Анонс главных гонок уик-энда: от Восточных Альп до Великих озер
МОТОР
WTCC, DTM, WSR, Indycar - многие гонки в эти выходные пройдут на трассах с ярко выраженным рельефом. Но сюжет ряда заездов рискует оказаться весьма плоским...
"Плоская" трасса - не такая безнадежная вещь как плоская шутка: ведь даже на ровной поверхности можно нарисовать коварные повороты, искать идеальную траекторию в которых гонщики будут несколько лет. Но при создании автодрома в холмистой местности все на порядок проще: можно чуть ли не вслепую провести линию по карте - и рельеф сам собой превратит ее в захватывающие дух изгибы и связки. Давно подмечено, что трассы, вписанные в естественные природные очертания, вызывают у пилотов наибольший восторг. Во многом именно благодаря перепаду высот культовыми среди фанатов быстрой езды считаются "северная петля" немецкой трассы "Нюрбургринг" и автодром в бельгийском Спа. Впрочем, на них свет ксеноновых фар клином не сошелся: в разных европейских странах есть менее известные, но также впечатляющие благодаря своему рельефу треки. И по любопытному совпадению именно на них проходят в эти выходные этапы престижных гоночных турниров.
7 этап чемпионата мира WTCC. Трасса "Алгарве" (Портиман, Португалия)
Барт Мампей, хозяин трижды побеждавшей в WTCC, а сейчас выступающей в DTM команды RBM как-то сравнил этот португальский автодром с вышеупомянутой "северной петлей" - более желанный комплимент создателям гоночной трассы придумать сложно. Дело не только в рельефе - хотя слепой поворот на спуске (со слов гонщиков, машина туда не въезжает, а "ныряет" или даже "проваливается") многие пилоты вспоминают с особым удовольствием. Разнообразие поворотов, из которых состоит автодром в Портимане, не позволяет "вытянуть" гонку за счет преимущества в какой-то одной из составляющей: рассчитывающий на победу спортсмен - и его автомобиль - должен быть силен во всех аспектах. Особая прелесть "Алгарве" - в том что трек располагает к открытой борьбе и дает немало возможностей для обгонов: два года назад Энди Приоль, стартовав с 19-го места, к финишу смог пробиться на 4-е!
К сожалению, все преимущества португальской трассы, в теории вызывающие восхищение у гонщиков и зрителей, на практике не оставляют шансов на успех никому кроме лидирующей в WTCC заводской команды "Шевроле". Если в комплексе оценивать преимущества и недостатки разных участвующих в чемпионате автомобилей, то у Chevrolet Cruze просто нет конкурентов. А отсутствие проблем с обгонами означает, что трем пилотам американской марки вряд ли что-то помешает разобраться с соперниками даже во второй гонки (которую быстрые пилоты благодаря хитрой системе расстановки на старте начинают из конца первой десятки). Пока, кстати, на счету "Шевроле" нет ни одной победы в Портимане: единственный раз этап WTCC проводился здесь два года назад, когда преимущество команды еще не было столь подавляющим.
Те, кто устал от череды побед "Шевроле", могут рассчитывать только на очередную шинную "диверсию". Напомним, что две недели назад на гонке в Австрии из-за высоких нагрузок в профилированных поворотах покрышки лопнули сразу у восьми автомобилей (включая все три "Шевроле" и оба SEAT Leon команды Lukoil Racing, о чем "СЭ Мотор" в подробностях рассказал Алексей Дудукало). На португальском автодроме факторы риска также присутствуют - высокая температура воздуха и наличие нескольких быстрых поворотов. И два года назад ехавший вторым Иван Мюллер на "Шевроле" сбросил темп и решил не бороться за победу, когда спустила одна из покрышек у его товарища по команде Роба Хаффа. Казуеши Секигучи, руководитель спортивных программ шинной компании "Йокогама" уже предупредил команды, что во избежание неприятностей не стоит использовать агрессивные настройки подвески и перекачивать шины. В теории все это на руку пилотам, выступающим на BMW: заднеприводные автомобили нагружают шины равномернее и поэтому обошлись в Австрии без проколов. На деле на отдельных участках трассы, где из медленных поворотов приходится разгоняться в горку, BMW даже в лучшие годы проигрывали переднеприводным конкурентам. Не зря же два года назад победы в гонках одержали Тьяго Монтейро и Габриэле Тарквини, выступавшие на SEAT Leon. Оба пилота по-прежнему в строю и по-прежнему пилотируют автомобили испанской марки, но наличие единичек в графе "победы" вряд ли поможет португальцу и итальянцу сдержать победную поступь пилотов на Chevrolet Cruze.
