30 октября 2015, 21:00

Маркус Рем: сверхчеловек или биоробот?

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
В мировом спорте зреет новый прецедент. Немецкий легкоатлет-ампутант прыгает в длину на уровне мировой элиты.

В субботу в катарской Дохе завершается чемпионат мира по легкой атлетике среди спортсменов-паралимпийцев. Главным его откровением стало выступление 27-летнего Маркуса Рема. Немец, у которого на правой ноге ниже колена стоит протез, победил в турнире по прыжкам в длину с фантастическим результатом – 8,40 м. Эти цифры – рекордные для людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Но два месяца назад на классическом легкоатлетическом ЧМ в Пекине британец Грег Разерфорд первенствовал с прыжком всего на один сантиметр дальше.

СПОРТСМЕН ГОДА

Случай Маркуса Рема поистине уникальный. Самый раскрученный паралимпиец в истории Оскар Писториус, при всем уважении к его воле и характеру, боролся исключительно за право участвовать на крупнейших турнирах. О личных наградах южноафриканец даже не помышлял. Пределом мечтаний для Писториуса было попадание в первую десятку. В олимпийском Лондоне он добрался до полуфинала, в котором финишировал последним.

– Не могу поверить, что полный 80-тысячный стадион стоя аплодировал мне, простому парню, который прибежал последним, – не сдерживая слез говорил после финиша Писториус.

А вот у Рема амбиции куда выше. При этом Маркус прогрессирует от сезона к сезону. В том же 2012 году, когда Писториусом восхищался весь мир, Рем победил на Паралимпийских играх в Лондоне с попыткой на 7,35 м. На тот момент – мировым рекордом для спортсменов-ампутантов. А в 2014-м он первенствовал уже на национальном немецком чемпионате с прыжком на 8,24 м. Однако родная федерация, ссылаясь на рекомендации Международной федерации легкой атлетики (ИААФ), не включила Рема в состав сборной на чемпионат Европы в Цюрихе. При этом Маркуса признали спортсменом года в Германии.

Негласное вето на участие в официальных стартах автоматически пролонгировалось и на нынешний сезон, однако своим феноменальным выступлением на паралимпийском чемпионате Рем вновь обратил на себя внимание всего мира. На данный момент риторическое "быть или не быть" спортсмену в олимпийской сборной актуально как никогда.

– Я хочу конкурировать с обычными спортсменами, но не испытываю ни малейшего желания ходить по судам. Я убежден, что паралимпийцы и олимпийцы должны стать немного ближе, – заявил Рем после своего суперпрыжка на 8,40 м.

В Дохе занявший второе место Роналд Хертог в лучшей попытке показал 7,26 м, а ставший третьим Владимир Алешкин – 6,91 м. Немцу, который прыгает более чем на метр дальше, соревноваться с паралимпийцами неинтересно. Говоря откровенно, он даже не соревнуется, а хладнокровно пополняет свою коллекцию титулов.

– Я смотрю на мировой рейтинг и понимаю, что соревнования со здоровыми спортсменами – это именно то, что мне нужно, – отмечает Рем. – ИААФ должна понимать, что объединение паралимпийцев и олимпийцев привлечет в легкую атлетику еще больше людей. Я думаю, это хорошая возможность для всего спорта громко заявить о себе. Хочу доказать, что и среди нас, паралимпийцев, есть великие спортсмены.

ЭФФЕКТ КАТАПУЛЬТЫ

Решение по поводу допуска Рема на Олимпийские игры будет принимать технический совет ИААФ. Скорее всего, основываться оно будет на заключении специальной комиссии, которая выявит: дает ли протез спортсмену-паралимпийцу преимущество над здоровыми атлетами или нет. Противники участия Рема в официальных турнирах акцентируют внимание на том, что благодаря протезу, стоимость которого по разным данным составляет от 10 до 30 тысяч евро, у немца не закисляется, а значит, и не устает, нижняя часть толчковой ноги.

Еще более весомый аргумент – повышенная пружинистость протеза. Немецкие специалисты проанализировали чемпионат Германии-2014 и выявили, что у Рема скорость во время отталкивания в лучшей из попыток была 9,73 м/сек, а у серебряного призера Кристиана Райфа – 10,74. Наставник прыгунов в длину немецкой сборной Уве Флорчак вообще говорит, что прыжки Рема – это другой вид спорта. При более медленном разбеге Маркус якобы быстрее взмывает вверх, а это может свидетельствовать о том, что у протеза есть эффект катапульты.

