«Приходят тетки, которым денег не хватает, и рассказывают, что было 50 лет назад». Хоркина — о секс-скандалах в спорте
В спортивной гимнастике в последнее время скандалы практически каждую неделю. То «дело Нассара» — врача сборной США, осужденного за сексуальные преступления на 175 лет. То интервью и письма британских спортсменок — они пожаловались на оскорбления, жестокость и психологическое давление со стороны своих тренеров. Теперь подключились австралийки — девушки говорят о булимии и постоянных нападках из-за веса. «Тренер называл меня жирной ленивой свиньей, — вспоминает Ясмин Кольер. — И мне до сих пор приходится бороться с тем, что я пережила». О сомнительной популярности, которую приобретает этот вид спорта, «СЭ» поговорил с двукратной олимпийской чемпионкой и девятикратной чемпионкой мира Светланой Хоркиной.
Письма британок и австралиек — глупость
— Судя по последним новостям, гимнастика — самый жестокий вид спорта.
— Каждый выбирает себе жизнь сам. Если хочется жить просто, не прилагать никаких усилий — пожалуйста. Но тогда в спорт идти не надо. Там тяжело, там надо терпеть. Это не занятия физкультурой.
— В вашем виде спорта называть спортсмена «толстым» — обычное дело?
— Меня тренер — Борис Пилкин — толстой никогда не называл. Он сразу просто и доступно разъяснил, что высокой гимнастке нужно быть в форме всегда, от этого зависит моя форма, моя карьера. И я это усвоила. Поняла, что, если хочу стать лучшей в мире на многие годы, нужно внимательно относиться к своей профессии. Так, в принципе, и получилось. Но мне повезло — у меня был лучший тренер в мире.
— Поэтому вам сложно говорить про остальных?
— Да. Могу лишь сказать, что в спорте в принципе не может быть легко. Если ты, конечно, хочешь чего-то добиться.
— Речь немного о другом. Если мальчика отдают в хоккей, никто не удивится, когда ему больно попадет шайбой. Но австралийская спортсменка жалуется, что тренер называл ее «толстой ленивой свиньей» — согласитесь, этого в гимнастике ждут не все.
— Странная девочка. Уж при их возможностях, когда работает куча специалистов, включая диетологов, можно так организовать себе процесс тренировок и питания, что о таких жалобах можно просто забыть. Заявлять можно что угодно. Если такая умная, иди в австралийскую федерацию — и наведи там порядок. Это известная спортсменка написала? Или рядовая, которая захотела прославиться?
— Чемпионка Игр Британского содружества-2006.
— Понятно. Ни о чем. Старт местного значения. Видимо, хочет славы и внимания.
— Ее подруги по команде высказались в том же ключе. Насколько я понял, волна пошла после писем и интервью британских гимнасток. Про них слышали?
— Считаю, это просто глупость. Или хотят прославиться. Спортсмен должен понимать, что они вместе с тренером идут к своей мечте. И есть определенные вещи в профессии, которые необходимы для успеха. Если гимнастка действительно будет толстой — она не сделает двойное сальто. Просто убьется или травмируется. Это нормально и понятно для профессионального спортсмена. Поэтому я и спросила: рядовые гимнастки жалуются или нет.
— В Великобритании — не рядовые. Например, сестры Дауни — медалистки чемпионата мира.
— Что говорят?
— «Жестокость тренеров, психологическое давление и оскорбления настолько укоренилась в нашем спорте, что считаются нормой».
— А что ж они тогда не бросили этот спорт? Не ушли сразу от этих тренеров? Почему не подали в суд? Просто пиар. Тьфу! У нормальных тренеров и спортсменов даже вопросов таких не возникает — они и так понимают, как нужно вести себя на тренировках и соблюдать дисциплину. А чего эти терпели-то так долго?
— Боялись, наверное.
— Кого? У них же — демократия. Или как они это называют.
— Вам повезло с тренером. Но если бы вдруг вам в свое время наставник сказал: «Ты толстая и ленивая свинья», — как бы отреагировали?
— Я бы, наверное, видела в зеркале — толстая или нет. А если бы я не хотела похудеть и сделать какой-то сложный элемент, то не стала бы той Хоркиной, которую знает весь мир. И я понимаю, что тренер мне — не враг. Нужно прислушиваться. Для меня это был не просто наемный работник, а родной человек. Которым и остался до конца жизни. Ведь так?
— По-разному бывает. У нас вот тоже Леонида Аркаева обвиняли.
— Таких результатов в тренерской работе как у него еще никто в мире не повторил. Просто люди сегодня хотят сделать себе пиар на ровном месте. Обидеть человека очень легко. А вы посмотрите, сколько выиграли его ученики.
— Все методы, при условии олимпийского золота, оправданы?
— Есть отношения с тренером. Нужно их выстраивать.
Зачем они терпели столько времени? Это как надо себя не уважать?
— Секс-скандал с доктором Нассаром в США. Об этом что думаете?
— Это тоже очень странно. А что у них в киноиндустрии происходит? Приходят какие-то тетки, которым, наверное, денег не хватает, и рассказывают, что, оказывается, столько лет были обижены. Это сейчас в тренде. То с режиссерами, то теперь в спорте. А что ж вы сразу не говорили? Зачем терпели? И только как закончили — вдруг решили поднять тему.
— Не все закончили, та же Симона Байлз говорила о домогательствах.
— А что ж они молчали-то столько времени? Это как надо себя не уважать? И еще вопрос: если это было, то насколько у них честные и искренние отношения с родителями? Если дети боятся рассказывать такое самым близким людям или родители заступиться, представляете, какой там семейный кризис? Просто ужас.
— Психологи объясняют это тем, что жертвам насилия в такой ситуации сложно и страшно. Кому-то требуются годы.
— Серьезно? А вспомнить, что 50 лет назад к тебе приставал какой-то режиссер — это нормально? У всех же сегодня столько свободы. Плохой тренер — поменяй! У них сейчас это принято. Давно погружены в демократию. Для чего делать такие заявления?
— Насколько я понял, во-первых, чтобы предостеречь остальных, во-вторых, у них претензия к сложившейся системе, поскольку все ими перечисленное считается нормой.
— Здорово. У нас и так в гимнастике новые правила. Другой взгляд на эстетику и красоту. Вот бы построже в этом направлении. Я не помню этих Дауни, но ведь британские гимнастки отличаются от наших?
— Да, они покрупнее.
— А я все-таки хочу, чтобы гимнастика оставалось той гимнастикой, моду на которую завели наши легенды: Лариса Латынина, Лидия Иванова, Нелли Ким, Людмила Турищева. Вот! Это была настоящая эстетика!
— Сейчас больше ценятся физические способности. Как у Симона Байлз с ее двойным сальто назад с двумя винтами.
— Это можно называть цирком или акробатикой в гимнастике. А мне бы очень хотелось, чтобы руководители Международной федерации спортивной гимнастики соблюдали баланс. Красоту и эстетику терять нельзя.
— Насколько все эти истории бьют по репутации вашего вида спорта?
— Если бы вы мне не сказали, я бы даже не узнала. Кто-то сидит и критикует, а кто-то занят поиском новых звездочек. Я ищу тех, кто перевернет мир гимнастики. Работаю над открытием своих школ. ЦСКА. А все эти скандалы — ну их. Все стали настолько свободолюбивыми, что диву даешься. Не нравится тренер — меняй, не нравятся особенности вида спорта — бросай. Все, какие проблемы?