Расписание заездов
- квалификация - суббота, 17:15 - 17:50
- первая гонка - воскресенье, старт в 16:05
- вторая гонка - воскресенье, старт в 18:35
Трансляции ("Евроспорт")
- квалификация (запись) - воскресенье, 10:30
- первая гонка (запись) - ночь на понедельник, 00:00
- вторая гонка (запись) - ночь на понедельник, 00:45
---
4 этап чемпионата DTM. Трасса "Ред Булл Ринг" (Шпильберг, Австрия)
Жесткие торможения перед первым и вторым поворотами австрийской трассы - настоящая проверка на прочность для тормозов гоночных болидов. Длинная, ведущая в гору прямая между этими поворотами легко выявит любой заусенец в характере гоночного мотора: в конце прямой двигатель выкручивается в отсечку на последней передаче - то есть работает на пределе возможностей. В быстрых поворотах в средней части трассы все решает аэродинамика. Если на других трассах гонщик может сделать выбор в пользу максимально возможной скорости на прямой или огромного уровня прижимной силы, в Шпильберге пилоты норовят разорваться: им нужно все и сразу! Зрителям же автодром, похоже, уже предоставил все необходимое: в прошлом году, когда трасса вернулась в календарь чемпионата после реконструкции, все 38 000 билетов на гонку были проданы. А это нечасто случается даже на самых популярных автоспортивных соревнованиях.
В чемпионате DTM также наметился очевидный лидер: Гэри Паффет на "Мерседесе" в трех уже состоявшихся гонках дважды финишировал на первом месте и один раз - на втором. Британец был одинаково хорош на трех непохожих друг на друга трассах, и нет очевидных причин, по которым он вдруг должен оступиться на четвертой. На основании имеющейся статистики далеко идущих выводов не сделать из-за длительного перерыва: до него нынешние звезды DTM были еще не слишком опытны и на высокие результаты не претендовали, а после состоялась одна-единственная гонка, результаты которой во многом предопределила дождевая квалификация. Паффет тогда вплоть по ходу всего уик-энда не смог выбраться из конца второй десятки - а победу одержал будущий чемпион Мартин Томчик (выступавший тогда на "Ауди", а в этом сезоне защищающий цвета BMW). Впрочем, на счету лидера чемпионата все-таки есть одна победа в Шпильберге - завоевана она очень давно за рулем болида "Формулы-3", но ведь конфигурация трассы и требования, которые она предъявляет пилоты, с тех пор не изменились.
Расписание заездов
- квалификация - суббота, 15:40 - 16:50
- гонка - воскресенье, старт в 15:40
Трансляции ("Автоплюс")
- гонка (запись) - воскресенье, 18:45
---
3 этап "Мировой серии Рено". Автодром в Спа (Бельгия)
Если Монако (где этап "Мировой серии" проходил неделю назад) - это тесная квартира, где гости еле протискиваются между дорогущими сервантами и трюмо, то автодром в бельгийском Спа - бальный зал. Длинные прямые, просторные зоны безопасности и сразу несколько захватывающих дух скоростных поворотов, чьи имена уже стали нарицательными - в ближайшие выходные полной грудью смогут вдохнуть и гонщики, и автомобили. Спа - типовой ответ пилота (независимо от того, машину какой категории он пилотирует) на типовой вопрос о любимой трассе.
- Здесь нет унылых медленных поворотов, где машина как будто останавливается и на апексе тянет зевнуть, - рассказывает Антон Небылицкий, выступающий в составе российской комагды Team RFR. - И даже на кажущихся банальными участках трассы адреналин измеряется килотоннами. Возьмем для примера шикану Ле Комб - вроде бы таких по всему миру навалом, и проходятся все одинаково. Но обычно шикана выводит на длинную прямую, а эта - на коротенькую, заканчивающуюся 90-градусным поворотом. Следовательно, гонщику очень важно сохранить высокую скорость на входе, тут важен и ценен каждый километр в час. И если во все остальные шиканы мы въезжаем, то в Ле Комб - влетаем, еле-еле удерживаясь на очень тонкой грани. Как человек, который потерял равновесие и уже сам поверил, что падает, - но в последний момент вдруг выпрямляется.
- Перепад высот тоже впечатляет, - дополняет экс-чемпион "Мировой серии" Михаил Алешин, завоевавший несколько дней назад первые в истории российской команды очки. - К примеру, в повороте Красная вода машины сначала едут вниз, а потом поднимаются на холм - и в самой нижней точке, на полном газу при скорости далеко за 200 км/ч надо достаточно резко переложить руль слева направо. Идти на обгон в нем дураков нет. Но мне однажды пришлось: соперник зацепил обочину на выходе из предыдущего поворота, насобирал мусора на покрышки и медленнее обычного разгонялся по прямой на спуске. Атака была рискованной, ведь пришлось сместиться на внешнюю сторону трассы - она более пыльная, да и с точки зрения физики и геометрии идеальная траектория пролегает совсем не там. Важно было в решающий момент на последних метрах перед "перекладкой" взвесить мою скорость, скорость соперника и то, насколько уверенно мои шины держались за асфальт. И сделать за какие-то доли секунды!..
Кстати, после недавней смены поколений в "Мировой серии" именно Михаил Алешин является самым успешным из пилотов, которые выйдут на трассу в Спа за рулем машин "Формулы-Рено 3,5" - на счету москвича одна победа и одно третье место. Хоть как-то сравниться с россиянином может разве что француз Жюль Бьянки, который в прошлом году дважды финишировал вторым в гонках Grand Prix 2. Помогут ли опыт и достижения Алешина пробиться на подиум команде, которая даже за места в первом десятке борется пока с переменным успехом? Однозначный ответ на этот вопрос могут дать только результаты гонок.
Расписание заездов
- первая квалификация - суббота, 11:50 - 12:20
- первая гонка - суббота, старт в 16:00
- вторая квалификация - воскресенье, 11:50 - 12:20
- вторая гонка - воскресенье, старт в 16:40
Трансляции ("Евроспорт")
- первая гонка (запись) - ночь на воскресенье, 01:00
- вторая гонка (запись) - ночь на понедельник, 01:30
---
6 этап "Мировой серии Indycar". Трасса в парке "Белль Айл" (Детройт, США)
Трассу в столице американского автопрома тоже никто не назовет плоской - хоть на ней и нет сколь-нибудь заметных спусков и подъемов. Но все 90 кругов гонки пилотам не дает о себе другой рельеф - многочисленные кочки и стыки разных фрагментов асфальта, на которых машина легко может сбиться с курса. К примеру, на выходе из второго поворота автомобиль переставляет вправо - в направлении бетонной стенки, рядом с которой пилоты и без этого проезжают на расстоянии не более чем в полметра. А в пятом повороте болиды с асфальта съезжают на бетон, за который шины цепляются менее охотно - и в руках неопытного пилота машина так и норовит соскользнуть с идеальной траектории.
С другой стороны, эти проблемные места провоцируют гонщиков на ошибки, за счет чего в Детройте можно хоть как-то обгонять. Иначе сделать это очень сложно - и как ни пытались за предыдущие 25 лет изменить конфигурацию трассы, зрелищнее заезды так и не стали. С удовольствием о них вспоминают разве что победители. Особенно Хелио Кастроневеш, сделавший Детройт "родиной человека-паука". Бразилец выиграл здесь свою первую гонку и после финиша приветствовал зрителей, забравшись на защитную сетку - что стал потом проделывать после каждой победы.
Для американской публике отсутствие обгонов - противопоказание, и не зря трасса в столице американского автопрома уже трижды выпадала из календаря. Да и сейчас ее туда буквально затащили с использованием административного ресурса: организацией этапа занимается компания Роджера Пенске, хозяина одной из лучших команд турнира, а главным спонсором выступает марка "Шевроле", в этом году вновь ставшая поставщиком моторов для участников "Мировой серии". Забавный парадокс в том, что машины с моторами "Шевроле" выигрывали все гонки, пока соревнования проходили вдалеке от Детройта - во Флориде, Калифорнии, Бразилии... Но неделю назад конкуренты из "Хонды" нанесли сокрушительный ответный удар, выиграв "500 миль Индианаполиса" - самую престижную американскую гонку для автомобилей с открытыми колесами. И нельзя сказать, что пилотам, использовавшим моторы японской марки, повезло: новая версия двигателя, которую установили на машины уже после квалификации (где в первую десятку смог попасть всего один гонщик "Хонды"), оказалась на порядок удачнее старой. Неудивительно, что накануне соревнований в Детройте главной интригой является именно противостояние поставщиков моторов - а не борьба в личном зачете, где пока уверенно лидирует представляющий команду Penske австралиец Уилл Пауэр.
Расписание заездов
- квалификация - суббота, 19:45 - 21:00
- гонка - воскресенье, старт в 21:35
Трансляция ("Автоплюс")
- гонка (запись) - четверг, 22:35 и пятница, 16:00
Кирилл КАЧНОВ