Вот только слова скептиков, по сути, построены на теоретических убеждениях и не обоснованы. У каждого спортсмена своя техника и далеко не всегда дальше улетает тот, кто бежит быстрее. Будь так, длиновиков можно было бы награждать сразу после забега стометровки, а Усэйн Болт давно разменял бы девятиметровый рубеж. Вполне вероятно, что протез дает Рему какие-то преимущества, но ведь с той же степенью он может и мешать ему. В том же разбеге. Поэтому решение ИААФ должно быть взвешенным, обоснованным и принятым после тщательного биомеханического анализа. Если ИААФ откажет немцу, то у него будет право оспорить решение в Спортивном арбитражном суде (КАС) – том самом, который дал добро на участие Писториуса в лондонской Олимпиаде. При этом в легкоатлетическом мире подавляющее большинство относится к перспективам Маркуса Рема выступить на Олимпийских играх в Рио крайне позитивно.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

– Я обеими руками за него, – высказал свое мнение старший тренер сборной России по легкой атлетике по группе прыжков Антон Назаров. – Не исключаю, что протез собран из наноматериалов и реально помогает Рему при отталкивании. Все-таки прыгать на 8,40 м при скорости в районе 10,4 м/c практически нереально. Но вы не представляете, какую дикую боль испытывает Маркус во время каждой попытки. Это просто кошмар.

– Откуда вы знаете про боль?

– Мы хорошо знакомы. Это просто фантастический парень! Он достоин всяческого уважения, снимаю перед ним шляпу. Решение по участию Рема на Олимпийских играх принимать не нам, но я всячески готов голосовать "за". Правда, тут есть подводные течения…

– Это какие?

– В Германии есть тренер, который тянет в команду своих прыгунов. Я работал там, поэтому знаю, о чем говорю. И Рем ему совсем не нужен. Хотя народ, конечно, за Маркуса. На него идут толпами. Вы представляете, какое это зрелище! Человек без ноги летит за 8 м!

– Вы понимаете, что, если он попадет на пьедестал в Рио-2016, проигравшие спортсмены тут же начнут обвинять его и ИААФ в использовании "внешнего допинга"?

– Разговоры, конечно, начнутся. Но я не верю, что прибавка от его протеза реально существенная.

– В прошлом году на одном из коммерческих турниров немец обыграл вашего подопечного Александра Петрова. Как тот отзывался о необычном конкуренте?

– Очень хорошо. Все спортсмены его уважают. Еще момент. Вы же знаете, что в СССР, по официальной версии, инвалидов не было? Так вот Сергей Евсеев, руководитель Департамента науки министерства спорта, разработал положение об инвалидном спорте. Один из его тезисов заключался в том, что если в группе появляется инвалид-лидер, человек, который, скажем, хорошо учится – все остальные подсознательно тянутся за ним. Люди рассуждают так: "Человек с ограниченными возможностями делает это так здорово, а чем мы, здоровые и сильные, хуже?" И у обычных людей появляется огромный стимул. Появится мотивация и у инвалидов. У них перед глазами будет реальный пример для подражания. Что еще нужно?

– Есть опасения, что некоторые сумасшедшие пойдут на умышленную замену ноги протезом, с надеждой, что он может дать реальную прибавку к результату.

– Прецеденты уже были. В Китае. Но все затихло. Эксперимент, похоже, провалился. Думаю, до такого безумия не дойдет. Конечно, не исключено, что какой-нибудь дурачок отрежет себе ногу. Когда начинается война – случается немало самострелов. Потом это проходит. Вся соль ведь в том, что Рем тренируется, как никто другой, очень много работает над собственной техникой. Причем есть нюансы, над которыми некоторые не задумываются. Вот вы попробуйте попасть таким огромным протезом на 20-сантиметровую планку. Многие с родными стопами совладать не могут, а тут такое! Только представьте, какая у него ориентация в пространстве! Вот из чего складываются по-настоящему великие спортсмены.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости