Татьяна Лебедева: "Не советую Болту прыгать в длину"
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Олимпийская чемпионка Афин приехала в Корею не выступать, а избираться в женский комитет IAAF. А после осталась в Тэгу наблюдать за чемпионатом мира - вместе с мужем и грудной дочерью, которую тоже привезла в коляске на встречу со специальным корреспондентом "СЭ".
Сергей БУТОВ
из Тэгу
- Видели когда-нибудь нечто более впечатляющее, чем фальстарт Болта?
- И на Олимпиадах, и на чемпионатах мира случались, конечно, фальстарты с известными спортсменами. Люди даже ложились на дорожку и отказывались вставать (так поступил в 2003 году в Париже американец Джон Драммонд. - Прим. С.Б.). Но такого шока не испытывала давно. Самое интересное, что, когда несколько дней назад дисквалифицировали олимпийскую чемпионку на 400 м Кристин Охурогу, которая долго рыдала под трибунами, у меня вырвалось в компании: "А если Болт сделает фальстарт?" Стали спорить и пришли к мнению, что Болта вряд ли снимут в такой же ситуации. Скажут, что вышла из строя техника. Или еще что-нибудь. И спустя два дня Болта снимают!
- Его фальстарт был слишком очевиден, чтобы кто-то мог поверить в обратное.
- Конечно. До сих пор вокруг этой истории ходит множество слухов. Одни договорились до того, что Болт чуть ли не специально совершил движение вперед. Другие считают, что Болта наказал Бог. За то, что тот слишком превознесся и не уважает соперников. Очевидно здесь только одно: судья на долю секунды, но передержал спортсменов в колодках, и этого хватило. Темнокожие люди всегда отличались своеобразной, подвижной нервной системой. А это еще и стометровка, чистой воды взрывная сила. "Засыпать" нельзя. Но все равно Усэйн перевозбудился и в решающий момент оказался расконцентрирован.
- Вам нравится, как Болт себя ведет?
- Вы знаете, нравится! Он звезда, в конце концов. Почему он не может себе это позволить? Ведь не скажешь, что Усэйн ведет себя неуважительно по отношению к публике - всегда благодарит ее, вообще ведет себя достаточно корректно. Да, закрывается от чужого внимания. Но если он станет с каждым фотографироваться и давать автограф, его просто разорвут на части. Его надо принимать таким, какой он есть. Ведь свое дело он делает прекрасно.
- Какое дело?
- Продвигает легкую атлетику. И в том, что он добился в нем громадных успехов, спорить, наверное, не будет никто. Если уж все футболисты знают, кто такой Усэйн Болт и чем он занимается, это большой прогресс. Для легкой атлетики. Нет, правда, он действительно в одиночку вывел ее на принципиально иную орбиту внимания. Елена Исинбаева тоже приложила к этому руку, но у Болта другая публика. Более массовая, что ли. Кстати говоря, завтра вы увидите, как ту же Исинбаеву будут принимать на стадионе. Ее в Корее обожают. Наверное, есть все-таки в ее внешности что-то азиатское. По телевизору Лену здесь крутят с утра до вечера. Помню, как мы пару лет назад вместе выступали на соревнованиях в Тэгу. Она решила поехать в центр города, правда, одну ее не отпустили - только с телохранителями. И они еле ноги унесли! Лена рассказывала, люди словно с ума посходили. Охранники только успевали от нее фанатов оттаскивать. Ни о каком походе в магазин, куда она хотела зайти, не могло быть и речи.
- В первые дни чемпионата в центре всеобщего внимания оставалась Дарья Клишина. Она может стать лицом мировой легкой атлетики?
- Может. У нее есть красота, физические данные, уже появились кое-какие результаты. Просто она еще очень молодая, ей не хватает опыта. Да, она выиграла чемпионат Европы в зале, но это совсем не то, что "большой" чемпионат мира. Даже рядом не стоит! Разницу чувствуешь быстро. Неудача в Тэгу для Клишиной хороший урок, вовремя предоставленный шанс исправить положение - ведь следующий крупный старт уже Олимпиада. А вообще тот факт, что в легкую атлетику стали заглядывать такие серьезные имиджмейкеры, как IMG, мне нравится. Спорт давно превратился в бизнес, а телевидению нужны не только далекие прыжки, но и красивые лица. Поверьте, многим мужчинам совершенно все равно, как та же Клишина прыгает. Но посмотреть на ее фигуру они не против. И я считаю, что ничего плохого в этом нет.
