Улица Джесси Оуэнса
Стартующий сегодня в Берлине чемпионат мира обещает стать одним из самых ярких легкоатлетических турниров за всю историю.
ДОЛЛАРЫ И ЕВРО
В четверг в берлинском Домском соборе проповедь читал сам председатель совета Евангелической церкви Германии Вольфганг Хубер. Служба была вселенская и посвящалась предстоящему мировому легкоатлетическому первенству. А уже с сегодняшнего дня молитвы на всех языках стран-участниц будут проводиться не только в берлинских церквах, но и в специальном помещении "Олимпиаштадиона".
Более чем 2100 атлетам из 202 государств обеспечена, разумеется, не только духовная поддержка. Чемпионат должен обойтись приблизительно в 44 миллиона евро. Международная федерации легкой атлетики (IAAF) обеспечивает призовой фонд в 7,336 миллиона долларов. Победители в индивидуальных видах получат по 60 тысяч долларов, серебряные призеры по 30 тысяч, бронзовые - по 20 тысяч. Тот, кому посчастливится установить мировой рекорд, будет поощрен дополнительно 100 тысячами долларов.
Понятно, что финансовые вопросы не могли быть решены без берлинских властей, которые внесли в бюджет турнира 20 миллионов евро. Хозяева чемпионата не без основания надеются, что в течение всего первенства трибуны будут заполнены до отказа. Еще за неделю до старта появились обнадеживающие цифры, согласно которым раскуплено более 300 тысяч билетов - это, между прочим, больше, чем за весь предыдущий чемпионат в Осаке (255 тысяч).
Публика ожидается самая разнообразная. Поговаривают, не исключен и наплыв представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. И вовсе не потому, что бургомистр Берлина Клаус Воверайт разделяет их наклонности. Бум ожидается в те дни, когда в секторах будет сражаться немецкий десятиборец Паскаль Беренбрух.
Нет, сам атлет в гомосексуализме не замечен и уже не первый год живет в мире и согласии с подругой Зиной. Все дело в том, что великолепная фигура белокурого Паскаля не дает покоя определенной части болельщиков, которые просто замучили спортсмена телефонными звонками, электронными посланиями и просьбами об автографах.
Сам Беренбрух шумиху вокруг себя воспринимает без проблем. Правда, замечает, что будет спокоен лишь до тех пор, пока вся эта суета за порогом его дома.
ПРОЩАЙ, ФУТБОЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА!
Обожающие технику и высоко ценящие комфорт немцы не были бы самими собой, если бы не позаботились о некоторых новинках в секторах. "Наше оборудование на стадионе самое современное и инновационное: ничего подобного на мировых легкоатлетических первенствах прежде не было", - с явной гордостью сообщает директор по проведению турнира Франк О. Хамм. Между прочим, усовершенствования, разработанные фирмой "Бенц" из Баден-Вюртемберга, обошлись в 500 тысяч евро.
Но новинки того стоят. Благодаря им, например, изменят свой порой скверный характер барьеры. Если спортсмены их собьют, они теперь будут падать только на свою дорожку, а не на соседнюю. Кроме того, высоту барьеров можно легко менять с помощью нажатия вмонтированной в них кнопки. А планка в секторах для прыжков будет устанавливаться на самом верху стоек, что должно сделать соревнования еще более зрелищными и эффектными.
Наверняка понравятся болельщикам сектора для метания диска и молота, которые огородят, по сути, прозрачной металлической сеткой из некоего специального сплава. Говорят, телезрители ее вообще видеть не будут. Должна облегчить жизнь болельщикам и новая "линейка" в секторе для прыжков в длину. Цифры на ней теперь не внизу, а наверху, что облегчит замер результатов на "глазок".
Конечно, должен быть оценен и уход от футбольной стилистики при фальстартах. Ранее тем, кто уж слишком спешил, предъявлялись желтые или, не дай бог, красные карточки. Прямо, как грубиянам в бутсах. Теперь в "криминальных" случаях судьи будут демонстрировать хорошо заметные на трибунах большие цветные шары.
Естественно, позаботились и об удобствах для спортсменов. В секторах будут стоять замечательные кресла с изменяющими положение спинками и сиденьями. Говорят, цена каждого - 13 тысяч евро. Возле них установят водонепроницаемые прозрачные ящики для сумок и спортивной формы атлетов. Все кресла, а также приспособления для хранения снарядов разместятся под прозрачной крышей, и теперь их не зальет даже ливень.
Безусловно, понравится легкоатлетическому народу, особенно его прекрасной половине, то, что прямо в конструкциях, где лежат ядра, диски, молоты и копья, установят зеркала. При приближающейся телекамере и перед награждением теперь всегда будет возможность понять, как выглядишь, и, если нужно, срочно принять меры.
ДОПИНГ И СВИНОЙ ГРИПП
С техническими штучками у немцев дело всегда обстояло прекрасно. А вот с медалями в легкой атлетике у них в последние годы - заминочка. Шутка ли, на Олимпиаде в Пекине вся бундестим смогла добыть лишь одну бронзу. Правда, перед домашним чемпионатом амбиции другие. Но тоже не те, что некогда.
Самые смелые провидцы отдают хозяевам 8 - 10 медалей разного достоинства. При этом одна, которую многие считали уже в свинке-копилке, на днях уплыла. Речь идет об отказе выступить на чемпионате Ирины Микитенко, переехавшей в Германию в 1996 году из Казахстана. У 36-летней победительницы двух последних Лондонских марафонов две с небольшим недели тому назад от рака легких умер отец, и спортсменка с тех пор просто не в состоянии нормально тренироваться. А чем плестись где-то в середине, решила вообще не бежать.
На кого же все-таки рассчитывают нынче хозяева? Конечно, на прыгуна в длину Себастьяна Байера, сиганувшего зимой на чемпионате Европы на 8,71. Впрочем, вовсе не факт, что в Берлине ему удастся прыгнуть так же далеко. Ко всему еще немцы обеспокоены тем, что в дни турнира Себастьян собирается проживать в одной комнате со своей подругой - барьеристкой Каролин Нитрой. По этому поводу даже сам президент IAAF 76-летний Ламин Диак восклицает: "В мое время такое нельзя было и представить! Я, во всяком случае, на такой шаг не решился бы - это могло бы ухудшить мои результаты".
А вот у вице-чемпиона мира дискобола Роберта Хартинга возникла идея иного свойства. В интервью Mannheimer Morgen он заявил, что можно было бы разрешить... допинг. Из-за этого, по мнению Роберта, никто бы не досадовал. "Где есть деньги, там принимают допинг, - рассуждает атлет. - И с этим бессмысленно бороться... Спорт и допинг связаны между собой, как курица и яйцо".
Разумеется, эти слова не могли остаться без ответа руководителей немецкой легкой атлетики. Бундестренер Юрген Маллов заметил по поводу высказываний Хартинга: различие между Робертом и национальной федерацией в том, что спортсмен настроен пессимистически, а федерация, наоборот, уверена, что допинг можно победить, потому-то и ведет непрекращающуюся борьбу с этим злом. При этом Маллов подчеркнул, что сам Хартинг никаких запрещенных веществ не употребляет. Мол, он просто хотел еще раз обратить внимание на то, что пока борьба с допингом не выиграна, у честных спортсменов нет равных шансов с теми, кто пользуется услугами недобросовестных врачей.
Еще одного немецкого претендента на медаль - прыгунью в высоту Ариане Фридрих - волнует другая проблема, связанная с медициной. Спортсменка, которая на четырех турнирах этого года трижды обыграла знаменитую Бланку Власич и установила национальный рекорд - 2,06, ужасно боится... свиного гриппа. Дело дошло до того, что обожаемая немцами Фридрих из опасения подхватить заразу практически перестала общаться перед чемпионатом с болельщиками. Автографы ее поклонники получают от тренера прыгуньи Гюнтера Айзингера, раздающего фанам открытки с подписью подопечной.
МАЙФАРТ, КОХ И БЕРЛИНСКАЯ ТЕЛЕВЫШКА
Ариане Фридрих - девушка, конечно, талантливая. Но пока до достижений Ульрике Майфарт, победившей на Олимпиадах 1972 и 1984 годов в тех же прыжках в высоту, ей, как до вершины берлинской телевизионной вышки. Кстати, не так давно я видел, как 53-летняя Ульрике отплясывала на висбаденском спортивном балу со многими важными немецкими министрами. Судя по ее азарту и тополиной фигуре, она вполне могла бы, думаю, и сегодня высоко парить над планкой. Но Майфарт, у которой две взрослые дочки, увлекающиеся танцами, нынче на другой орбите - занимается вопросами молодежного спорта при клубе "Байер" из Леверкузена.
