямой между ними, а остальная часть круга – просто быстрой.

Трек принимал самые разные соревнования всех типов машин: от практически серийных легковых, до самых быстрых гоночных автомобилей того времени – прототипов Can-Am. К сожалению, уровень скоростей оказался слишком опасным. После нескольких фатальных аварий первый вираж использовать перестали, и когда в 1976 году на "Фудзи" приехала "Формула-1", круг обрел очертания, похожие на нынешние. В частности, первый поворот напоминал шпильку.

Впрочем, если коварная японская трасса и стала помедленнее, то дружелюбнее к гонщикам – вряд ли. Первый же здешний "Гран-при" "Ф-1", определявший судьбу чемпионского титула, сопровождался сильнейшим ливнем. И до сих пор облака то и дело окутывают подножия горы, из-за чего многие гонки проходят под аккомпанемент дождя. На этой трассе именно непогода почти всегда – главное действующее лицо.

Чемпионат мира в классе спортпрототипов приезжал на "Фудзи" еще в восьмидесятые. Сейчас участники FIA WEC соревнуются на трассе, реконструированной под присмотром вездесущего Германа Тилке. От легендарного виража остался лишь небольшой кусочек, на внешнем радиусе которого вместо рельса безопасности стоят одинокие столбики. Первый поворот стал еще медленнее, добавилась "накрученная" секция на третьем секторе… В общем, немецкий архитектор, как обычно, постарался уничтожить дух автодрома. Впрочем, назвать трассу неинтересной, конечно, нельзя. "Слепые улитки" на второй части круга, напоминающая о прошлом длинная стартовая прямая – вся эта смесь заставляет инженеров поломать голову над настройками.

ЖЕРТВЫ ТАЙФУНА

С точки зрения погоды "Фудзи" принял участников FIA WEC-2013, как полагается, – отголосками бушевавшего на юго-восточном побережье тайфуна Випа. Условия были настолько плохи, что гонщики не смогли даже пройти по трассе. Обычно именно с этого начинается работа на этапе: пилоты и инженеры пристально изучают особенности асфальта на каждом участке. На сей раз ознакомление пришлось отложить. Все надеялись, что стихия успокоится.

Измененный график не помешал гонщикам G-Drive Racing совместить приятное с полезным: Роман Русинов и Майк Конвей, пробежав 16-километровый кросс и поднявшись в гору на 750 м, побывали в долине гейзеров Овакудани, откуда открывается отменный вид на "Фудзи". На традиционно-туристическое знакомство с местными красотами у спортсменов времени, разумеется, не было. На носу были первые тренировки.

По итогам двух сессий представители G-Drive Racing снова заняли первое место в классе LMP2. Многие болельщики уже привыкли к подобному исходу, но это не значит, что такой результат дается гонщикам легко. Это плод напряженной коллективной работы, притирки большого механизма, вышедшего на оптимальные характеристики. А их оптимальность подтверждают победы на двух предыдущих этапах, которые были добыты действительно по-чемпионски.

Заявочный лист на каждый этап FIA WEC уникален. В отличие от той же "Формулы-1", здесь команды имеют право выставлять то один, то два экипажа – или вовсе участвовать только в домашней гонке. Из-за этих особенностей в Японии машины Oreca-Nissan в кои-то веки остались в меньшинстве – численный перевес оказался за прототипами Morgan-Judd. Пока что обе ведущие фирмы предлагают равноценную технику, и самым опасным конкурентом G-Drive является экипаж "заводской" команды Oak, которая, собственно, и строит "Морганы". В следующем сезоне Oreca рискует оказаться в неприятной ситуации: на поддержку клиентов в LMP2 у нее может просто не хватить времени – французы уже готовят новое купе для сезона-2015.

Но пока на дворе осень 2013-го – и главная борьба кипит между экипажем Романа Русинова и ведущим трио французов. По ходу тренировок G-Drive Racing имела солидное преимущество, доходившее до 0,5 секунды на круге. Но квалификация наглядно подтвердила: в такой упорной схватке даже небольшая заминка может обойтись очень дорого.

Напомним, что в этом году квалификация на этапах FIA WEC проходит по новым правилам: в зачет идет средний результат двух гонщиков от каждого экипажа, причем за 20 минут нужно пройти минимум по два быстрых круга. Кому-то такой формат нравится, – ведь за позицию на старте борется не один пилот, а почти весь экипаж, что в духе марафонских гонок. Консерваторы же упрекают новаторов в излишней погоне за зрелищностью. Ведь для успеха в 6-часовой гонке квалификация не столь важна, как, например, в "Формуле-1". А вот существенно испортить свою позицию перед главным действом уик-энда при новых правилах можно серьезно.

…Майк Конвей для начала выдал просто феноменальный круг, на секунду лучше, чем у ближайшего конкурента. Но вскоре он допустил небольшую помарку в повороте, немного повредил протектор и уже не смог показать высокий результат. А правила обязывают второго гонщика выступать на том же комплекте шин. Поэтому Джон Мартин, уже приучивший болельщиков G-Drive Racing к своим успехам в квалификации, на сей раз смог выбраться только на второе место. Пусть всего пару лет назад это "только второе место" стало бы для нашей команды серьезным достижением.

Вечером в субботу казалось, что главный итог квалификации – даже не второе место на старте, а то, что в гонку придется уходить на испорченных шинах. Таковы правила: экипаж стартует на том же комплекте, на котором проходил квалификацию. Впрочем, Русинов не терял оптимизма: "Майк вылетел на втором круге, когда обычно самый хороший "зацеп резины". Так что второе итоговое время – тоже неплохо. Конечно, мы уже привыкли к победам в квалификации и немного расстроены. Но гонка предстоит длинная, и вся борьба – впереди".

МАШИНЫ-АМФИБИИ

В воскресенье прямо с утра зарядил холодный дождь. Да такой сильный, что заезд пришлось начинать за машиной безопасности. Это для спортсменов не в новинку – забота о здоровье пилотов в профессиональном автоспорте возведена в абсолют. А следуя за пейс-каром, по идее, можно лучше ознакомиться с ситуацией на трассе и посмотреть, насколько сильно залит асфальт.

На этот раз ситуация оказалась просто катастрофической. Даже на скорости около 120 км/ч стена воды, падавшей на дорогу из низких туч и смешивавшейся у поверхности с брызгами из-под колес, была просто непроглядной. В таких условиях никто не мог знать наверняка: хватит ли прототипам прижимной силы, чтобы ехать в приемлемом темпе, когда дадут зеленый свет – то есть зеленые флаги?

Конечно, ливень позволял G-Drive не волноваться об износе квалификационного "сухого" комплекта шин – правила позволяли безболезненно установить дождевые. Но в команде беспокоились о другом: так как настройки были идеальны для сухой трассы, это означало, что на мокрой управлять машиной будет очень сложно…

А потом появились и другие сомнения: состоится ли гонка вообще? Даже на малых скоростях за автомобилем безопасности несколько машин развернуло из-за самого обычного аквапланинга – даже специальные шины не справлялись с отводом воды из "пятна контакта". Огромная площадь под кузовом, в нормальных условиях генерирующая прижимную силу, здесь сыграла с прототипами злую шутку: на водной глади они начали попросту всплывать, как лодки. В общем, организаторы приняли единственно верное решение: остановили заезд красным флагом.

В тот момент все еще надеялись, что погода улучшится и скоро можно будет дать рестарт. И началось "великое стояние у Фудзиямы"…

Можно только позавидовать упорству болельщиков: целых пять часов под проливным дождем они занимались созерцанием припаркованных на стартовой прямой машин. Эта "мокрая идиллия" лишь изредка нарушалась урчанием двигателей – механики периодически заводили моторы, чтобы их температура не ушла из рабочего "окна".

ИЗДЕВАТЕЛЬСКАЯ "ФУДЗИ"

Наибольшее количество километров по трассе в этот день проехал… водитель автомобиля безопасности Яник Дальмас. Он снова и снова выезжал на полноприводной "гражданской" машине, чтобы проверить ситуацию на трассе, всякий раз радуя японских зрителей отменным дрифтингом, который очень популярен в здешних краях, но...

Беда не приходит одна. Когда дождь уже почти завершился и все готовились к рестарту, первый поворот трассы полностью скрылся в густой пелене тумана. Огромная туча сползла с Фудзиямы и встала, словно зацепившись за те самые столбики на старом вираже.

Подождав, пока седая пелена на стартовой прямой растворится, гонщики прошли за пейс-каром еще несколько кругов. Увы, условия только ухудшились: стало не только мокрее, но еще и туманно – видимость на всех участках трассы резко упала. Тут нервы не выдержали и у директора гонки Эдоардо Фрейтаса: он перенес возможный рестарт почти на два часа…

Посередине этого отрезка времени Фудзияма, будто издеваясь над гонщиками, старательно расчистила трассу от облаков. Снова распогодилось, воздух стал кристально чистым и… Как только на стартовой прямой начались последние подготовки к рестарту, дождь зарядил снова. И когда Фрейтас, подобно старику из знаменитой сказки, в третий раз "забросил невод" (то есть пелотон) в "пучину морскую" (то есть на дистанцию), то машины проехали лишь один круг. После чего свернули на пит-лайн окончательно.

Издеваться над болельщиками и участниками никто не собирался. Откладывать заезд еще дальше смысла не было – темнеет тут рано, а выступать в таких условиях при недостаточной освещенности нельзя.

Надо отдать должное организаторам. Чтобы хоть как-то извиниться перед промокшими зрителями, их всех пригласили на пит-лайн, где гонщики целый час раздавали автографы.

Вряд ли можно строго судить устроителей чемпионата за промах с выбором трассы. Местные жители говорят, что сейчас в их краях не по сезону холодно и дождливо. Спору нет, Фудзияма капризна, но таких сюрпризов даже от нее никто не ожидал.

У G-Drive Racing путешествие в Японию оставило смешанные чувства. С одной стороны, наш экипаж снова показал свою силу и в квалификации стал вторым, что принесло второе место и по итогам "гонки". С другой стороны, если бы заезд все-таки состоялся, то у Русинова и Ко возник бы отличный шанс отыграться и добыть третью победу подряд. Но в итоге копилка российской команды пополнилась только девятью очками. Это ровно половина от обычного бонуса за второе место – участники не преодолели 75 процентов дистанции. Следующая, предпоследняя гонка состоится в Шанхае 9 ноября.

Виктор ВАСИЛЬЕВ

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости