9 октября 2012, 10:15

"Формула-Э": в центре Москвы пройдут "бесшумные" гонки?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Машина на батарейках, "аллергия" на стационарные автодромы и пит-стоп, где пилот меняет один болид на другой, - новая гоночная серия выглядит весьма необычно.

Громкие звуки и вредные выбросы - казалось бы, неизбежное зло, сопровождающее автогонки со времен первого в истории состоявшегося в 1894 году заезда Париж-Руан. "Казалось бы" - потому что на маршрут той древней гонки вышло пять паровых автомобилей (один из них пришел к финишу первым), а в 2014 году на старт нового чемпионата "Формула-Э" выйдет больше десятка гоночных болидов, которые не оставляют за собой ни характерного рыка, ни потока выхлопных газов. Привычные очертания обтекаемого кузова, характерные для современных "формул" антикрылья, но вместо привычного двигателя внутреннего сгорания - электромотор, а вместо топливного бака - батареи. Очень модно, но пока не очень понятно: нужна ли в дополнение к уже существующим формульным категориям еще одна - и настолько экзотическая?

Международная автомобильная федерация решила, что нужна, и дала компании-промоутеру FEH добро на проведение чемпионата. Представители FEH  оперативно начали прощупывать почву на тему проведения соревнований в самых известных мировых мегаполисах. В конце августа о своем принципиальном согласии принять этап заявили власти Рио-де-Жанейро, с уверенностью организаторы турнира говорят и о гонке в рамках "Гран-при Монако" - якобы большим фанатом электромобилей является сам принц Альбер. Попала в список городов, на которые положили глаз строители тихих "формул", и Москва.

Исполнительный директор FEH - Алехандро Агаг. В прошлом политик, позже -  успешный бизнесмен, деловой партнер Берни Экклстоуна и Флавио Бриаторе (вместе они не так давно купили один из английских футбольных клубов), а также владелец прав на трансляции "Формулы-1" в Испании. Среди прочего Агагу принадлежит и выступающая в турнире Grand Prix 2 команда, за которую несколько лет выступал Виталий Петров. Неудивительно поэтому, что промоутером российского этапа будет агентство "Манускрипт", принадлежащее Оксане Косаченко - менеджеру выборжанина. Первые предметные переговоры между заинтересованными сторонами - включая Российскую автомобильную федерацию - прошли в столице на прошлой неделе.

В числе ранее озвученных Агагом идей есть немало необычных. К примеру, испанец хочет, чтобы во время пит-стопов гонщик менял не покрышки, а... один автомобиль на другой! Вместо квалификации планирует проводить серию заездов-дуэлей на выбывание. А также предполагает, что одна часть команд-участниц будет покупать у FEH полностью готовые машины, а другая - разрабатывать и строить болиды самостоятельно (конструкторы получают свободу совершенствовать моторы и батареи, а все остальные системы во избежание гонки вооружений будут стандартизированы). Свести в цельную картину эти откровения сложновато - но по крайней мере у промоутера есть почти полтора года, чтобы все систематизировать и утрясти.

Еще одна "странность" - нежелание проводить соревнования на стационарных автодромах. По словам Агага, сверхзадача "Формулы-Э" - дать понять как можно большему числу людей, что электромобиль из экзотики уже превращается в полноценное транспортное средство на каждый день. И заниматься такой пропагандой надо не в сельской местности, а на городских улицах - тех самых, по которым сейчас москвичи ездят исключительно на машинах с бензиновыми моторами, а послезавтра должны мчать на электрокарах. Определенная логика в словах испанца есть - но нет ли смысла сделать поправку на российскую специфику?

Вопрос от "СЭ Мотор": - В России совсем недавно стали появляться полноценные гоночные трассы, и каждая из них была бы не против провести соревнование мирового уровня. Может быть, есть смысл лоббировать проведение российского этапа на стационарной трассе, а не перекрывать центр города, в чем многие москвичи не увидят ничего, кроме неудобств?