- Объем спонсорских контрактов в легкой атлетике высок?
- Не хоккей и не футбол, конечно, но если ты показываешь результат, на жизнь хватать будет. По сравнению с греблей мы зарабатываем очень много. Короче, середняки такие. Проблема в том, что в легкой атлетике 47 дисциплин. В каждой огромное количество спортсменов. Спонсорских денег на всех не хватает. Общий бюджет, может, и немаленький, но он размывается. Приходится делиться.
- А что такое крупный контракт? Два миллиона долларов - это крупно?
- Ну, такие суммы фигурируют в контрактах только суперзвезд вроде Болта и Исинбаевой. В моих контрактах цифры были значительно скромнее. И там помимо базовой суммы всегда прописывались бонусы. Что меня, кстати говоря, более чем устраивало - я против огромных базовых сумм. Борьба за бонусы не дает расслабиться.
- Болт заявил, что когда-нибудь будет прыгать в длину. Сможет?
- Сможет. Но я бы ему не советовала. Связки больные, зачем ему это? Эх, увидеть бы хоть раз, как он прыгает - тогда можно было бы говорить предметно. У людей либо есть природная техника, либо нет. Если есть, то пусть ты даже прыгаешь неуверенно, но попадаешь. Видишь, как и что. В этом случае можно шлифовать какие-то детали и исправлять недочеты. Прыжки в длину - это же очень естественный вид. Как дети через лужу прыгают. Толкнулся, ноги подержал, подтянулся. Никаких фокусов. Но многие в прыжках начинают мудрить, и тогда это смотрится очень коряво. Если у Болта есть проблемы с координацией, если в детстве он часто не прыгал, ему может быть тяжело. Ногу чуть не так поставил, мышца вроде выдержала, а на самом деле нагрузка пошла туда приличная. Оп, травма.
- Возвращение Исинбаевой в Волгоград - большая для вас неожиданность?
- Да. Причем всегда что-то происходит, когда я не в Волгограде. Когда Лена уезжала, я была на сборах. Вернулась, узнала. Как уехала?! Почему?! Сейчас было примерно так же - я в Москве жила, училась. Теперь мы вместе тренируемся - в Волгограде один манеж. Лена у нас крестной была на крестинах Саши. Завтра придем с дочкой за нее болеть. Сегодня видела Исинбаеву в деревне для спортсменов, в столовой. Не видно ее, не слышно, бейсболку надела низко. Впрочем, она всегда такая перед стартом. Ну и корейцы, видимо, снова ее достали.
- То, что Исинбаева уже полгода не разговаривает с журналистами, нам, журналистам, не нравится. Как мы должны реагировать?
- Мне кажется, с пониманием. У нее сейчас много внутренней борьбы. Когда спортсмен все время побеждает, падает мотивация, пропадает смысл жизни. Мне почему-то кажется, у нее был именно такой период. Был момент, когда она сидела в четырех стенах в Формио, потом во Флоренции. Четыре стены - это не метафора, она показывала мне их по скайпу, поворачивая веб-камеру. "Я уже тут как монашка", - говорила мне. Когда она уезжала из Волгограда, ей обещали, что она покорит всю Европу. Да и сама она не хотела ударить в грязь лицом. А потом, когда состоялась как спортсменка, да и просто повзрослела, ударила кулаком по столу. Дескать, я сама хочу принимать решения и жить так, как хочу. Может, она и потеряла от переезда в Волгоград в материальном плане, но всех денег не заработаешь.
- То есть она поступила правильно, вернувшись?
- Да. Единственное, чего хотелось бы ей пожелать, - чтобы ее тренер Евгений Трофимов не стал сейчас ничего кардинально ломать. У него всегда было противостояние с Виталием Петровым, каждый заявлял о собственной методике, и все такое. Но они оба должны понимать: бывает так, что все сломаешь, а нового не построишь. Или не успеешь построить.
- Они смогут вновь ужиться: крайне консервативный тренер и считающая себя человеком мира спортсменка?
- Хочется верить, что смогут. Трофимов - человек упертый. И сложный. Но если у них будет общая цель, все должно закончиться хорошо. Славы хватит на всех.