Конечно же, Ульрике ждут на чемпионате в Берлине. Как и многих других великих немецких легкоатлетов, интерес к которым в предшествовавшие турниру дни резко вырос. Тем более что, как мы уже отмечали, в нынешней сборной Германии даже близко нет фигур, равных им по масштабу.
Возьмем, например, Мариту Кох, чей феноменальный мировой рекорд на 400-метровке (47,60) держится с 1985 года. Сейчас у нее в центре Ростока магазин моды, к тому же она - почетный президент городской легкоатлетической федерации. Уже известно, что Марита во время финала на 400 метров будет на берлинском "Олимпиаштадионе". Явным фаворитом на этой дистанции считается уроженка Ямайки Саня Ричардс, выступающая за США. Ей даже удалось отобрать у Мариты одно из мировых достижений - Кох за свою карьеру 36 раз "выбегала" в любимой дисциплине из 50 секунд, а Ричардс удалось это сделать уже 37-й раз. Правда, сейчас спортсмены стартуют несравненно чаще, чем в годы правления Кох.
Что же касается главного рекорда великой немки, то он, по мнению Ричардс, простоит еще не один год. Американка, на шее у которой висит пуля (подарок матери с намеком на скорость дочери), признается: мол, будет счастлива, если пробежит в Берлине даже на секунду медленнее, чем Марита 24 года тому назад.
БАРЬЕРЫ НАДО ПРЕОДОЛЕВАТЬ
Ну а чем дышат сейчас другие великие немцкие легкоатлеты? У двукратной олимпийской чемпионки Мюнхена-72 (в прыжках в длину и эстафете 4х100 метров) Хайди Розендаль, которая ранее занимала руководящие посты в немецкой федерации, сегодня своя фитнес-студия. Кроме того, она - советник по здоровому питанию в леверкузенском "Байере". Но главное достижение 62-летней Хайди - четверо великолепных внуков.
А чемпионка мира 1983 года в беге на 100 метров и обладательница олимпийского золота (1976, 1980) в составе эстафетной команды ГДР Марлис Гер, которая в свое время 38 раз "выбегала" в коротком спринте из 11 секунд, трудится нынче психологом в Йене. Ее кредо - все трудности и проблемы оставлять за порогом собственного дома. Дважды в неделю 51-летняя Марлис совершает оздоровительные пробежки.
Еще одна небожительница - двукратная чемпионка мира и обладательница двух золотых олимпийских медалей в прыжках в длину Хайке Дрехслер уехала из родной Тюрингии и проживает нынче с 19-летним сыном Тони в Карлсруэ. 44-летняя Хайке занимается рекламой в страховой компании.
Отличную карьеру вне спорта сделал чемпион Европы 1982 года в беге на 5000 метров Томас Вессингхаге - стал профессором медицины и теперь в 57 лет руководит сразу тремя клиниками в Бад-Висзее. А трехкратный чемпион Европы в беге на круг с барьерами (1978, 1982, 1986) Харальд Шмид получил звание доктора спортивных наук. На лекциях о здоровом образе жизни, которые он часто читает, всегда повторяет: "Барьеры надо не избегать, а преодолевать". У 51-летнего Шмида есть и свое рекламное агентство.
А вот жизнь Катрин Краббе - одной из первых звезд после объединения Германии, чемпионки мира 1991 года в беге на 100 и 200 метров - сложилась очень нелегко. Дисквалификация из-за допинга, депрессия после того, как пытались убить ее мужа, суд в связи с уклонением от уплаты налогов... Но 39-летняя Катрин не падает духом. У нее два сына, увлекающихся гандболом, а сама она нынче работает в компании, продающей автомобили. Правда, интереса к легкой атлетике Краббе почти не проявляет.
Полная противоположность ей - двукратный олимпийский чемпион в марафоне (1976, 1980) Вальдемар Цирпински. По собственной инициативе стал бундестренером, так как посчитал, что немецкие марафонцы (среди них и его сын Фальк) нуждаются в большей заботе. Вальдемар не только тренирует бегунов, но и подыскивает для них спонсоров, организует сборы. В общем, в тонусе и форме.
Чем в определенный момент не мог похвастаться олимпийский чемпион 1976 года в тол кании ядра Удо Байер. Был момент, когда и три ступеньки по лестнице ему преодолеть было нелегко - весь покрывался потом. Но жена Рози заставила его сесть на велосипед, и теперь Удо без труда проезжает в хорошем темпе 100 километров. И трудится в туристической фирме, которой руководит вместе с 29-летней дочкой Катей.
А вот олимпийский чемпион 1960 года в коротком спринте Армин Хари форму никогда не терял. Автору этих строк посчастливилось с ним не так давно общаться, и, поверьте, Армин, у которого нет ни жиринки, а глаза горят, никак не выглядит на свои 72 года. Он и сейчас постоянно в бегах – фонд его имени помогает заниматься спортом детям из малоимущих семей. Между прочим, в свое время Хари, который первым в истории промчал стометровку за 10 секунд ровно, был не менее популярен, чем нынче Усэйн Болт.
ПРИОРИТЕТЫ БОЛТА
Самое время теперь описать приключения уникального ямайского спринтера в Германии. Дело в том, что у многих здесь в последние перед чемпионатом дни сложилось впечатление, что Усэйн Болт, несмотря на свои феноменальные рекорды, вовсе не самый быстрый человек на земле. Во всяком случае, как бы он ни убегал от болельщиков и журналистов, те его всегда догоняли.
В Херцогенаурахе под Нюрнбергом, где Усэйн тренировался, ямайский спортсмен менял стадионы и дорожки, но никак не мог скрыться от многочисленных преследователей. В итоге просто вынужден был отвечать на вопросы газетчиков. В частности, по просьбе Bild Усэйн дал интервью-"пятерочку" - то есть высказал по пять своих приоритов в разных сферах жизни. Вот, например, рейтинг его любимых автомобилей: 1.Ferrari-F350, 2.BMW M3, 3.Nissan Skyline. 4. Porsche Carrera. 5. Audi A8. Пятерка лучших спортсменов мира всех времен, по мнению Болта, такова: первый - футболист Зинедин Зидан, за ним баскетболист Кевин Гарнетт, гольфист Тайгер Вудс, легкоатлет Эдвин Мозес и, наконец, гонщик "Формулы-1" Михаэль Шумахер. Первые пять ассоциаций, связанных с Германией: замечательное пиво, автобаны, на которых, как на беговой дорожке, нет ограничения скорости, холодная погода, красивые женщины и его спонсор - фирма Puma. Секрет успеха: все пять пунктов - только тренировка! Ну а целей у Болта лишь три. Первая - грандиозная: "Хочу стать легендой. Для этого мне, трехкратному олимпийскому чемпиону, нужно еще и золото мирового первенства. Или пробежать стометровку за 9,5 - этого достаточно". Две другие жизненные задачи Усэйна куда приземленнее: "Хочу Ferrari и быть богатым".
Но вернемся к первой мечте Болта, заслуживающей, конечно, куда большего внимания, чем две другие. Пожалуй, Берлин - подходящее место, чтобы ее осуществить. Вспомним хотя бы Джесси Оуэнса, который 73 года назад обеспечил себе бессмертие. И не столько из-за того, что выиграл четыре золота Олимпиады-36, сколько потому, что на глазах всего мира опустил в дерьмо Адольфа Гитлера с его шизофренически-расисткими убеждениями. К великому счастью, перед Усейном Болтом сегодня в Берлине другая, куда более простая задача - только выигрывать и бить рекорды. Оуэнсу же пришлось сражаться не только в спортивных секторах.
Между прочим, после выдающихся побед Джесси на Играх 1936 года президент США Франклин Рузвельт даже не прислал ему поздравительную телеграмму. Политик вел предвыборную борьбу и, вероятно, опасался, что поздравление негритянскому атлету может не понравиться избирателям из южных штатов...
Нынешняя легкоатлетическая сборная США хотела выступать в Берлине в майках с инициалами Джесси Оуэнса - „J.O.". Увы, IAAF оказалась против. Но зато спортсмены и болельщики уж точно смогут пройтись по улице Джесси Оуэнса, ведущей к "Олимпиаштадиону". И посетить расположенную по соседству со знаменитой ареной выставку, посвященную великому спортсмену, который ушел из жизни в 1980 году в 66-летнем возрасте. Кстати, улицу в Берлине в честь Оуэнса назвали только в 1984-м. А вот главную немецкую награду "Крест за заслуги" Джесси получил лично - в 1973 году в Лос-Анджелесе из рук генерального консула Германии.