Аугушто Фарфуш: "Если честно - я влюбился в дизели!"
АВТОСПОРТ
Гонщик BMW считает, что быть быстрым в DTM - не проблема. А вот быть быстрым и не вылететь с трассы через три круга - задача на миллион долларов.
Несколько лет подряд у бразильского пилота Аугушто Фарфуша гоночные сезоны были похожи один на другой. Осенью продлеваем контракт с BMW и забиваем в ежедневник календарь чемпионата WTCC. Весной навещаем родственников в Латинской Америке, где обычно проводились первые гонки турнира. За лето одерживаем одну-две победы - а осенью, на последнем этапе в Макао, проводим очередные (недолгие) переговоры с BMW.
С этого года все изменилось. Сначала Фарфуш стал постоянным участником гонок на выносливость, где за рулем надо проводить по часу и более, а не 15 - 20 минут, как в WTCC. А в следующем сезоне его ждет DTM. Там дебютантом будет не только сам бразилец, но и его команда - да и, положа руку на сердце, марка BMW в целом. Но баварцы уверены в своих силах. Об этом Фарфуш рассказал в интервью, которое он дал "СЭ" во время выставки Essen Motor Show.
- Ваши впечатления от первого знакомства с машиной DTM? Чем она прежде всего отличается от автомобилей WTCC и GT2, за рулем которых вы провели несколько предыдущих сезонов?
- Конечно, это очень мощный и быстрый автомобиль. Вы и сами можете это понять, сравнив характеристики разных машин. Но самые яркие впечатления - очень эффективные тормоза и огромный уровень прижимной силы. Ты за несколько лет привык, что конкретный поворот проходится на такой-то скорости, один раз попробовал пройти его на 10 км/ч быстрее - чуть не разложил машину, натерпелся страху... И вдруг тебе говорят, что можно ехать на 20 км/ч быстрее. И то для начала, пока еще не пристрелялся.
С другой стороны, за рулем болида DTM не так сложно дойти до предела, но очень сложно удержаться на грани этого предела. По сравнению с WTCC здесь гораздо проще допустить ошибку. Все в порядке, пока колеса крепко держатся за дорогу. Но занесло заднюю ось, "оперение" перестает работать - и машина буквально выходит из повиновения. Надо быть сконцентрированным на 100 процентов. Будешь ехать на 95% своих возможностей - придешь последним. А в GT2 гонщик может, выкладываясь на 90%, поддерживать очень хороший темп и держаться в лидерах.
- Вы как-то поменяли обычную программу подготовки, когда узнали о своем скором дебюте в DTM?
- Нет, тренируюсь я так же, с прежней интенсивностью. Опять же, лучшая тренировка - это езда на гоночной машине. А с этим у меня проблем не было. Я начал сезон с суточной гонки в Дубае, выступал в других гонках на выносливость, участвовал в тестах нового мотора для WTCC. Даже стартовал в Австралии на этапе чемпионата V8 Supercars.
- BMW не выступала в DTM два десятка лет. Мало того - даже команды, которые будут эксплуатировать технику BMW, либо дебютируют в чемпионате, либо - как Schnitzer - возвращаются в него после двадцатилетнего отсутствия. В этой ситуации кажется логичным перекупить специалистов у команд, выступающих на "Мерседесах" и "Ауди". BMW использовала такую тактику?
- В массовом порядке, насколько я понимаю, никого не переманивали. А в случае с инженерами и нужды переманивать не было. С нами работают многие инженеры, которые были задействованы в программе "Формулы-1" (в 2006 - 2009 годах BMW выставляла в "Формуле-1" собственную заводскую команду. - Прим. К.К.). Они отлично разбираются в таких вещах, как использование прижимной силы и карбоновые тормоза. Так что за технику я спокоен. Сложнее будет с правилами квалификации, тактикой гонок, пит-стопами. Здесь многому предстоит учиться на ходу.
- Прошлый год вы провели в чемпионате WTCC, где заезды очень короткие - полтора десятка кругов. А в этом году переключились на многочасовые гонки на выносливость. Насколько сильным был контраст?
- Он был более чем ощутимым. В короткой гонке WTCC ты должен пройти каждый круг на пределе. Это непросто даже физически. Но и психологически нельзя расслабиться. Допустишь серьезную ошибку - времени исправить ее может уже не быть. Любой кажущийся незначительным инцидент, любая помарка способны решить судьбу гонки. Если возникает какой-то "замес", решение надо принимать моментально - и при этом быть уверенным, что оно правильное. В длинных гонках таких пиковых нагрузок почти не бывает. 15 минут за рулем автомобиля WTCC я бы приравнял к часу езды на машине класса GT2.
- Вы провели несколько лет в WTCC и стали там знаменитым. Кто из соперников запомнился вам больше других?
- Прежде всего вспоминается Никола Ларини. Во-первых, он очень умен, во-вторых, открыт и прямолинеен, никогда не участвовал в каких-либо закулисных играх, не перешептывался за спинами других. Я считаю, турнир выигрывает во всех смыслах, если в нем участвуют такие спортсмены. Энди Приоль (заводской гонщик BMW, трехкратный чемпион WTCC, в следующем году вместе с Фарфушем дебютирующий в DTM. - Прим. К.К.) - великий гонщик. А Алессандро Занарди, потерявший обе ноги и не переставший после этого выигрывать, - просто герой.
- О какой из гонок WTCC вы могли бы рассказать своим внукам?
- 2007 год, этап на городской трассе в По. Я крепко побил машину в квалификации. Шел на хорошее время, хотел сделать его еще лучше, но не успел отловить заднюю ось в повороте, зацепил отбойник и пару раз перевернулся. Команда восстанавливала машину буквально всю ночь: я сам уехал с трассы в одиннадцать вечера - и не было никаких гарантий, что завтра выйду на старт. Но в итоге справились и команда, и я: наутро автомобиль был готов - а я выиграл одну из гонок.
- Вы наблюдали за чемпионатом WTCC в этом году?
- Смотрел этапы по телевизору, если они не совпадали по времени с гонками DTM.
- Роберт Хафф из "Шевроле" так здорово начал сезон, а во второй половине вдруг сник и стал проигрывать своему партнеру Ивану Мюллеру. Мюллер в одном из интервью сказал, что в какой-то момент Хафф слишком сильно поверил в себя. Конечно, вы - не из команды "Шевроле", не бывали по ходу сезона в их боксах, но неплохо знаете и Роберта, и Ивана. С вашей точки зрения - почему так получилось?
- Не ждите от меня приговора. Чтобы утверждать что-либо, действительно надо находиться внутри команды. Я обратил бы ваше внимание на тот факт, что двух гонщиков разделило всего три очка. Значит, оба отлично сделали свою работу. Вспомните, как хорош был тот же Хафф на последней гонке в Макао: поул-позишн и победы в обеих гонках - когда такое было? А почему в столь плотной борьбе выиграл именно Мюллер? Судьба, удача, везение... Я уже говорил: в WTCC все происходит очень быстро. Три очка - это какая-нибудь мелкая помарка в середине сезона, о которой Хафф сейчас уже и не помнит.
- Вы как заводской гонщик BMW должны и по обычным дорогам ездить на машинах этой марки. Какие именно это машины и как они к вам попадают? Сами выбираете модель или ее определяют маркетологи?
- Мы сами выбираем, на чем ездить, и можем регулярно менять автомобили. Это только к лучшему. Здорово, когда ты не оторван от реальной жизни, можешь составить свое мнение и рассказать другим о машинах марки, которую представляешь. Сейчас я езжу на BMW 740i. Это не спорткар, но очень комфортный автомобиль, внутри много пространства. В прошлом у меня было несколько М3. А сейчас для семьи нужна менее экстремальная машина. И вообще в последнее время я полюбил дизели. Возьмите, к примеру, новый битурбовый двухлитровый дизель, который ставят на BMW 323d. Это же идеальный вариант! Приличная мощность, много крутящего момента - и при этом гуманный расход топлива.
Кирилл КАЧНОВ