Сергей Ушаков, ответственный секретарь РАФ: - Само собой, мы не хотим, чтобы уже построенные трассы простаивали, чтобы уже построенные боксы и трибуны бессмысленно мокли под дождем. Поэтому планируем рассмотреть разные варианты.

Но на столе, за которым общались заинтересованные стороны, лежали все-таки планы центра Москвы - тех же самых улиц, на которых ежегодно проводится шоу Moscow City Racing. И хотя до конкретных решений еще достаточно далеко (наряду со столицей рассматривается кандидатура Петербурга), собравшиеся достаточно активно обсуждали отдельные повороты и другие детали трассы, проложенной по Болотной площади, Большому Каменному мосту и Кремлевской набережной.

Вопрос от "СЭ Мотор": - Так ли уж хороша идея гонять в центре Москвы? Нас иногда там потряхивает на обычных машинах - можно представить, что будет с "формулами"…

Лукаш ди Грасси, экс-пилот "Формулы-1", тест-пилот "Формулы-Э": - Ничего страшного: на автодромах тоже бывают приличные кочки. И пилоты вместе со своими инженерами должны настроить машины так, чтобы их при наезде на эти неровности не сбрасывало с траектории. Улицы, о которых идет речь, я видел не только на карте. Сегодня утром мы проехали по ним - и не заметил ничего криминального, всерьез мешавшего проведению заездов.

Вопрос "где?" - всего лишь один из множества вопросов, которые возникают при первом знакомстве с планами организаторов нового чемпионата. Не менее важный вопрос - "кто?" По своей динамике (разгон до сотни за 3 секунды, максимальная скорость - около 250 км/ч) электрический болид близок к "Формуле-3", поэтому первым делом приходит мысль об участии в турнире молодых гонщиков. Но нельзя забывать, что электромотор по своему характеру принципиально отличается от двигателя внутреннего сгорания: он выдает максимальный крутящий момент практически сразу, его не надо "раскручивать", он не боится "провалов по оборотам". В гонках, где бывает важна каждая мелочь, найти общий язык с необычным силовым агрегатом будет крайне важным слагаемым успеха. Но что потом делать молодежи с этим экзотическим навыком? Ведь начинающие пилоты стремятся в "Формулу-1", а по пути туда им надо управлять машинами с привычными бензиновыми моторами…    

Вопрос от "СЭ Мотор": - Кого вы видите в роли гонщиков "Формулы-Э"? Молодым пилотам явно нет смысла тратить время на адаптацию к электромотору, но кто тогда - не нашедшие себе места в "Формуле-1", ветераны автоспорта, богатые энтузиасты?

Алехандро Агаг, исполнительный директор компании FEH: - Все привыкли представлять гонки "формул" как пирамиду, на вершине которой - "Формула-1". Мы не собираемся вписывать свой чемпионат в эту пирамиду, "Формула-Э" будет стоять в стороне. Но уровень пилотов должен быть достойным, поэтому речь может идти о тех, кто по всем параметрам подходит для "Формулы-1" (а может, уже и гонялся там), но по разным причинам потерял надежду там выступать или просто не захотел.

Одним словом, в истории с "тихими формулами" пока не так уж много конкретики - и вообще больше вопросов, чем ответов: непросто представить себе, как будут выглядеть соревнования, когда их участники приедут (будем надеяться) в Москву. С другой стороны, конкретные бренды, о которых упоминает Алехандро Агаг, позволяют испытывать определенную уверенность в будущем проекта. Ведь монокок для первых "электроформул" изготовили специалисты выступающей в "Формуле-1" заводской команды "Мерседеса". Летом недвусмысленный интерес к новой категории проявили представители "Макларена", а на недавно прошедшем Парижском автосалоне свою заинтересованность продемоснтрировал один из крупных автомобильных концернов. А компании такого уровня вряд ли будут вкладываться в безнадежное предприятие. Так или иначе, чтобы окончательно понять, насколько громким будет успех "тихой формулы", надо подождать всего лишь год с небольшим.

Кирилл КАЧНОВ

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости