Финал NASCAR: "Заткнись и гони!"
АВТОСПОРТ
Последняя и решающая гонка чемпионата NASCAR пройдет в воскресенье в Майами. Двух претендентов на чемпионский титул разделяют всего три очка. Тут уж не до изощренной тактики - надо просто быть быстрее соперника. У кого же больше шансов в открытой борьбе: у внезапно "проснувшегося" в конце года Тони Стюарта или у "клевавшего по зернышку" весь сезон Карла Эдвардса?
Американцы знают толк в гонках и в зрелищах. А главное - лучше всех умеют из первого сделать второе. Два претендента на чемпионство едут на первых двух позициях в последней гонке и решают судьбу титула в последнем повороте последнего круга - европейский болельщик о таком обычно и не мечтает. А болельщику американскому иногда и этого мало. К примеру, накануне последнего этапа NASCAR на официальном сайте чемпионата два обозревателя всерьез обсуждают: хорошо или плохо, что шансы на титул остались всего у двух гонщиков?
Трудно понять, на что могут жаловаться эти избалованные янки. Расстановка сил перед гонкой в Майами такова, что добавить в нее интриги вряд ли смогли бы даже голливудские сценаристы. Тони Стюарт уже дважды завоевывал титул. Карл Эдвардс был и вторым, и третьим, и четвертым, но чемпионский перстень пока ни разу на палец не надевал. Стюарт пилотирует "Шевроле", Эдвардс выступает на "Форде". Стюарт известен тем, что не лезет в карман ни за словом, ни за кулаком. В свое время за один 2001 год он успел разругаться с многократным чемпионом Джеффом Гордоном, двумя представителями судейского корпуса и одним журналистом, чей диктофон выбросил в кусты. Эдвардс демонстрирует и соперникам, и судьям, и прессе безупречную белозубую улыбку. Прежде, чем стать гонщиком, он работал учителем в школе и никогда не повышал голоса на учеников.
Совершенно по-разному сложился для гонщиков и этот сезон. Эдвардс весь год был образцом стабильности. Выиграл всего один раз - зато регулярно финишировал в первой пятерке, ни разу не сошел с трассы и постоянно держался в числе лидеров чемпионата. Стюарт до августа думал о чем угодно, только не о завоевании титула. Но потом наступила решающая фаза сезона - и он, за семь месяцев не побеждавший ни разу, вдруг выиграл четыре гонки за семь недель! Причем выиграл на какой-то невероятной смеси куража и мастерства. В Чикаго Стюарт победил благодаря тому, что сэкономил больше топлива, чем соперники. А в Мартинсвилле, наоборот, без всяких стратегий красиво обогнал по внешнему радиусу действующего чемпиона Джимми Джонсона.
Подсчитывая шансы, нельзя забывать о месте действия. История полуторамильного овала Хоумстед-Майами однозначно говорит в пользу Эдвардса. Он выиграл здесь две из трех последних гонок, имеет лучшую среднестатистическую финишную позицию (5,7), и вообще большинство побед в Майами одержали гонщики на "Фордах". Стюарт тоже может предъявить пару побед в Хоумстеде, но одержаны они были в самом начале "нулевых". С тех пор трек серьезно перестроили, сделав повороты "прогрессивно-профилированными": на внутреннем радиусе асфальт лежит под углом 18 градусов к горизонтали, а на внешнем – под углом в 20. На обновленной трассе Стюарт уже не выигрывал. И его средняя финишная позиция за все годы выступлений (12,4) намного хуже, чем у конкурента.
Сейчас в общем зачете Эдвардс опережает Стюарта на три очка. Но если после Майами они сравняются, то титул достанется Стюарту, одержавшему больше побед в гонках. У Эдвардса же вообще непростые отношения с цифрами. Если пересчитать результаты последних сезонов NASCAR по старой системе начисления очков (нынешнюю ввели несколько лет назад), получится, что Эдвардс - аж двукратный "теоретический чемпион".
По нынешним правилам победитель гонки NASCAR получает 46 очков, занявший второе место - 42, третье - 41. И так далее, по "минус одному" очку, вплоть до последнего места. Плюс есть бонусные очки: по "+1" каждому пилоту, завершившему хотя бы один круг лидером гонки - и еще "+1" тому, кто лидировал в ней дольше всех.
Прикидывать варианты и считать очки можно долго, но смысл один. В воскресенье ни у Эдвардса, ни у Стюарта не будет той синицы, которая часто мешает погоне за журавлем. У обоих лишь один путь к титулу: выжать из себя и своей машины максимум. Сесть за руль и гнать, не оглядываясь. NASCAR - не "Формула-1". Здесь по ходу гонки пелотон перетряхивает сверху донизу так, что пилот, провалившийся в задние ряды, кругов через пятьдесят (всего их 267) может оказаться лидером. Shut up and drive, "заткнись и гони", - в воскресенье именно эта строчка из песни Рианны должна стать чемпионским рецептом.
Кирилл КАЧНОВ
---
ЭДВАРДС против СТЮАРТА: статистика накануне финала
Карл ЭДВАРДС | Тони СТЮАРТ | |
Победы в сезоне-2011 | 1 | 4 |
Финиши в первой пятерке в сезоне-2011 | 18 | 8 |
Финиши в первой десятке в сезоне-2011 | 25 | 18 |
Поул-позишн в сезоне-2011 | 2 | 1 |
Средняя финишная позиция в сезоне-2011 | 9,5 | 12,3 |
Гонки на трассе Хоумстед-Майами | 12 | 7 |
Победы на трассе Хоумстед-Майами | 2 | 2 |
Финиши в первой пятерке на трассе Хоумстед-Майами | 4 | 3 |
Финиши в первой десятке на трассе Хоумстед-Майами | 6 | 6 |
Средняя финишная позиция на трассе Хоумстед-Майами | 5,7 | 12,4 |
Поул-позишн на трассе Хоумстед-Майами | 1 | - |
Чемпионат NASCAR. Общий зачет после 35 этапов
Пилот | Команда | Автомобиль | Очки | Призовые за сезон | |
1. | Карл ЭДВАРДС | Rousch-Fenway Racing | Ford Fusion | 2 359 | $ 8 189 570 |
2. | Тони СТЮАРТ | Stewart-Haas Racing | Chevrolet Impala | 2 356 | $ 6 188 510 |
3. | Кевин ХАРВИК | Childress Racing | Chevrolet Impala | 2 308 | $ 6 066 330 |
4. | Бред КЕСЕЛОВСКИ | Penske Racing | Dodge Charger | 2 294 | $ 4 992 590 |
5. | Джимми ДЖОНСОН | Hendrick Motorsports | Chevrolet Impala | 2 291 | $ 6 178 150 |